Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада

Оглавление: Лекции по Бхагавад Гите

2.26-27 [29 августа 1973 года, Лондон]

Лекция по Бхагавад-Гите 2.26-27

(29 августа 1973 года, Лондон)

Прадьюмна:

атха чаинам нитйа-джатам

нитйам ва манйасе мртам

татхапи твам маха-бахо

наинам шочитум архаси

/БГ 2.26/

"Если же ты, тем не менее, думаешь, что душа [или признаки жизни] беспрестанно рождается и умирает, у тебя всё же нет причин для скорби, о сильнорукий Арджуна".

Шрила Прабхупада:

джатасйа хи дхруво мртйур

дхрувам джанма мртасйа ча

тасмад апарихарйе 'ртхе

на твам шочитум архаси

/БГ 2.27/

Итак, Кришна выдвигает современную научную точку зрения. Современная научная точка зрения состоит в том, что души нет. Жизнь происходит из материи. Благодаря комбинации материальных элементов… Также как химическая комбинация. Вы смешиваете кислоту и соду, щёлочь и кислоту. Будет определённая реакция, бурное вскипание, движение. Подобным образом, философия буддистов не верит в существование души. Философы буддисты думают, что благодаря комбинации материи появляются признаки жизни.  Их конечная цель это нирвана. Нирвана, значит остановить эту комбинацию. Из-за этой комбинации мы чувствуем радость и боль. Поэтому, если мы разъединим эту комбинацию, то больше не будет болей и радости. Это материалистично. Это их разрешение проблемы боли и радости. Конечная цель любой философии или любой религиозной системы, это

атйантика-духкха-нивритти

Дукха, значит боль, и нивритти нивритти, нивритти нивритти, значит остановить. Зачем люди ходят в церковь? Так как они чувствуют какую-то боль, они идут в церковь или храм, чтобы воззвать, «Если кто-нибудь, такой как Бог…» Они думают так. «Позвольте мне воззвать к Верховной Личности, так чтобы мои беспокойства уменьшились». Итак, цель это атйантика-дукха-нивритти атйантика-дукха-нивритти. Мы также культивируем это сознание Кришны. Наша цель также…

Дукха-нивритти. Кришна говорит:

джанма-мритйу-джара-вйадхи-духкха-дошанударшанам

/БГ 13.8-12/

Мы постоянно помним, что в этом материальном существовании в основном есть четыре вида страданий. Их надо прекратить.

духкхалайам ашашватам

/БГ 8.15/

Цель каждого это дукха-нивритти дукха-нивритти. Это можно сделать разным способом. Итак, философия Будды это также дукха-нивритти дукха-нивритти, остановить боль.

анандамайо 'бхйасат

/Веданта-сутра 1.1.12/

по природе мы хотим быть счастливыми. Но мы не знаем, как действительно стать счастливыми и блаженными. Это невежество. В этом материальном мире они также хотят наслаждаться, все. Они думают, что это вино, женщины, мясоедение, азартные игры, интоксикации, всё это даст им радость. Поэтому, атйантика-духкха-нивритти атйантика-духкха-нивритти. Бхагавата говорит, что атйантика-духкха-нивритти атйантика-духкха-нивритти, значит окончательное решение страданий, состоит в том, что мы осознаём Бога, и возвратимся обратно домой к Богу. Такова наша философия. И те, кто не могут понять, кто такой Бог, что такое царство Бога, они хотят приспособиться. Цель одна и та же, атйантика-духкха-нивритти атйантика-духкха-нивритти, окончательное решение всех страданий. Другим способом.

Итак, Кришна говорит, выдвигая теорию Будды, которая раньше была известна как локайатикаш локайатикаш и и вайбхашикаш вайбхашикаш... Эти два вида философов, не верят. Это в большинстве своём материалистичные философы, у них нет понимания души. Поэтому у них есть теории разного рода, которые мы не принимаем. Кришна говорит, что если вы не санатанист или последователь Ведических принципов, если вы думаете, что ваши принципы и взгляды отличаются, что благодаря комбинации материи происходит это существование

атха чаинам нитйа-джатам 

/БГ 2.26/

Нитйам, означает благодаря комбинации… Также как благодаря материальным элементам происходит много всего. Подобным образом, если вы не верите в существование души, если вы думаете, что души нет, и что жизнь является результатом комбинации материи, нитйа-джатам нитйа-джатам, и когда эта комбинация материи так или иначе распадается, тогда души больше нет, всё заканчивается. Она начинается с момента комбинации материи, и это заканчивается в момент распада материи. Если вы так думаете, тогда татхапи татхапи твам твам маха маха-бахо. Кришна критикует Арджуну, маха-бахо маха-бахо. На самом деле он маха-бахо маха-бахо. Маха-бахо Маха-бахо, значит могучерукий. Тот, у кого очень сильные, могучие руки, он может очень хорошо сражаться. Поэтому, зачем тебе тогда оставлять это сражение? Зачем тебе горевать из-за комбинации химических и материальных элементов. Предположим, этот дом является комбинаций материальных элементов. Итак, так или иначе, если он распадается, то кто об этом скорбит? Ни один здравый человек не будет горевать. 

Итак, если у вас нет понимания существования души, тогда вам также не надо скорбеть.

татхапи твам маха-бахо  наинам шочитум архаси

/БГ 2.26/

Следующий стих:

джатасйа хи дхруво мртйур

дхрувам джанма мртасйа ча

тасмад апарихарйе 'ртхе

на твам шочитум архаси

/БГ 2.27/

"Тот, кто родился, когда-нибудь обязательно умрёт, а после смерти снова появится на свет. Поэтому тебе всё равно придётся исполнить свой долг, и, делая это, ты не должен предаваться скорби".

Это карма-вада карма-вада. В предыдущем стихе Кришна пытался объяснить:

бауддха-вада, настика-вада

атеизм. Атеист, означает тот, кто не верит в существование души и Бога. Это родственные термины. Если вы понимаете, что такое душа, тогда вы можете понять, что такое Бог. Но те, кто являются агностиками, атеисты, они не верят ни в Бога, ни в душу. Итак, комбинация материи…

Здесь Кришна говорит по-другому, что происходит комбинация материи и она снова распадается. Вот что происходит. Или душа есть или её нет, также как теория Дарвина, эволюция материального тела.

Итак, это происходит. Одно тело создаётся и тоже самое тело снова уничтожается, другое тело создаётся, другое тело, тоже тело уничтожается, и это продолжается. Поэтому где же причина для скорби? Ты не можешь этого остановить. Ты не можешь остановить этот процесс.

джатасйа хи дхруво мритйур

дхрувам джанма мритасйа ча

тасмад апарихарйе 'ртхе

/БГ 2.27/

Долг. Происходит тоже самое. Долг, это очень важная вещь. Кришна это подчёркивает. Человек не может прекратить выполнять свой долг. Иначе он становится греховным. Это карма-вада. Если, также как так много людей, спорят, что если мы хорошо выполняем свои обязанности, тогда нет необходимости в принятии Бога?  Философия карма-вады состоит в том, что если есть Бог, тогда он даёт нам результаты наших действий, и если мы будем их хорошо выполнять, тогда Он даст нам хорошие возможности, и если я всё буду делать плохо, я попаду в страдания.

Итак, это карма-пхала-датта карма-пхала-датта, определяет... Также как судья верховного суда, он выносит решение в соответствии с делом, разными делами. Подобным образом, хорошее или плохое для нас будет определено в соответствии с нашей кармой. Это также факт. Тогда в чём же польза того, чтобы принимать Бога? Если я буду выполнять свои обязанности очень хорошо, тогда Он должен дать мне хорошие результаты. Зачем мне поклоняться Ему? Зачем мне становиться преданным Бога? Это Его долг. Это карма-вада карма-вада. Все пытаются избежать принципа преданного служения. Только мы, люди в сознании Кришны, отстаиваем философию Бхагават-Гиты:

ман-мана бхава мад-бхакто  мад-йаджи мам намаскуру

/БГ 18.65/

Кришна говорит, что «Всегда думай обо Мне». Эти карма-вади, скажут: «Зачем мне тратить время, думая о Кришне? Если я буду хорошо выполнять свой долг, тогда я получу хороший результат. Зачем мне становиться преданным Кришны»? Таковы их аргументы.

Один Арья-самаджи Арья-самаджи, начальник почтового отделения, очень давно, не очень давно, в, 1956, 1956... В Дели, в то время я публиковал этот «Back to Godhead». Итак, у нас были скидки на рассылку, и журнал доставили этому начальнику. Итак, начальник разговаривал со мной о журнале «Back to Godhead». Он снова задал тот же вопрос. Он сказал, «Если мы будем хорошо выполнять наш долг, тогда зачем же поклоняться Богу? Если мы будем честными, если мы будем моральными, если мы не будем никому причинять вред, таким образом, если мы будем действовать, тогда в чём же…»? Так как название нашего издания было Обратно к Богу. Таким образом, он непрямо протестовал, Какой смысл проповедовать эту философию о Боге, если мы хорошо работаем?

Точка зрения Арья-самаджей Арья-самаджей... Их называют... Есть английское название, как это называется? Я уже забыл. Моралисты. Технически их называют так. В любом случае, это их точка зрения, как избежать Бога. Тогда я ответил, что если человек не обладает сознанием Бога, он не может быть моралистом, он не может быть правдивым, он не может быть честным. Это наша точка зрения. Вы посмотрите на весь мир по этим трём вещам: моральность, честность, и исполнение долга. Там так много всего хорошего. Но если он не осознаёт Бога, он не сможет это продолжать. Есть много случаев, даже среди преданных, так как это материальный мир сделан так, что вы не сможете продолжать это вечно. Это объясняется в Бхагават-Гите, вы найдёте это. Так как три гуны материальной природы действуют, поэтому даже если вы находитесь на уровне благости, другие гуны материальной природы будут пытаться на вас напасть. И ваша добродетель, моральность, честность, всё это будет осквернено воздействием других низших гун природы. Поэтому иногда, мы видим, что очень хороший человек совершает какую-то греховную деятельность. Поэтому решение Шримад-Бхагаватам, это

харав абхактасйа куто махад-гунах

/ШБ 5.18.12/

Махад-гунах. Мы можем это легко найти, также как мы говорим, что нельзя заниматься незаконным сексом, мясоедением, так как мы это считаем греховным. Но есть другие, большие, большие лидеры, политики, философы, даже религиозные священники, они не думают, что это аморально, или греховно. Мясоедение греховно. Почему? В чём здесь грех? Незаконный секс, что здесь плохого? Интоксикации, что здесь плохого? Они не находят здесь ничего аморального. Итак, у них такой стандарт моральности, они не могут его поднять, если человек не обладает сознанием Бога. Это невозможно. Стандарт моральности, стандарт добродетели, нельзя повысить. Таково мнение Шримад-Бхагаватам.

харав абхактасйа куто махад-гунах

Недостаток сознания Кришны. Они думают, что у животных нет души. Они не принимают такую моральность, что животных нельзя убивать, это греховно, это аморально. Они создали свою собственную теорию. Итак, не имея стандартов сознания Кришны, или сознания Бога, вы не можете найти стандартной платформы моральности, честности. Вы не можете их найти. Это невозможно. Поэтому, вердикт Шримад-Бхагаватам это харав абхактасйа куто махад-гунах харав абхактасйа куто махад-гунах. Также как если вы не следуете стандартным законам, как вы можете утверждать, «Это морально» или «Это честно или нечестно». Должен быть стандартный закон. И кто может дать вам законы, если он не является величайшим авторитетом? Итак, закон меняется в соответствии с разными странами, климатом, ситуацией. Итак, законы, придуманные человеком, не могут дать вам стандарты моральности, честности или… Это невозможно. Так как человек будет думать: «Это морально», другой будет думать: «Нет, это не морально». Тоже самое. Держитесь левой стороны, держитесь правой стороны. Кто-то говорит: «Держитесь правой стороны», кто-то скажет «Держитесь левой стороны, это не правильно».

мано-ратхенасати дхавато бахих

/ШБ 5.18.12/

Так как те, кто не обладают сознанием Кришны, они парят на ментальной платформе. Они могут утвердиться в морали, честности, нечестности. Нет. Любой негодяй также скажет

йато мато тато патха

Значит, всё, что ты думаешь, это правильно, всё нормально. В соответствии с вами, по вашей концепции это правильно, и в соответствии с моей концепцией оба они правы. Как оба они могут быть правы?

Итак, это противоречие, противоположные элементы, и это будет продолжаться до тех пор, пока не будет сознания Кришны. Итак, это факт, что карма-вади карма-вади, просто выполняя хорошо свои обязанности… Это… по принципу, это правильно. Но мы должны  знать, что такое  в действительности моральность. Есть так много примеров. Также как когда идёт война, то убивать врагов, это морально. Но в мирной жизни, если вы убьёте человека это аморальность или греховно. Процесс тот же самый, моральность или аморальность, процесс тот же. Но иногда это морально, иногда аморально. Итак, как это может быть стандартизовано? Поэтому  Бхагавата говорит:

дхармам ту сакшад бхагават-пранитам

/ШБ 6.3.19/

Истинная дхарма, настоящая религия, моральность, честность, это может быть решено на основании слов Верховного Господа. Это… Когда Кришна говорит, «Это правильно», тогда это правильно. Когда Кришна говорит, что это не правильно, тогда это не правильно. Таково наше решение. Мы сознаём Кришну, мы просто принимаем. И это факт. Это факт, потому что Кришна это величайший авторитет. Верховный, означает величайший авторитет.

Также как государство говорит: «Теперь идёт война. Если вы убьёте много врагов, тогда вы будете награждены золотой медалью». Тот же процесс убийства. Но в другое время, когда нет войны, если вы убьёте человека, вас повесят. Процесс убийства тот же, но решение принимает величайший авторитет, государство. «Это правильно, это не правильно». Поэтому стандарт моральности означает, подчиняться указаниям величайшего авторитета. Это стандарт моральности. Таково заключение. Вы не можете придумать свою собственную мораль. Нет. Если Кришна говорит, «Это правильно», тогда это правильно. Иначе, это не так, Кришна говорит:

патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати

/БГ 9.26/

"Если кто-то предлагает Мне овощи, листья, зерна, молоко, воду, цветы, тогда я приму». Итак, это хорошая  пища, это можно принимать. Так как Кришне нравится есть это. Кришна может есть всё, что угодною. Так как Он Верховный, Он Всемогущий, Он может есть всё, но Он в частности упоминает это. Поэтому, пища сделанная из этих ингредиентов очень хорошая, саттвика саттвика, в благости.

Итак, карма-вада, то, что вы следуете морали, тогда вы получите хорошие результаты… Но где ваша моральность? Так как вы не покорны Богу. В начале вашей жизни, вы аморальны. Вы не подчиняетесь высочайшему авторитету.

Есть другой пример, история, о банде воров, они наворовали какое-то имущество из разных домов, затем за деревней они делят между собой награбленное. Итак, один вор говорит: «Пожалуйста, поделите это честно, так, чтобы никого не обмануть». Теперь, только представьте, собственность украдена. Где здесь моральность? Но когда они делят, они думают о морали. Основной принцип уже аморален. Где у вас будет моральность? Подобным образом, в соответствии с Ведическими наставлениями:

ишавасйам идам сарвам

/Ишопанишад, мантра 1/

Всё принадлежит Верховной Личности Бога. Это Его собственность. Итак, вся планета является собственностью Бога, вся вселенная это собственность Бога. Но когда вы заявляете, что это моя собственность, тогда где здесь моральность? Если вы заявляете своё право на чужую собственность, тогда где здесь моральность?

Итак, в этом материальном мире, действует такого рода моральность, честность. Но наша мораль такова, что если Кришна удовлетворён, тогда будет честность, моральность, всё остальное. Есть много примеров. Также как Прахлада Махараджа. Прахлада Махараджа стоит и его отца убивает Нрисимхадева в его присутствии. Итак, вы думаете, что это морально, что когда чьего-то отца убивают в присутствии его сына, и сын смотрит не протестуя, с гирляндой: «Как только моего отца убьют, я предложу эту гирлянду Нрисимхадеве?". Это моральность? С материальной точки зрения? Мы поклоняемся…. Прахлада Махараджа стал махаджаной, величайшим авторитетом в преданном служении, но если мы изучим его моральность, что он не протестовал против убийства своего отца, а наоборот, они ждал с гирляндой, что «Как только убийство будет закончено, я предложу это». Понимаете? Там где есть материальная мораль, нет морали вообще.

Гопи, были молодыми девушками, чьими-то жёнами, чьей-то сестрой, чьей-то дочерью, но когда Кришна играл на своей флейте посреди ночи, они оставляли все свои занятии и бежали: «Где Кришна»? Итак, с Ведической точки зрения, это аморально. Они уходят к другому молодому парню и оставляют семью. Даже некоторые, некоторые из гопи, они также оставили своих сыновей, и пошли к Кришне. С материальной точки зрения это аморально. Итак, вы увидите, что с материальной точки зрения это аморально, но это самая удивительная мораль в отношениях с Кришной. И подобным образом, с материальной точки зрения, что является моральным, я имею в виду, это самое отвратительное с этой точки зрения…

Также как Юдхиштхира Махараджа. Юдхиштхира Махараджа был очень моральным. Кришна посоветовал ему: «Просто пойди и скажи Дроначарье, что «твой сын мёртв», хотя его сын не был мёртв. Так как Дроначарья не умрёт, пока он не услышит новости о смерти своего сына. Он не умрёт. Поэтому он не поверит никому, кроме Юдхиштхиры Махараджи, так как он знаменит своей моральностью. Итак, Кришна попросил его: «Пойди, иначе он никому не поверит». Итак, Юдхиштхира Махараджа колебался, «Как я могу сказать не правду?». Поэтому из-за этого ему пришлось увидеть ад. Он стал аморальным.

ман нимитте критам папам пунйайа эва калпате

Итак, наш стандарт моральности и аморальности это смотреть, удовлетворён ли Кришна. Если Кришна удовлетворён, тогда это морально. Если Кришна не удовлетворён, тогда это аморально. И представитель Кришны также. Поэтому говорится

йасйа прасадад бхагават прасадо иасйапрасадан на гатих куто’пи

/Гурваштакам, 8/

Наша мораль это удовлетворить Кришну или его представителя, гуру. йасйа прасада йасйа прасада. Если он удовлетворён, тогда это морально. Если он не удовлетворён, тогда это аморально. на гатих куто’пи на гатих куто’пи.

Итак, это карма-вада карма-вада, что если вы хорошо действуете и вы получите хороший результат, это правильно, но могут быть некоторые ошибки. Есть много примеров этого. Один очень великий царь, раздающий пожертвования, раздавал много коров как милостыню брахманам. Поэтому из небольшой ошибки при пожертвовании, он стал большой ящерицей в колодце. Поэтому заключение таково, что в этой материальной морали нет никакой ценности. Духовная мораль. Духовная мораль, означает подчиняться приказаниям Кришны. Это мораль. Всё, что говорит Кришна, если мы это принимаем, самсиддхир хари-тошанам самсиддхир хари-тошанам. Во многих местах.

атах пумбхир двиджа-шрештха

варнашрама-вибхагашах

сванутиштхитасйа дхармасйа

самсиддхир хари-тошанам

/ШБ 1.2.13/

Во многих местах. сванутиштхитасйа дхармасйа самсиддхир хари-тошанам сванутиштхитасйа дхармасйа самсиддхир хари-тошанам. В другом месте, говорится, что если вы исполняете ваши моральные принципы, но если благодаря следованию таким моральным принципам вы не, я имею в виду, не пробуждаете ваше сознание Кришны, то это просто трата времени. Куда бы вы ни пошли, Бхагавата заключает:

харав абхактасйа куто махад-гунах

/ШБ 5.18.12/

Мы всегда должны помнить о том, чтобы стать… Кришна также говорит в Бхагават-Гите

апи чет су-дурачаро  бхаджате мам ананйа-бхак садхур эва са мантавйах

/БГ 9.30/

Даже человек окажется су-дурачарах су-дурачарах, не очень строго следует принципам морали, но является непоколебимым преданным Кришны, то он садху. Это есть там.  Поэтому суть заключается в том, что мы не должны принимать эту карма-ваду или бауддха-ваду или майаваду, есть так много разных вад. Мы должны просто принять Кришна-ваду. Просто, просто принять Кришну. И всё, что Он приказывает, всё, что Ему нравится, для Его удовлетворения, мы должны делать всё что угодно. Это наша мораль.

Большое спасибо.