В "Шримад-Бхагаватам" нам периодически напоминается разница между телом и душой. В современном обществе все сосредоточено на теле. И мы видим, что очень много усилий прилагается, чтобы тело было счастливым. И ради того, чтобы принести счастье телу, люди не обращают внимание на то, что хорошо, а что плохо.
Прахлада говорит, что мы просто пережевываем жеваное. В Индии через соковыжималки выжимают сок из сахарного тростника. Затем подходит бедняк и пытается жевать остатки в надежде что-то еще выжать. Он получает каплю сока. Аналогично, мы в этом мире пытаемся попробовать что-то новенькое. Например, выкурить новые сигареты, одеться в одежду по новой моде. А что меняют? Одну пуговицу на другую. Таковы эти крысиные бега в этом мире. Люди прилагают огромные усилия, чтобы найти счастье. Но неважно, какого бы материального успеха вы ни добились, живое существо никогда не сможет быть счастливым, если оно не придет к духовной жизни. В этом стихе дан уместный пример. Опытный геолог может найти золото и извлечь его из руды, потому что он этому научился. Аналогично, духовно продвинутая личность может понять, каким образом в теле присутствует духовная душа. Культивируя духовную жизнь, можно достичь совершенства. Не геолог не поймет, где находится золото. Глупец, который не имеет духовного знания, не поймет, что в теле пребывает душа. Поэтому здесь подчеркивается культивирование духовного знания. Культивируя духовное знание, можно понять, что есть разница между телом и душой. Тело бренно, однако душа вечна. У души нет ни рождения, ни смерти, она никогда не прекращает свое существование. Душу нельзя увидеть, но ее можно чувствовать благодаря сознанию. Если в теле есть сознание, то в нем есть душа.
В 1968 году кардиохирургом в Канаде был опубликован доклад. В медицинских кругах постоянно дискутируют относительно того, когда пациенту можно позволить умереть. Сейчас можно искусственно поддерживать жизнь в теле. В этом отчете этот кардиохирург написал, что он уже на протяжении 32 лет наблюдает смерти своих пациентов и пришел к убеждению, что в теле есть "нечто". Когда это "нечто" покидает тело, то тело становится мертвым. Я показал эту статью Шриле Прабхупаде, и он начал переписку с этим врачом. В ней он выразил ему свою признательность. Как только признается, что душа вечна, то возникнет вопрос о наказании или награде души. Если об этом думать, то большинству людей придется ждать наказания за то зло, которое они совершают. А они не хотят этого, они не хотят в это верить. Поэтому большинство людей придерживается философии, что, чем меньше знаешь, тем лучше. Итак, ученые с помощью современной техники ринулись искать это "нечто". И Шрила Прабхупада процитировал им стихи из "Бхагавад-гиты", где говорится, что душу невозможно увидеть, иссушить... В конце концов, ученый согласился, что то знание, которое дает ведическая наука, гораздо выше того знания, которое может дать современная наука. В реальности души можно убедиться на практике. Когда вы живы, в теле присутствует душа. Но мертвое тело неподвижно, потому что "нечто" покинуло тело.
Капиладева — это воплощение Бога. Его мать Девахути знала об этом. Когда Господь Калила находился в лоне Своей матери, то пришел Господь Брахма и объяснил ей, что ее ребенок будет великим мудрецом и воплощением Господа. Девахути задала сыну целый ряд вопросов. Она спросила: "Как избавиться от сетей рождения и смерти и выбраться из этого постоянно страдающего тела?" Если у человека настоящий разум, то он старается понять это. Страдания нам приносит ум, который нас все время беспокоит. Затем другие живые существа и материальная природа: наводнения, засухи... Капила Муни похвалил Девахути за такой вопрос, потому что ответ на него принесет благо всем. Он сказал, что благодаря преданному служению Господу можно избавиться от сетей рождения и смерти. Мать спросила: "А кто может научить заниматься преданным служением? К кому нужно обратиться?" Он ответил, что, только общаясь с садху можно обрести знания о Боге. Далее Девахути спросила: "А как узнать духовную личность?" "По его качествам. Святого можно узнать, когда он начинает говорить".