В 3 песни "Шримад-Бхагаватам" Брахма говорит, что хотя Господь Адхокшаджа, но с помощью тапасьи Его возможно постичь. Мы не рекомендуем крайние формы аскезы. В 1975 году исполненный фанатизма преданный приехал из Африки в Бомбей. Он выпрашивал у Шрилы Прабхупады благословение, чтобы сидеть в одиночестве в хижине в Майапуре и повторить святые имена. Этот преданный считал, что он всегда прав, а все остальные нет. Шрила Прабхупада не советовал ему оставаться одному, рекомендуя находиться вместе с преданными. Но тот упорствовал, и Шриле Прабхунаде ничего не оставалось, как дать добро. Преданный соорудил себе в Майапуре хижину и начал повторять мантру. Несколько дней подряд он это делал, а потом исчез. И больше его никто не видел.
Мы не практикуем крайних форм аскез, наподобии того, чтобы быть одному без общения с преданными. Или постится, как Дхрува Махарадж. Или спать, как Госвами, по полчаса в сутки. В этом нет никакой необходимости. Дхрува принимал пищу раз в три дня. Потом раз в шесть дней. Наша аскеза -почитать Кришна-прасад и ничего больше. Госвами спали полчаса в день, а остальное время писали книги, повторяли святые имена, обсуждали Кришна-катху. Но если вы попытаетесь подражать Госвами, проявляя крайний фанатизм, то это кончится плачевно. Шрила Прабхупада говорил, что следует спать 6 часов. Если человек болен, он может спать дольше. Важен сам принцип, ибо без тапасьи невозможно духовно продвигаться. Наши аскезы предназначены для наслаждения Господа.
Помимо тапасьи Брахма создал путь йоги. Йога - это наука памятования об Господе. Одно из имен Кришны.....это Йогешвара, что означает "повелитель мистической йоги!'. Кришна объясняет, что идеальный Йог тот, кто постоянно думает о Нем. С помощью йоги можно добиться разнообразным мистических совершенств. Одно из них состоит в том, что находясь здесь, в Сочи, можно протянуть руку куда угодно и забрать все, что хочешь. Здорово! Например, в ювелирный магазин. Есть мною других сиддх, мистических совершенств. Но преданный не стремится обладать какими-либо из этих 8 мистических совершенств. Повсюду столько разных школ йоги. Но мало где говорят о принципе владения умом и чувствами. Люди большей частью хотят только хатха-йогн — физкультуры. Но, йога по путь, с помощью которого можно понять Господа.
Также Господь Брахма создал гьяну знание. Он дал всевозможные ведические произведения. Истинное знание приводит к пониманию того, что мы являемся слугами Господа.
Кришна говорит, что к Нему приходит 4 типа людей: те, кто хотят денег, страдающие, любознательные и искатели подлинного знания. Не столь важно, какой у вас мотив, в любом случае следует обращаться к Кришне.
Далее в "Бхагавад-Гите" Господь Кришна говорит о нишкама-бхакти или бескорыстном преданном служении. Он говорит, что после многих рождений и смертей истинно удачливая душа поймет, что Он является причиной всех причин, и избавится от круга рождений и смертей.
Мы тщательно изучаем "Бхагавад-гиту” и "Шримад-Бхагаватам", поскольку ИСККОН является образовательным учреждением. Каждый, кто хочет духовно продвигаться, должен обладать духовным знанием. Наше понимание гьяны не академическое, а практическое.
Есть гьяна и вигьяна. Вигьяна означает знание, применяемое на практике. Если не применять знание на практике, то какой в нем смысл? В Индии существует много школ по изучению санскрита. Люди читают в этих школах "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гиту". Но они не применяют полученное знание. Нравственные качества у них довольно низки.