Текст 1
“Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать на Него — единственного Господа, Шри Кришну, который стоит передо мной, ибо я уже поднялся над ложными представлениями о двойственности, осознав, что Он пребывает в сердце каждого, даже в сердцах умствующих философов. Он — в сердце каждого. Можно по-разному видеть солнце, но оно одно”.
Текст 2
В этом стихе Бхишмадева говорит: “Личность Господа, Шри Кришна, стоит сейчас передо мной (там имам). Он пребывает в сердцах всех обусловленных душ в форме Своей экспансии — всепроникающей Сверхдуши (шарира-бхаджам хриди хриди дхиштхитам)”. Всепроникающая Сверхдуша как форма Господа также описана в “Шримад Бхагаватам” (2.2.8):
“Другие сосредоточивают свой ум на находящейся в области сердца Личности Бога, величиной не более пяди. В четырех руках Он держит лотос, колесо от колесницы, раковину и палицу”.
Бхишма продолжает: “Хотя эти формы Сверхдуши кажутся отличными от формы изначальной Личности Бога, в действительности Они совсем не отличаются от Него (экам). Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать на Него — единственного Господа, Шри Кришну (самадхи-гато ‘сми). Теперь я сознаю всепроникающую, исполненную блаженства форму Верховного Господа — Сверхдушу”.
Текст 3
Бхишмадева продолжал: “Я уже поднялся над ложными представлениями о двойственности, осознав, что Он пребывает всюду. Раньше я думал, что формы Сверхдуши отличны друг от друга, а также от других форм Верховного Господа, ибо я считал, что для Господа невозможно быть всепроникающим. Теперь я свободен от этой иллюзии (видхута-бхеда-мохах). Несомненно, в Своей форме Сверхдуши Верховный Господь находится повсюду”.
Текст 4
Всепроникающая природа Господа описана следующими словами: “Шри Кришна пребывает в сердце каждого, даже в сердцах умствующих философов (атма-калпитанам пратидришам). Все живые существа остаются в поле Его зрения, даже несмотря на то, что все они находятся в множестве разных мест”.
Бхишмадева приводит пример солнца. В различных местах по всему миру человеку кажется, что солнце находится прямо над ним, над этим деревом или над той стеной. В действительности солнце находится в одном месте во внешнем пространстве, но тем не менее во многих местах кажется, что солнце находится над этим деревом или над той стеной. Точно так же Верховная Личность Бога кажется присутствующей повсюду, находясь в сердцах всех живых существ в Своей форме Сверхдуши. Разница между Сверхдушой и солнцем состоит в том, что солнце действительно находится очень далеко в одном месте, и его вездесущность — это неверное представление наблюдателей, но Сверхдуша, будучи экспансией Верховного Господа, благодаря Его непостижимой энергии является Самим Господом, и поэтому Сам Господь действительно пребывает повсюду.
Бхишмадева продолжает: “Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать (самадхи-гато ‘сми) на Него — единственного Господа, Шри Кришну, который стоит сейчас передо мной (там имам), и которого я уже описал в предыдущих молитвах. Верховный Господь пребывает в сердцах всех обусловленных душ (шарира-бхаджам хриди хриди). Хотя обычно Господь пронизывает все сущее в Своей четырехрукой форме Сверхдуши, сейчас я вижу Его повсюду в Его двурукой форме Шри Кришны, которая обладает наивысшим могуществом и стоит сейчас передо мной. Нет другой формы, равной форме Шри Кришны”.
Текст 5
В этом стихе слово “бхеда” указывает на присутствие Верховного Господа во многих местах. Это слово не имеет отношения к совершенству или несовершенству Господа. В “Шримад Бхагаватам” (1.9.30-43) Бхишмадева прославил трансцендентную форму Господа. Очевидно, что эти молитвы не прославляют Брахман, безличный аспект Всевышнего. Итак, теперь мы описали, каким образом Верховный Господь проявляется в ограниченной области пространства и тем не менее остается всепроникающим и присутствует в сердцах всех движущихся и неподвижных существ.