Лекция по Бхагават-Гите, 2.26
(30 ноября 1972, Хайдарабад)
Шрила Прабхупада:
атха чаинам нитйа-джатам нитйам ва манйасе мртам
татхапи твам маха-бахо наинам шочитум архаси
/БГ 2.26/
Это альтернатива современной науке или философии Будды, которые утверждают, что не существует такого понятия как душа и что признаки живого существа проявляются на определённой ступени в результате комбинации материальных элементов. И так как она является сочетанием нескольких химических элементов, то заканчивает своё существование со смертью тела. Нет такого понятия как душа. Так они считают.
Кришна приводит такой аргумент: «Если вы думаете, что тело - это случайное сочетание материальных элементов и что оно конечно…» Арджуна отказывался сражаться. И Кришна привёл следующий аргумент: «Если вы так считаете, то тогда оно будет автоматически уничтожено. Зачем же так бояться?». И Кришна привёл следующий аргумент: «Если вы так считаете, то тогда оно будет автоматически уничтожено. Зачем же так бояться?». Предположим, я собрал несколько химических элементов, скажем, бутылочек с химикатами, и так случилось, что они были уничтожены. Кто сокрушается по этому поводу? Можно купить ещё одну бутылочку. Это просто в качестве аргумента. На самом деле, не в этом дело. Предположим, я собрал несколько химических элементов, скажем, бутылочек с химикатами, и так случилось, что они были уничтожены. Кто сокрушается по этому поводу? Можно купить ещё одну бутылочку. Это просто в качестве аргумента. На самом деле, не в этом дело. Если вы думаете, что сочетание химических элементов может создавать живую энергию, то тогда почему вы не сделаете это в лабораторных условиях? Химические элементы есть. Можно их скомбинировать и создать маленького живого муравья. Наука – это наблюдение и экспериментирование. Если вы думаете, что сочетание химических элементов может создавать живую энергию, то тогда почему вы не сделаете это в лабораторных условиях? Химические элементы есть. Можно их скомбинировать и создать маленького живого муравья. Наука – это наблюдение и экспериментирование. Если вы только наблюдаете и не можете произвести практический эксперимент, то тогда это не наука. Это только теория. Это невозможно. Если вы только наблюдаете и не можете произвести практический эксперимент, то тогда это не наука. Это только теория. Это невозможно. Ни один из учёных никогда не создал живое существо путём соединения химических элементов в лабораторных условиях. Никто не может этого сделать. Ни один из учёных никогда не создал живое существо путём соединения химических элементов в лабораторных условиях. Никто не может этого сделать.
джатасйа хи дхруво мритйур
дхрувам джанма мритасйа ча
тасмад апарихарйе 'ртхе
на твам шочитум архаси
/БГ 2.27/
Джатасйа хи дхруво мритйур. «Это факт, что в круговороте рождений и смертей тот, кто умирает, снова принимает новое тело. Тогда зачем уклоняться от выполнения своего долга?»
Война между кшатриями и война между современными эксцентричными политиками - это две совершенно разные вещи. Раньше не было демократии. Только кшатрии принимали участие в сражениях, в первую очередь цари, представители королевского рода. А не так, что политики сидят в своих комфортабельных домах, а бедным людям приходится сражаться с врагом. Нет, не такой была система. Только кшатрии принимали участие в сражениях, в первую очередь цари, представители королевского рода. А не так, что политики сидят в своих комфортабельных домах, а бедным людям приходится сражаться с врагом. Нет, не такой была система. Царь должен быть в сражении первым. Противоположная сторона также была представлена царём. Они должны были тоже сражаться. Это был их долг. И как только царь погибал, противоборствующая сторона одерживала победу. Сражение прекращалось. Это не так называемый царь или президент, удобно расположившийся в кресле, в то время, как бедные солдаты годами сражаются на войне. Как, скажем, последняя война, которая длилась восемь лет. Восемь лет, шесть лет, нет. Битва на Курукшетре длилась восемнадцать дней. Царь должен быть в сражении первым. Противоположная сторона также была представлена царём. Они должны были тоже сражаться. Это был их долг. И как только царь погибал, противоборствующая сторона одерживала победу. Сражение прекращалось. Это не так называемый царь или президент, удобно расположившийся в кресле, в то время, как бедные солдаты годами сражаются на войне. Как, скажем, последняя война, которая длилась восемь лет. Восемь лет, шесть лет, нет. Битва на Курукшетре длилась восемнадцать дней. Нельзя без надобности продолжать войну. Если главнокомандующий убит, значит война закончена. Поэтому Кришна говорит Арджуне: «Предположим, твой дед, сражающийся на противоположной стороне, умирает, зачем горевать? Он – старый человек. Он получит новое тело. Тебе следует радоваться тому, что твой старый дед получит новое тело». Нельзя без надобности продолжать войну. Если главнокомандующий убит, значит война закончена. Поэтому Кришна говорит Арджуне: «Предположим, твой дед, сражающийся на противоположной стороне, умирает, зачем горевать? Он – старый человек. Он получит новое тело. Тебе следует радоваться тому, что твой старый дед получит новое тело».
джатасйа хи дхруво мртйур
/БГ 2.27/
«Все умрут. Ты умрёшь если не сегодня, то завтра, или, скажем, через 50 лет. Тебе придётся умереть. Это несомненно. Почему ты уклоняешься от выполнения своего долга? Ты же кшатрий. Твой долг – сражаться. Почему ты боишься умереть или убивать других людей? Это твой долг». Тебе придётся умереть. Это несомненно. Почему ты уклоняешься от выполнения своего долга? Ты же кшатрий. Твой долг – сражаться. Почему ты боишься умереть или убивать других людей? Это твой долг».
авйактадини бхутани вйакта-мадхйани бхарата
авйакта-нидхананй эва татра ка паридевана
/БГ 2.28/
Это тело не существовало до этого. Оно прекратит своё существование после смерти. Если тело проявлено сейчас, то зачем по нему сокрушаться? Таким образом Кришна пытается убедить Арджуну, чтобы тот вел себя как кшатрий и выполнял свой долг. Кшатрий получает от этого благо, жив он или мёртв. Это объясняется дальше, потому что во время сражения - сражения за религиозные принципы - кшатрий не несёт ответственности за убийство. Подобно тому, как брахман не несет ответственности за убийство жертвенного животного. Потому что в этом состоит их долг, так предписано шастрами, поэтому они не несут ответственности. во время сражения - сражения за религиозные принципы - кшатрий не несёт ответственности за убийство. Подобно тому, как брахман не несет ответственности за убийство жертвенного животного. Потому что в этом состоит их долг, так предписано шастрами, поэтому они не несут ответственности.
авйакта-нидхананй эва татра ка паридевана
«Оно было не проявлено до этого и снова уйдет в непроявленность. Тогда зачем скорбеть?
ашчарйа-ват пашйати кашчид энам
ашчарйа-вад вадати татхаива чанйах
ашчарйа-вач чаинам анйах шрноти
шрутвапй энам веда на чаива кашчит
/БГ 2.29/
Во всём мире существует много теорий и философских предположений, касающихся понимания души. Поэтому Кришна делает такое заключение: «Кто-то даёт хорошее объяснение, кто-то слушает его, но даже после того, как всё сказано и услышано, она остаётся загадкой, и не очень умные люди не могут понять её». Это факт. Есть так много теорий, поэтому нам необходимо принять объяснение авторитетной личности. Тяжело сделать заключение при помощи теорий и предположений. Я могу быть очень хорошим логиком. Вы можете быть ещё лучшим логиком и нанести поражение моей логике. Я могу уничтожить вашу логику. Каков вывод? Есть так много теорий, поэтому нам необходимо принять объяснение авторитетной личности. Тяжело сделать заключение при помощи теорий и предположений. Я могу быть очень хорошим логиком. Вы можете быть ещё лучшим логиком и нанести поражение моей логике. Я могу уничтожить вашу логику. Каков вывод? Такие разговоры называются ку-тарка, бессмысленными разговорами, потому что я не смогу вас ни в чем убедить, а вы не сможете убедить в чём-либо меня. В каждом из нас есть какая-то загадка. Мы не можем понять то, что выходит за рамки нашего знания. Такие разговоры называются ку-тарка, бессмысленными разговорами, потому что я не смогу вас ни в чем убедить, а вы не сможете убедить в чём-либо меня. В каждом из нас есть какая-то загадка. Мы не можем понять то, что выходит за рамки нашего знания.
ачинтйах кхалу йе бхава на тамс тарКена йоджайет
/ЧЧ, Ади 17.308/
Не следует пытаться постичь при помощи логических доводов то, что вы ходит за рамки нашего восприятия. Это пустая трата времени, потому что никто не в состоянии доказать теорию. Так называемые современные учёные используют следующие формулировки: «Возможно», «Может быть так», «Возможно, миллионы лет назад всё было так». Какую ценность несёт в себе слово «возможно»? Скажите чётко. Но они не могут этого сделать. Все учёные предлагают теории, изобилующие фразами «возможно», «вероятно», «быть может, если так произойдет». Такие аргументы лишены какой-либо ценности. Поэтому в шастрах говорится: Так называемые современные учёные используют следующие формулировки: «Возможно», «Может быть так», «Возможно, миллионы лет назад всё было так». Какую ценность несёт в себе слово «возможно»? Скажите чётко. Но они не могут этого сделать. Все учёные предлагают теории, изобилующие фразами «возможно», «вероятно», «быть может, если так произойдет». Такие аргументы лишены какой-либо ценности. Поэтому в шастрах говорится: ачинтйах кхалу йе бхава ачинтйах кхалу йе бхава. Не пытайтесь постичь то, что находится за пределами вашего восприятия, при помощи логики и аргументов. Тогда как обрести понимание? Необходимо узнать это от человека, который постиг это. Не пытайтесь постичь то, что находится за пределами вашего восприятия, при помощи логики и аргументов. Тогда как обрести понимание? Необходимо узнать это от человека, который постиг это. Подобно тому, как мы пытаемся постичь знание о душе не экспериментальным путем, но пытаясь понять слова Кришны. Кришна является авторитетом. В самом начале Он говорит: Подобно тому, как мы пытаемся постичь знание о душе не экспериментальным путем, но пытаясь понять слова Кришны. Кришна является авторитетом. В самом начале Он говорит:
дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара
/БГ 2.13/
И мы можем думать и размышлять над этим и делать определённые выводы. Есть еще один, Ведический, процесс:
йасйа деве пара бхактир
йатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхах
пракашанте махатманах
/Шветашвара-Упанишад 6.23/
Наш процесс является нисходящим. Мы не пытаемся постичь это знание при помощи восходящего процесса, индуктивного или дедуктивного. Мы принимаем утверждения Вед. Поэтому нам не приходится прилагать больших усилий, чтобы что-либо понять.
веда-вачана, шрути, шрути-прамана
Ести три типа доказательств: непосредственное восприятие, свидетельства Вед и исторические факты. Айтихья Айтихья. Пратйакша, айтихйа, шрути. Три вида доказательств. Мы пренебрегаем пратьякшей и аитихьей. Согласно Ведической системе, шрути-прамада, если это подтверждается Ведами, то мы это принимаем.
Индийское общество называется веда-прамада: «Мы не можем этого принять, если об этом не упоминается в Ведах». Это хорошо. Но существует и другой класс людей, о которых Сам Кришна в «Бхагавад-гите» говорит как о
веда-вад-ратах
/БГ 2.42-43/
Они просто ведут пустые диспуты на основе так называемого Ведического знания. Необходимо обрести понимание Ведического знания от гуру. Таково предписание. В «Катха-упанишад» содержатся Ведические предписания.
тад-вигьянартхам са гурум эва абхигаччхет
/Мундака Упанишад 1.2.12/
«Чтобы постичь Веды, необходимо обратиться к гуру». В противном случае, это невозможно. Подобно тому, как нельзя читать Веды, не став брахманом, потому что такой человек не поймет их. Пока человек не получит квалификацию брахмана от другого квалифицированного брахмана, не может быть и речи о возможности постичь Веды. Например, Макс Мюллер занимался переводами Вед. Что он знает о Ведах? Такой перевод и такое понимание бесполезны. Пока человек не получит квалификацию брахмана от другого квалифицированного брахмана, не может быть и речи о возможности постичь Веды. Например, Макс Мюллер занимался переводами Вед. Что он знает о Ведах? Такой перевод и такое понимание бесполезны.
тад-вигьянартхам са гурум эва абхигаччхет
Абхигаччхет значит «Он должен»! Вопрос не стоит «может быть, а может нет». Нет, ты должен. Если ты действительно серьёзен. В нашей вайшнавской парампаре, а она является Ведической, принято, что значит «Он должен»! Вопрос не стоит «может быть, а может нет». Нет, ты должен. Если ты действительно серьёзен. В нашей вайшнавской парампаре, а она является Ведической, принято, что
адау гурв-ашрайам
/БРС 1.2.74-75/
«Чтобы начать духовную жизнь, необходимо, в первую очередь, принять гуру. Даже великие последователи, такие, как Вьясадева, великолепный литератор, который услышал слова Кришны и записал их. Теперь мы читаем «Бхагвад-гиту», являющейся произведением Вьясадевы. И не только «Бхагавад-гита», но также «Махабхарата», Пураны, «Веданта-сутра» и «Шримад-Бхагаватам». Замечательные произведения. Ни один современный учёный не способен создать такие произведения. Невозможно. Но он принял Нараду Муни своим гуру. Теперь мы читаем «Бхагвад-гиту», являющейся произведением Вьясадевы. И не только «Бхагавад-гита», но также «Махабхарата», Пураны, «Веданта-сутра» и «Шримад-Бхагаватам». Замечательные произведения. Ни один современный учёный не способен создать такие произведения. Невозможно. Но он принял Нараду Муни своим гуру. Записав Веды, Пураны и даже «Веданта-сутру», Вьясадев, чувствовал какую-то неудовлетворённость. Он стал угрюмым, но в это время появился его духовный учитель Нарада, спросил: «Почему ты так мрачен? Ты написал такие замечательные произведения. Почему ты не счастлив?» И Вьясадева ответил: « Да, мой господин, я действительно чувствую себя несчастным, но не могу понять, почему. Ты знаешь всё, поэтому будь так добр, объясни мне почему». В ответ Нарада Муни сказал: Записав Веды, Пураны и даже «Веданта-сутру», Вьясадев, чувствовал какую-то неудовлетворённость. Он стал угрюмым, но в это время появился его духовный учитель Нарада, спросил: «Почему ты так мрачен? Ты написал такие замечательные произведения. Почему ты не счастлив?» И Вьясадева ответил: « Да, мой господин, я действительно чувствую себя несчастным, но не могу понять, почему. Ты знаешь всё, поэтому будь так добр, объясни мне почему». В ответ Нарада Муни сказал: «Всё, что ты до этого момента написал, касается тела и ума, но ты ничего не написал о Высшей Душе. «Всё, что ты до этого момента написал, касается тела и ума, но ты ничего не написал о Высшей Душе. Теперь постарайся написать о Верховном Господе, Высшей Душе, и ты ощутишь счастье». Поэтому он написал «Шримад-Бхагаватам». Теперь постарайся написать о Верховном Господе, Высшей Душе, и ты ощутишь счастье». Поэтому он написал «Шримад-Бхагаватам». И его последним зрелым вкладом была «Веданта-сутра». С «Веданта-сутр» начинается «Шримад-Бхагаватам»: И его последним зрелым вкладом была «Веданта-сутра». С «Веданта-сутр» начинается «Шримад-Бхагаватам»:
джанмади асйа йатах
/Веданта-сутра 1.1.2, ШБ 1.1.1/
Так начинается «Веданта-сутра».
атхато брахма брахма-джигйаса
/Веданта-сутра/
Он сказал на другом языке:
дживо дживасйа дживанам
/ШБ 1.13.47/
Человек должен посвятить свою жизнь получению знаний об Абсолютной Истине. Для этого он должен задавать вопросы человеку, который услышал об Абсолютной Истине от осознавшей себя души. Это называется шрути, парампара, ученическая преемственность. Подобно тому, как Вьясадев получил это знание от Нарады. Нарада является авторитетом. Он получил это знание от Брахмы, а Брахма – от Кришны. Это система парампары, ученической преемственности. Нарада является авторитетом. Он получил это знание от Брахмы, а Брахма – от Кришны. Это система парампары, ученической преемственности.
Существует четыре системы парампары. В настоящее время они известны, как
Рамануджа-сампрадая,
Брахма-сампрадая,
Мадхава-сампрадая, что одно и то же, Рудра-сампрадая
и Кумара- сампрадая. Это четыре сампрадаи.
Мы должны получить знание от сампрадая-ачарьи посредством ученической преемственности. В «Бхагавад-гите» Кришна рекомендует:
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух
/БГ 4.2/
имам вивасвате йогам
проктаван ахам авйайам
вивасван манаве праха
манур икшвакаве 'бравит
/БГ 4.1/
эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух.
Такова система. Мы должны получить знание при помощи истиной системы парампары. В противном случае, это знание будет фальшивым, потому что без системы парампары мы не можем понять реальные факты. Нам необходимо стать частью ученической преемственности, приняв гуру. Нам необходимо стать частью ученической преемственности, приняв гуру.
тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам
/ШБ 11.3.21/
Если вы действительно жаждете постичь духовную науку, то вам необходимо обратиться к гуру. тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам тасмад гурум прападйета джиджнасух шрейа уттамам. Уттама Уттама значит трансцендентная тема. Её невозможно выучить. значит трансцендентная тема. Её невозможно выучить. Подобно тому, как вы не становитесь врачом или фармацевтом, просто купив книгу в книжном магазине и прочитав её. Нет. Подобно тому, как вы не становитесь врачом или фармацевтом, просто купив книгу в книжном магазине и прочитав её. Нет. Вы должны отучиться в университете или колледже, получить знание от опытного профессора, изучить его и применить на практике. Вот что значит изучить науку. Только купив книгу, невозможно стать врачом или юристом. Это невозможно. Поэтому и даётся такое наставление: Вы должны отучиться в университете или колледже, получить знание от опытного профессора, изучить его и применить на практике. Вот что значит изучить науку. Только купив книгу, невозможно стать врачом или юристом. Это невозможно. Поэтому и даётся такое наставление:
тад-вигьянартхам са гурум эва абхигаччхет
/Мундака Упанишад 1.2.12/
«Должны». В начале «Бхагавад-гиты» Кришна и Арджуна разговаривали, как друзья, но когда Арджуна понял, что если они будут разговаривать просто как друзья, то не придут ни к какому заключению. Ведь друзья разговаривают, спорят, прибегают к логике. Таким образом понимание не приходит. В начале «Бхагавад-гиты» Кришна и Арджуна разговаривали, как друзья, но когда Арджуна понял, что если они будут разговаривать просто как друзья, то не придут ни к какому заключению. Ведь друзья разговаривают, спорят, прибегают к логике. Таким образом понимание не приходит.
на тамс тарКена йоджайет
/ЧЧ, Ади 17.308, Бхакти-расамрита-синдху, 2.5.93, Махабхарата Бхишма-Парва, 5.22, Сканда-Пурана/
И что тогда? тад-вигьянартхам са гурум эва абхигаччхет тад-вигьянартхам са гурум эва абхигаччхет. Поэтому Арджуна предался:
шишйас те 'хам шадхи мам твам прапаннам
/БГ 2.7/
карпанйа-дошопахата-свабхавах. «Я понимаю, что являюсь кшатрием. Мой долг – сражаться. Но я отказываюсь сражаться со своим дедом и родственниками. На меня влияет карпанйа-дошо карпанйа-дошо. Я отклоняюсь от выполнения своего долга. Почему я это делаю? Поэтому я предаюсь Тебе». Человеку, находящемуся в растерянности, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. Это суть процесса, ведического процесса. По-другому невозможно. Наш предшественник Санатана Госвами, непосредственный ученик Чайтаньи Махапрабху, даёт наставление: Человеку, находящемуся в растерянности, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. Это суть процесса, ведического процесса. По-другому невозможно. Наш предшественник Санатана Госвами, непосредственный ученик Чайтаньи Махапрабху, даёт наставление:
аваишнава-мукходгирнам
путам хари-Катхамритам
шраванам наива картавйам
/Хари-бхакти-виласа/
Он говорит: «Не обращайся к человеку, который не является вайшнавом». Сначала необходимо стать вайшнавом. В противном случае, его так называемые идеи и толкования не будут иметь никакой ценности. Никакой ценности. Сначала необходимо стать вайшнавом. В противном случае, его так называемые идеи и толкования не будут иметь никакой ценности. Никакой ценности. Возьмём, к примеру, доктора Радхакришнана, проживающего здесь у вас в Южной Индии. Он написал так много работ. Но, честно говоря, это всё бесполезный труд, потому что в одной из них он написал, что «Бхагавад-гита» является измышлением ума. Он превосходит всех ачарий, которые происходят из Южной Индии. Рамануджачария, Мадхавачария, Нимбарка, Вишну Свами, Шанкарачария – все они родились в Южной Индии. Южная Индия – благословенная земля. И он тоже родился в Южной Индии. Он принижает всех ачарий. Обратите внимание на его позицию. Он говорит, что «Бхагавад-гита» является измышлением ума. Сам он даёт совершенно иное толкование: Кришна говорит: Возьмём, к примеру, доктора Радхакришнана, проживающего здесь у вас в Южной Индии. Он написал так много работ. Но, честно говоря, это всё бесполезный труд, потому что в одной из них он написал, что «Бхагавад-гита» является измышлением ума. Он превосходит всех ачарий, которые происходят из Южной Индии. Рамануджачария, Мадхавачария, Нимбарка, Вишну Свами, Шанкарачария – все они родились в Южной Индии. Южная Индия – благословенная земля. И он тоже родился в Южной Индии. Он принижает всех ачарий. Обратите внимание на его позицию. Он говорит, что «Бхагавад-гита» является измышлением ума. Сам он даёт совершенно иное толкование: Кришна говорит:
ман-мана бхава мад-бхакто мад-йаджи мам намаскуру
/БГ 18.65/
Если вы читали перевод «Бхагавад-гиты» доктора Радхакришнана, то знаете, что он говорит: «Не о Кришне». Кришна прямо говорит: ман-мана бхава мад-бхактах ман-мана бхава мад-бхактах. А он утверждает: «Не о Кришне». Вы видите. Этот недостаток будет проявляться, пока человек не станет
садачара-сампанна-вайшнава
самореализованным. Поэтому Санатана Госвами говорит:
аваишнава-мукходгирнам путам хари-Катхамритам шраванам наива картавйам путам хари-Катхамритам шраванам наива картавйам.
Нашим первым гуру является Кришна. Чтобы понять «Бхагавад-гиту», Арджуна слушает «Бхагавад-гиту» непосредственно из уст Кришны. Осознав «Бхагавад-гиту», Арджуна принял Кришну как Верховную Личность Бога.
парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван
пурушам шашватам дивйам ади-девам аджам
/БГ 10.12-13/
Это Его слова. Арджуна признаётся: «Очень трудно понять Твою личность». Арджуна признаётся: «Очень трудно понять Твою личность». Люди могут возразить, что Арджуна был другом Кришны. Чтобы удовлетворить своего друга, он принял Его в качестве Люди могут возразить, что Арджуна был другом Кришны. Чтобы удовлетворить своего друга, он принял Его в качестве парам брахма парам брахма. Но это не так. Арджуна приводит доказательства того, что не только он, но и такие великие авторитеты как Вьяса, Нарада, Асита и Девала, также приняли Кришну как Верховную Личность Бога. И это пять тысяч лет назад. Арджуна приводит доказательства того, что не только он, но и такие великие авторитеты как Вьяса, Нарада, Асита и Девала, также приняли Кришну как Верховную Личность Бога. И это пять тысяч лет назад. Да даже 1500 лет назад Шанкарачарья, который является имперсоналистом, признал, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Да даже 1500 лет назад Шанкарачарья, который является имперсоналистом, признал, что Кришна является Верховной Личностью Бога.
са бхагаван свайам кришна
Он написал в своем комментарии к «Бхагавад-гите»: нарайанах авйакта нарайанах авйакта, авйактат авйактат, para пара авйактат пара авйактат.
нарайанах паро 'вйактат
/Гита-бхашья/
«Нараяна не является творением этого материального мира. Он трансцендентен». Он признал это. Что уж говорить о вайшнавах-ачарьях, таких как Рамануджачарья, Мадхавачарья и всех остальных. Они написали так много замечательных комментариев к «Бхагавад-гите», «Брахма-сутре», в которых утверждается, что Что уж говорить о вайшнавах-ачарьях, таких как Рамануджачарья, Мадхавачарья и всех остальных. Они написали так много замечательных комментариев к «Бхагавад-гите», «Брахма-сутре», в которых утверждается, что Верховная Абсолютная Истина является личностью. Кришна говорит как личность. Он предупреждает глупцов: Верховная Абсолютная Истина является личностью. Кришна говорит как личность. Он предупреждает глупцов:
аваджананти мам мам мудха манушим мудха манушим танум танум ашритам ашритам
/БГ 9.11/
«Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего». Верховная Личность Бога… Это факт.
брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/
Последнее слово – Бхагаван. Параматма является экспансией, локализованным аспектом Бхагавана. Параматма является экспансией, локализованным аспектом Бхагавана.
ишварах сарва-бхутанам хрд-деше 'рджуна тиштхати
/БГ 18.61/
Это экспансия.
экамшена стхито джагат
/БГ 10.42/
Одна из полных частей. виштабхйа ахам виштабхйа ахам. Он входит в эту вселенную, вследствие чего вселенная проявляется. Подобно тому, как я, душа
дехино 'смин йатха дехе
/БГ 2.13/
вхожу в это тело. Вы входите в своё тело, поэтому тело растет. Точно так же Верховная Личность Бога входит в каждую вселенную как Гарбходакашаи Вишну. И тогда она становится проявленной. Точно так же Верховная Личность Бога входит в каждую вселенную как Гарбходакашаи Вишну. И тогда она становится проявленной. Не может быть и речи о безличности Бога. Изначальным источником всего является личность. Кришна говорит: Не может быть и речи о безличности Бога. Изначальным источником всего является личность. Кришна говорит:
ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах
/БГ 10.8/
Будха, а не абудха. Абудха значит менее разумный. Обладающие разумом,
будха бхава-саманвитах. Испытывающие бхаву, находясь в экстатическом состоянии, способны постичь Кришну как изначальную личность. Испытывающие бхаву, находясь в экстатическом состоянии, способны постичь Кришну как изначальную личность. ахам сарвасйа прабхавах. Сарвасйа ахам сарвасйа прабхавах. Сарвасйа указывает на всех деват, включая Брахму, Вишну и Махешвару. указывает на всех деват, включая Брахму, Вишну и Махешвару.
ахам адир хи деванам
/БГ 10.2/
Он является изначальным источника всех девов. Брахма является первым девом во время первичного творения. (в сторону) Что это?
Итак, ахам адир хи деванам ахам адир хи деванам. Брахма, Вишну, Махешвара. Он является источником Брахмы, Вишну и Махешвары. Кришна является источником трех Пуруш материального творения. В первую очередь, трое пуруш. Они изошли не непосредственно от Кришны. От Кришны, Баладевы. От Баладевы – чатур-вьюха: Санкаршана, Васудева, Прадьюмна, Анируддха. Затем от Санкаршаны изошел Нараяна. Затем вторая чатур-вьюха, Санкаршана, пуруша-аватары. Три пуруша-аватары, три Вишну: Каранодакашайи, Гарбходакошайи и Кширодокашайи Вишну. Вся эта информация есть в Ведической литературе. Арджуна сказал: «Принимая авторитет Вьясадевы, Нарады, Девалы и Аситы, что Кришна является Верховной Личностью Бога, который непосредственно разговаривает со мной. Откуда мои сомнения?». Он является источником Брахмы, Вишну и Махешвары. Кришна является источником трех Пуруш материального творения. В первую очередь, трое пуруш. Они изошли не непосредственно от Кришны. От Кришны, Баладевы. От Баладевы – чатур-вьюха: Санкаршана, Васудева, Прадьюмна, Анируддха. Затем от Санкаршаны изошел Нараяна. Затем вторая чатур-вьюха, Санкаршана, пуруша-аватары. Три пуруша-аватары, три Вишну: Каранодакашайи, Гарбходакошайи и Кширодокашайи Вишну. Вся эта информация есть в Ведической литературе. Арджуна сказал: «Принимая авторитет Вьясадевы, Нарады, Девалы и Аситы, что Кришна является Верховной Личностью Бога, который непосредственно разговаривает со мной. Откуда мои сомнения?».
Это называется системой парампары.
Если мы сможем понять «Бхагавад-гиту» как её понял Арджуна, тогда мы достигнем совершенства. Возможно, я несовершенен, но если я понял «Бхагавад-гиту» так, как её понял Арджуна, то я становлюсь совершенным. Потому что знание, которое я проповедую, совершенно. Подобно работнику почты, который отдаёт вам перевод на тысячу долларов. Он, вероятно, бедный человек, но тысяча долларов, которые он доставляет, реальны. Это не фальшивка какая-то. Потому что он сам ничего не сфабриковал. Он получил этот денежный перевод на почте. Ему сказали доставить деньги такому-то человеку. Его честное выполнение своего долга состоит в том, чтобы передать деньги истинному получателю. В этом состоит его совершенство. Он необязательно должен быть богатым человеком, чтобы доставить тысячу долларов. Он может быть бедным. Подобно работнику почты, который отдаёт вам перевод на тысячу долларов. Он, вероятно, бедный человек, но тысяча долларов, которые он доставляет, реальны. Это не фальшивка какая-то. Потому что он сам ничего не сфабриковал. Он получил этот денежный перевод на почте. Ему сказали доставить деньги такому-то человеку. Его честное выполнение своего долга состоит в том, чтобы передать деньги истинному получателю. В этом состоит его совершенство. Он необязательно должен быть богатым человеком, чтобы доставить тысячу долларов. Он может быть бедным.
Подобно этому, гуру является совершенным, когда передаёт слова верховного авторитета в неискаженном виде. Тогда он является совершенным. Вы можете считать его несовершенным, но его совершенство состоит в том, что он не вводит в заблуждение людей, став так называемым учёным-негодяем, который придумывает свои собственные толкования. Это совершенство. Так много людей говорят, что я совершил какие-то чудеса, но я хочу сказать, что я не чародей. Я не волшебник. Моя единственная заслуга состоит в том, что я представляю Кришну таким, какой Он есть. Вот и всё. Я не разбавляю Кришну. Это не моя задача. Так много людей говорят, что я совершил какие-то чудеса, но я хочу сказать, что я не чародей. Я не волшебник. Моя единственная заслуга состоит в том, что я представляю Кришну таким, какой Он есть. Вот и всё. Я не разбавляю Кришну. Это не моя задача. Все принимают это знание, потому что оно беспримесное, как чистое гхи. Но если вы добавите в него какого-то растительного масла (далда), смешаете гхи с какими-то ингредиентами, тогда никто не захочет его покупать. Все принимают это знание, потому что оно беспримесное, как чистое гхи. Но если вы добавите в него какого-то растительного масла (далда), смешаете гхи с какими-то ингредиентами, тогда никто не захочет его покупать. Передо мной в Западных странах побывало очень много свами, которые представили разбавленное знание, вследствие чего ни один человек не стал кришна-бхактой. Теперь же их тысячи. Почему? Потому что они получили беспримесное знание. Передо мной в Западных странах побывало очень много свами, которые представили разбавленное знание, вследствие чего ни один человек не стал кришна-бхактой. Теперь же их тысячи. Почему? Потому что они получили беспримесное знание. Беспримесные вещи везде будут пользоваться успехом. Беспримесные вещи везде будут пользоваться успехом.
Приведу такой пример. В Дели есть кондитерский магазин. Кондитер этого строго придерживается рецептуры приготовления чистого гхи и всяких сладостей. Там всегда сотни покупателей. А рядом с этим магазином есть другие, которые производят нечистый продукт. Люди готовы заплатить больше, но только за чистый продукт. Кондитер этого строго придерживается рецептуры приготовления чистого гхи и всяких сладостей. Там всегда сотни покупателей. А рядом с этим магазином есть другие, которые производят нечистый продукт. Люди готовы заплатить больше, но только за чистый продукт. Наше движение сознания Кришны представляет «Бхагавад-гиту» такой, как она есть. Мы ничего не придумали. Наше движение сознания Кришны представляет «Бхагавад-гиту» такой, как она есть. Мы ничего не придумали. Когда я создавал это движение в Америке, некоторые из моих друзей предлагали назвать «Международное Общество Сознания Кришны» «Международным Обществом Сознания Бога», считая, что тогда его примут все. Когда я создавал это движение в Америке, некоторые из моих друзей предлагали назвать «Международное Общество Сознания Кришны» «Международным Обществом Сознания Бога», считая, что тогда его примут все. Но Бог – это Кришна. Это должно быть чётко обозначено: «Сознание Кришны». Ничего страшного, если никто его не примет, но в названии должно быть слово «Кришна». Это действительно замечательно, что Западные страны приняли Кришну. Почему бы и нет? Кришна для всех. Он – Бог, Верховная Личность Бога. Он говорит: Но Бог – это Кришна. Это должно быть чётко обозначено: «Сознание Кришны». Ничего страшного, если никто его не примет, но в названии должно быть слово «Кришна». Это действительно замечательно, что Западные страны приняли Кришну. Почему бы и нет? Кришна для всех. Он – Бог, Верховная Личность Бога. Он говорит:
ахам биджа-прадах пита сарва-йонишу каунтейа
/БГ 14.4/
«Живые существа, находящиеся во всех формах жизни, мои неотъемлемые частички. Они - мои сыновья. Я – их изначальный отец». биджа-прадах пита биджа-прадах пита. Почему бы не принять Кришну? И это уже происходит. Они происходят из разных социальных групп, но так как каждый из нас является сыном Кришны, неотъемлемой частичкой Кришны, необходимо просто внимательнее слушать.
нитйа-сиддха кришна-према `садхйа' кабху найа
шраванади-шуддха-читте карайе удайа
/БРС 1.2.234, ЧЧ, Мадхья 22.107/
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится:
шраванади-шуддха-читте карайе удайа
Кришна находится в сердце каждого.
ишварах-сарва-бхутанам
/БГ 18.61/
Но мы не знаем этого. Но пробудить сознание Кришны можно, просто услышав о Кришне от осознавшей себя личности. Но пробудить сознание Кришны можно, просто услышав о Кришне от осознавшей себя личности.
сатам прасанган мама вирйа-самвидо
бхаванти хрит-карна-расайанах Катхах
/ШБ 3.25.25/
сатам прасангат. Когда это знание исходит из уст преданных, оно становится хрит-карна-расайанах хрит-карна-расайанах. Оно становится приятным уху и сердцу. тадж тадж-джошанад, если это должным образом культивировать, ашв ашв апаварга апаварга-вартмани шраддха ратир ратир бхактир бхактир анукрамишйати анукрамишйати. Это формула. Процесс предполагает получение знания по цепи ученической преемственности, а не время от времени слушая то того, то этого учёного. Процесс предполагает получение знания по цепи ученической преемственности, а не время от времени слушая то того, то этого учёного. «Я даю толкования в соответствии со своими знаниями». Нет, так нельзя. «Я даю толкования в соответствии со своими знаниями». Нет, так нельзя. Наш процесс, как он описан Санатаной Госвами, таков: Наш процесс, как он описан Санатаной Госвами, таков:
аваишнава-мукходгирнам
путам хари-Катхамритам
/Хари-бхакти-виласа/
Хари-Катха это амрита. Амрита. Но не стоит слушать это знание, если оно исходит из уст невайшнава. Есть ещё одно наставление:
аваишнаво гурур на сйад
шат-карма-нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
/Падма-Пурана/
Личность, брахман, шат-карма-нипунах шат-карма-нипунах. Задача брахмана состоит в том, чтобы самому стать учёным и сделать учёными других. Задача брахмана состоит в том, чтобы самому стать учёным и сделать учёными других. патхана- патхана, йаджана-йаджана патхана- патхана, йаджана-йаджана. Он сам должен поклоняться и учить поклонению других.
Патхана-патхана, йаджана-йаджана и дана-пратиграха. Получая пожертвования, брахман должен сразу же их раздать. Таковы обязанности брахмана, соответствующие его положению. Патхана-патхана, шат-карма, шат-карма-нипунах шат-карма-нипунах. Брахман является знатоком своего дела, сат-карме.
шат-карма-нипуно випро
мантра-тантра-вишарадах
Он должен читать Ведическую литературу и уметь красиво произносить мантры. Вишарада Вишарада. И всё же, если он не вайшнав, то аваишнаво гурур на сйад аваишнаво гурур на сйад. Только потому, что он не вайшнав, он не может стать гуру, в то время как с другой стороны
шад-вайшнавах шва-пачах гуру
Если человек является шва-пачах шва-пачах, то есть проиходит из семьи собакоедов, чандал, но стал вайшнавом, садачара-сампанна-вайшнава, са гурух сйат садачара-сампанна-вайшнава, са гурух сйат, его можно принять в качестве гуру. Есть много примеров. Гуру Шримана Рамануджачарьи не происходил из семьи брахманов, но он принял его как гуру.
Как, к примеру, Харидас Тхакур. Мы произносим: «Джая, Тхакур Харидас ки джая». Харидас Тхакур родился в мусульманской семье, а Чайтанья Махапрабху сделал его намачарьей Шрилой Харидасом Тхакуром. Он повторял Харе Кришна мантру 300 тысяч раз в день. Поэтому Чайтанья Махапрабху выбрал его намачарьей. Чайтанья Махапрабху Сам явился, чтобы распространять славу Харе Кришна мантры. Вместо того, чтобы Самому стать ачарьей, Он назвал ачарьей Харидаса Тхакура. Чайтанья Махапрабху Сам явился, чтобы распространять славу Харе Кришна мантры. Вместо того, чтобы Самому стать ачарьей, Он назвал ачарьей Харидаса Тхакура. Шри Санатана Госвами, Шрила Рупа Госвами тоже стали мусульманами. Они родились в семье сарасвата-брахмана, но общество брахманов отвергло их из-за того, что они служили министрами в правительстве мусульман. Шри Санатана Госвами, Шрила Рупа Госвами тоже стали мусульманами. Они родились в семье сарасвата-брахмана, но общество брахманов отвергло их из-за того, что они служили министрами в правительстве мусульман. В былые временя устои общества брахманов были очень строгими. Любой, кто становился слугой, мгновенно отвергался: «Ты не можешь быть брахманом, потому что ты служишь». В былые временя устои общества брахманов были очень строгими. Любой, кто становился слугой, мгновенно отвергался: «Ты не можешь быть брахманом, потому что ты служишь». В «Шримад-Бхагаватам» Нарада говорит брахману, что даже если он испытывает трудности, он не должен выполнять работу собаки, служить. Брахман может заняться деятельностью, предназначенной для кшатрия или даже вайшьи, но не шудры. Это предписание, которому строго следовали. В «Шримад-Бхагаватам» Нарада говорит брахману, что даже если он испытывает трудности, он не должен выполнять работу собаки, служить. Брахман может заняться деятельностью, предназначенной для кшатрия или даже вайшьи, но не шудры. Это предписание, которому строго следовали.
Санатана Госвами и Рупа Госвами были очень образованными людьми, знающими санскрит, арабский и персидский языки, но их отвергли, потому что они стали служить шаху Навабу Хусейну. Они сменили имена, почти став мусульманами. Они стали называться Сакара Маллик и Дабхир Кхаса. Это мусульманские имена. Так они и жили, но когда Чайтанья Махапрабху благословил их, они стали первоклассными госвами: Рупой Госвами и Санатаной Госвами. Вот какова милость Господа Чайтаньи. Поэтому Он сказал: Так они и жили, но когда Чайтанья Махапрабху благословил их, они стали первоклассными госвами: Рупой Госвами и Санатаной Госвами. Вот какова милость Господа Чайтаньи. Поэтому Он сказал:
притхивите ачхе йата нагаради грама
/Чайтанья Бхагавата, Антья 4.126/
Он попросил распространить движение сознания Кришны по всему миру, в каждой деревне, в каждом городе. Разве Он хотел, чтобы люди становились шудрами? Позволить им оставаться шудрами и дать им сознание Кришны? Нет. Не этого он хотел. Он хотел, чтобы везде были вайшнавы. Позволить им оставаться шудрами и дать им сознание Кришны? Нет. Не этого он хотел. Он хотел, чтобы везде были вайшнавы. А вайшнав – это тот, кто выше брахмана. В этом состоит суть движения сознания Кришны. Большое спасибо. Харе Кришна. А вайшнав – это тот, кто выше брахмана. В этом состоит суть движения сознания Кришны. Большое спасибо. Харе Кришна.
(отвечает на вопрос): Потому что вы здесь. Это для вас. Для нас. «Вы» - это значит и вы, и я. Потому что мы хотели наслаждаться, мы хотели господствовать над материальной природой, поэтому Бог дал нам возможности для наслаждения. Но мы убеждаемся в том, что не можем наслаждаться, потому что начинают наслаждаться нами. Потому что мы хотели наслаждаться, мы хотели господствовать над материальной природой, поэтому Бог дал нам возможности для наслаждения. Но мы убеждаемся в том, что не можем наслаждаться, потому что начинают наслаждаться нами. Как только мы приходим к пониманию того, что не можем наслаждаться, мы начинаем искать Бога. Это естественно. Как только мы приходим к пониманию того, что не можем наслаждаться, мы начинаем искать Бога. Это естественно. атхато брахма джиджнаса атхато брахма джиджнаса. Бог создал этот материальный мир, потому что мы этого хотели. Такова философия. По вашему мнению, зачем Бог создал материальный мир? Бог создал этот материальный мир, потому что мы этого хотели. Такова философия. По вашему мнению, зачем Бог создал материальный мир?
Индус: Нет, я не… (слишком тихо)
Шрила Прабхупада: Нет, проблема именно в этом, потому что Бог сотворил этот мир для вашего наслаждения и моего наслаждения, поэтому само собой разумеется, что должно быть противостояние. Потому что я не согласен с вами, а вы не согласны со мной. Как же в таком случае без проблем? Нет, проблема именно в этом, потому что Бог сотворил этот мир для вашего наслаждения и моего наслаждения, поэтому само собой разумеется, что должно быть противостояние. Потому что я не согласен с вами, а вы не согласны со мной. Как же в таком случае без проблем? Как, скажем, если все в офисе захотят стать владельцами, разве это не приведет к замешательству и хаосу? Вы думаете, что в офисе будет нормальная обстановка? Подобно этому, Бог дал вам шанс стать хозяевами, потому что вы этого хотели, все хотят стать хозяевами. Возникает хаос. Такова ситуация. Как, скажем, если все в офисе захотят стать владельцами, разве это не приведет к замешательству и хаосу? Вы думаете, что в офисе будет нормальная обстановка? Подобно этому, Бог дал вам шанс стать хозяевами, потому что вы этого хотели, все хотят стать хозяевами. Возникает хаос. Такова ситуация. Все в материальном мире в первую очередь пытаются стать большими людьми, крупными бизнесменами, министрами, президентами, но когда они терпят крах, то хотят стать Богом. Это последняя ловушка майи. Как можно ожидать, что здесь будут царить мир и процветание? Это невозможно. Все в материальном мире в первую очередь пытаются стать большими людьми, крупными бизнесменами, министрами, президентами, но когда они терпят крах, то хотят стать Богом. Это последняя ловушка майи. Как можно ожидать, что здесь будут царить мир и процветание? Это невозможно.
духкхалайам ашашватам
/БГ 8.15/
Кришна Сам говорит, что это место предназначено для страданий, но под влиянием майи мы принимаем эти убогие условия жизни за счастье. Это называется майей.
Индус: Кто является истинным брахманом?
Шрила Прабхупада: Кто владеет необходимыми качествами?
сатйа шама дама титикша арджавах астикйам джнанам виджнанам
/БГ 18.42/
Тот, кто приобрел все эти качества, становится брахманом.
Индус: Чайтанья Махапрабху (на хинди)…
Шрила Прабхупада: … прийти к сознанию Кришны.
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
/БГ 14.26/
До тех пор, пока мы не придём на позицию бхакти-йоги и не обретём связь, нет, не обретём связь, а восстановим наше сознание Кришны, не может быть и речи о равенстве. Это невозможно. Различия должны существовать: высший, средний, низший класс. Это наблюдается и в Европе, и в Америке, и в Индии. В этом нет ничего удивительного. Потому что всем миром управляют три гуны, и любой, кто действует в рамках той или иной гуны, будет страдать и наслаждаться в соответствии с этой гуной. всем миром управляют три гуны, и любой, кто действует в рамках той или иной гуны, будет страдать и наслаждаться в соответствии с этой гуной.
джагханйа-гуна-вритти-стха
адхо гаччханти тамасах
/БГ 14.18/
Те, кто находятся в тама-гуне, становятся адхах адхах.
мадхйе тиштханти раджасах. Посредине те, кто находятся в раджо-гуне. А урдхвам урдхвам гаччханти гаччханти саттва саттва-стха - те, кто находятся в благости, поднимаются наверх, на высшую ступень общества или занимают высшее положение во вселенной. Но Кришна говорит: - те, кто находятся в благости, поднимаются наверх, на высшую ступень общества или занимают высшее положение во вселенной. Но Кришна говорит:
абрахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна
/БГ 8.16/
Даже если вы отправитесь на Брахмалоку, вам всё равно придётся попасть на адскую локу. Таково положение дел. Итак, некоторые
чакрават паривартанте сухкхани ча духкхани ча
/Хитопадеша/
Подобно тому, как колесо иногда крутится вверх, а иногда вниз, так и в материальном мире. Нет смысла горевать. Мы не можем утверждать что: «Эти люди страдают, а те наслаждаются». Тот, кто наслаждается, в следующий момент будет страдать. Так и сменяют друг друга страдание и наслаждение. И пока мы не придём к сознанию Кришны, не существует возможности уйти от природы этого мира. Это его природа. И пока мы не придём к сознанию Кришны, не существует возможности уйти от природы этого мира. Это его природа. Все здёсь двойственно. Если не будет счастья, то невозможно будет понять, что такое несчастье. Нельзя понять, что такое свет, пока мы не познали тьму. Это мир света и тьмы, так называемого света. Необходимо выйти за рамки двойственности. Все здёсь двойственно. Если не будет счастья, то невозможно будет понять, что такое несчастье. Нельзя понять, что такое свет, пока мы не познали тьму. Это мир света и тьмы, так называемого света. Необходимо выйти за рамки двойственности.
тйактва дехам пунар джанма наити мам эти со 'рджуна
/БГ 4.9/
Необходимо принять меры. И каждый человек имеет инструменты, при помощи которых он может выйти за пределы мира двойственности и прийти к трансцендентной платформе, которая называется авйабхичарена авйабхичарена бхакти-йогена бхакти-йогена.
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма бхуйайа калпате
/БГ 14.26/
Это необходимо.
Индус: …чтобы знать, как пробудить кундалини и как постоянно находиться в состоянии пробуждённой кундалини.
Шрила Прабхупада: Повторяйте Харе Кришна (смех). Вот и всё. Спасибо.
Индус: … последователи философии чарваки вообще не верят в Бога.
Шрила Прабхупада: Что? Что это?
Индус: Чарвака, чарвака…
Прабухпада: Да.
Индус: И второе. Будда является богом среди дашаватар, он является аватарой. Но он никогда не упоминал о поклонении идолам, поклонении Раме или Кришне. В частности, одной или другой аватаре и этому авадхуте, или святому месту. Я никогда не приму то, как верить, во что верить и что такое храмы. Будда является богом среди дашаватар, он является аватарой. Но он никогда не упоминал о поклонении идолам, поклонении Раме или Кришне. В частности, одной или другой аватаре и этому авадхуте, или святому месту. Я никогда не приму то, как верить, во что верить и что такое храмы.
Шрила Прабхупада: Значит, вы отвергаете всё (смех). Хорошо. Это тоже путь. Очень хороший процесс. Вы отвергаете всё. Вы во всем сомневаетесь, потому и отвергаете всё. Всё нормально.
Индус: Даже Господь Будда… … здесь есть противоречия.
Шрила Прабхупада: Хм-м-м. Поэтому наша философия и называется ачинтья-бхедабхеда-таттва ачинтья-бхедабхеда-таттва. Ачинтья Ачинтья, значит непостижимый. Подобно тому, как вы пытаетесь постичь, что весь мир – это Бог, но все же Его там нет. Сам Бог, Кришна, говорит:
мат-стхани сарва-бхутани на чахам тешв авастхитах
/БГ 9.4/
майа татам идам авйакта-муртина
/БГ 9.4/
Это безличная характеристика
брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
/ШБ 1.2.11/
безличная характеристика Брахмана.
сарвам кхалв идам брахма
/Чхандогья-Упанишад, 3.14.1/
Это значит
сарведам акхилам джагат парасйа брахмана шакти татхедам акхилам джагат
/Вишну-пурана/
Подобно солнцу. Вы находитесь на солнце. Это практическая вера. Солнечный свет неотличен от солнца. Солнце находится в 93 миллионах миль отсюда, но, тем не менее, если вы находитесь в лучах солнца, значит вы на солнце. Вы можете это отрицать? Вы в солнечном свете. Солнечный свет неотличен от солнца. Но всё же это не солнце. Это суть данной философии: непостижимое единство и различие. Солнечный свет не отличается от солнца, но всё же отличен от него. Точно так же, всё проявленное, вся космическая проявленность является Богом, но, всё же, это не Бог. Поэтому это и является непостижимым, ачинтья. Мы не в состоянии охватить своим крохотным умом, как можно быть единым и отличным. Поэтому это называется ачинтьей. Солнце находится в 93 миллионах миль отсюда, но, тем не менее, если вы находитесь в лучах солнца, значит вы на солнце. Вы можете это отрицать? Вы в солнечном свете. Солнечный свет неотличен от солнца. Но всё же это не солнце. Это суть данной философии: непостижимое единство и различие. Солнечный свет не отличается от солнца, но всё же отличен от него. Точно так же, всё проявленное, вся космическая проявленность является Богом, но, всё же, это не Бог. Поэтому это и является непостижимым, ачинтья. Мы не в состоянии охватить своим крохотным умом, как можно быть единым и отличным. Поэтому это называется ачинтьей.
ачинтйа-бхедабхеда
отновременное единство и отличие. Всё.
идам хи вишвам бхагаван иветарах
/ШБ 1.5.20/
Весь мир является Бхагаваном, но он является отличным от Бхагавана. Как? Маха-бхагавата, который понимает, кто такой Бхагаван, не видит никакой разницы. Потому что он везде видит Божество, которому он поклоняется, Кришну. Он не видит больше ничего. Я вижу дерево, но преданный, видя дерево, говорит: «Это энергия Кришны». Он сразу же думает о Кришне и поклоняется Ему. Я вижу дерево, но преданный, видя дерево, говорит: «Это энергия Кришны». Он сразу же думает о Кришне и поклоняется Ему. Это высшая ступень осознания Бога понять одновременное различие и единство. Поэтому существует три ступени жизни в преданном служении: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари, и уттама-адхикари. Нелегко стать уттама-адхикари, потому что мы в основном находимся на уровне каништха-адхикари. Но мы будем стараться подняться до уровня мадхьяма-адхикари. Тогда наша жизнь будет успешной. Это высшая ступень осознания Бога понять одновременное различие и единство. Поэтому существует три ступени жизни в преданном служении: каништха-адхикари, мадхьяма-адхикари, и уттама-адхикари. Нелегко стать уттама-адхикари, потому что мы в основном находимся на уровне каништха-адхикари. Но мы будем стараться подняться до уровня мадхьяма-адхикари. Тогда наша жизнь будет успешной.
Индус: Верно, Свами. Как вы сказали, он говорил, что у нас нет страданий. Он страдал за других. Мы не должны их осуждать. Мы должны молиться Богу, чтобы мы могли…
Шрила Прабхупада: Нет. Никто из преданных никого и ничего не осуждает. Подобно тому, как отец всегда милостив к своему сыну, но если сын очень упрям, отец даёт ему подзатыльник. Никто из преданных никого и ничего не осуждает. Подобно тому, как отец всегда милостив к своему сыну, но если сын очень упрям, отец даёт ему подзатыльник.