Итак, Господь объяснил, что нужно искать общение со святыми личностями, чтобы под их руководством заняться преданным служением Господу. Первое качество святого -терпение. Чайтанья Махапрабху иллюстрировал качество терпения на примере дерева, говоря, что следует быть терпеливее дерева. Во время дождя мы убегаем, но деревья нет -они все терпят. Смирение Господь Чайтанья иллюстрировал на примере травинки. Он объяснял, что только тот, кто лишен чувства ложного престижа и готов оказать должное почтение другим, может постоянно воспевать святые имена Господа. Следует развивать терпимость. В материальном мире есть почет и бесчестие. Сегодня вас восхваляют, а завтра порочат. Следующее качество - милосердие. Преданные Господа милосердны, причем настолько, что не хотят причинять вреда ни одному живому существу. Преданные - друзья всем живым существам. В "Шримад-Бхагаватам" Хираньякашипу хотел, чтобы его сын научился дипломатии - делить общество на друзей и врагов. Но Прах л аду не интересовала эта философия, поскольку у него не было врагов, только друзья. Таков святой -друг каждому, у него нет врагов. Даже если кто-то приносит ему неприятности, он не считает его своим врагом. Например, Йудхиштхира Махарадж столько сделал для своего дяди, хотя тот потворствовал попыткам убить его самого и его братьев. Святой не мстителен. Он должен дружелюбно относиться ко всем. Он живет в соответствии со священными писаниями — словами Бога.
Девахути еще спросила: "Ты говоришь, что душа не умирает и переселяется. А кто является свидетелем всему этому и всем нашим поступкам?" Господь сказал, что полубоги являются свидетелями всех наших поступков. Солнце и Луна - это два ока Господа. Они следят за всем и днем, и ночью. А если мы за стенами? В этом случае, может быть, вы и не видите Солнце и Луну, но они вас видят. Они видят сквозь стены. Если материалисты придумали просвечивающие устройства, то почему это не могут Солнце и Луна? Материалисты делают фотоснимки, почему же Солнце и Луна не могут это сделать? Поэтому Солнце и Луна - это двое свидетелей. Затем есть бог воздуха и огня. А превыше всего Господь в нашем сердце -Параматма. Они все следят за всей нашей деятельностью. В соответствии с нашими поступками душа с семенем отца попадает в лоно матери. Господь объясняет, как живое существо переселяется из одного тела в другое. Наши поступки определяют наше будущее. Мы получаем соответствующие плоды — наше будущее: что посеешь, то и пожнешь.
Прахлада Махарадж говорит, что, культивируя духовное знание, можно понять разницу между телом и душой. Можно понять, каким образом в теле существует духовная душа. Что означает культивировать духовное знание? Первое — это слушать из авторитетного источника. Мы все пришли к духовной жизни через процесс слушания. Слушать можно о разном. Но когда мы слушаем из авторитетного источника, то это оказывает на нас влияние, которое проникает в наше сердце. Ключ к духовной жизни — это слушание и повествование о Господе. В "Шримад-Бхагаватам" говорится, что, когда мы регулярно слушаем "Шримад-Бхагаватам", все неблагоприятное в сердце уничтожается. В сердце воцаряется преданное служение. В сердце нужно уничтожить анартхи. У нас пропасть анартх — вожделение, гнев, зависть, ненависть. Как говорит Рупа Госвами, сначала в сердце должно быть желание культивировать духовное знание. Кришна говорит в "Бхагавад-гите", что Он находится в сердце каждого и является источником знания, памяти и забвения. Поэтому способность забывать Кришну исходит от Господа, как и способность помнить о Нем. Поэтому, когда Всевышний видит, что человек ищет подлинную религию, Он приводит его в соответствующее окружение. Когда Господь видит, что вы хотите забыть Его, Он подталкивает вас и на это. Когда вы соприкасаетесь со святой личностью, садху, вы получаете подлинную философию. Вы все пришли в сознание Кришны через процесс слушания. А затем вы начали практиковать. Вам никто не давал денег за повторение мантры. Но все равно вы приходите, садитесь и слушаете, почему? Потому что вы получаете удовлетворение. Иначе зачем все это?