Текст 1
Одновременное распространение Господа Кришны в множество форм описано также в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10.69.41):
“Так Нарада увидел, как один Кришна посредством Своих полных экспансий живет в шестнадцати тысячах дворцов. Благодаря Его непостижимой энергии Его можно было видеть в дворце каждой царицы. Таким образом Он показал путь очищения обычной семейной жизни”.
Текст 2
Эти экспансии Господа не были экспансиями Его частей, каковыми обычно являются воплощения Бога, но каждая форма во всей полноте была Самим Шри Кришной (сарва-гехешу там эва, экам эва сантам). Такое многократное проявление изначальной формы Господа описано в шрути-шастре следующими словами:
“Хотя Верховный Господь один, Он появляется, чтобы стать многими”.
То, что Господь всепроникающий, также подтверждается в “Шримад Бхагаватам” (10.9.13):
“Верховный Господь, Шри Кришна, всепроникающий. Он не находится ни внутри, ни снаружи, ибо Он — повсюду”.
Благодаря действию внутренней энергии Шри Кришны Нарада Муни был способен непосредственно видеть присутствие Господа Кришны в множестве дворцов Двараки. Нарада не выдумывал и не строил догадок о вездесущности Господа. Он видел это непосредственно.
Текст 3
Увидев множество экспансий изначальной формы Шри Кришны, Нарада Муни пришел в изумление. Это объясняется в “Шримад Бхагаватам” (10.69.42):
“Господь Кришна обладает безграничным могуществом, и потому изумлению Нарады Муни также не было предела, когда он снова и снова созерцал проявление внутренней энергии Господа Кришны”.
Текст 4
Слово “йогамайа”, использованное в этом стихе, относится к духовной энергии Господа, с помощью которой Он может совершать невозможное.
В “Шримад Бхагаватам” (3.15.26), в истории о том, как Четверо Кумаров посетили Вайкунтхалоку, это слово использовано для того, чтобы описать энергию Верховного Господа. В своем комментарии на этот стих Шрила Шридхара Свами также подтверждает это объяснение слова “йогамайа”.
Текст 5
Когда Нарада Муни увидел эти экспансии личной формы Шри Кришны, он пришел в изумление, поскольку он понял, что эти экспансии не были подобны ограниченным экспансиям, которые проявляет обычный йог, но что каждая из этих экспансий была изначальным Господом Кришной, а не просто йогическим отражением.
Текст 6
То, что Верховная Личность Бога лично присутствует повсюду, описано в следующих выдержках из ведических писаний:
“Сверхдуша всепроникающа. Ее руки и ноги повсюду”, (“Бхагавад-гита” (13.14) и “Шветашватара-упанишад” (3.16));
“Хотя Верховная Личность Бога остается в Своей личной обители в трансцендентном мире, тем не менее Он находится повсюду”, (“Веданта-сутра” (3.2.11) — переведено в соответствии с комментарием Шрипады Мадхвачарьи);
“Личность Господа появляется как вездесущая Сверхдуша. Эта форма Сверхдуши неотлична от формы Верховного Господа. Сверхдуша и Верховный Господь — это одна и та же личность”, (шрути-шастра);
“Те, кто сведущи в духовной науке, объясняют, что Личность Бога пребывает в сердцах всех живых существ”, (шрути-шастра).
Текст 7
В “Матсья-пуране” также есть описание всепроникающей природы Верховного Господа:
“Верховный Господь, Вишну, всепроникающ. В этом не может быть никаких сомнений. Благодаря Своим трансцендентным достояниям Он остается в Своей изначальной трансцендентной форме, и тем не менее Он появляется всюду, подобно солнцу, которое кажется присутствующим везде, хотя и остается в одном месте”.
Текст 8
То, что экспансия Сверхдуши неотлична от Самого Верховного Господа, подтверждается в “Веданта-сутре” (3.2.12-13):
“Если человек говорит, что экспансия Сверхдуши отличается от Изначальной Личности Бога, он должен знать, что это ложное утверждение. Сверхдуша — это та же самая Изначальная Личность Господа. Это подтверждается в шрути-шастре и во всех ведических писаниях”.
То, что Господь неотличен от Своей экспансии всепроникающей Сверхдуши, также описано в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (1.9.42), где Бхишмадева говорит: