Текст 1
Итак, мы показали, что хотя форма Шри Кришны может находиться внутри космического проявления, тем не менее, она является убежищем, в котором покоится все сущее, а так как Его форма является убежищем всего сущего, она также всепроникающа. Поскольку по Своей природе Шри Кришна всепроникающ, для Него очень легко распространиться в множество форм и появиться в стольких местах, в скольких Он пожелает. Пример этому приводится в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10.69.2):
“Это поразительно, что Господь Шри Кришна, будучи единственным и неповторимым, распространил Себя в шестнадцать тысяч одинаковых форм, чтобы жениться на шестнадцати тысячах царевен в шестнадцати тысячах дворцов”.
Текст 2
В этом стихе слова “читрам батаитат” означают “это поразительно”. Человек может задать вопрос: “Что именно является таким поразительным?” Отвечая на этот вопрос, Нарада Муни говорит: “Это поразительно, что Шри Кришна, будучи единственным и неповторимым (эках), взял в жены (удвахат) шестнадцать тысяч царевен (двй-ашта-сахасрам)”. Наш оппонент может возразить: “И что в этом такого поразительного?” В ответ на это Нарада говорит: “Он женился на них в шестнадцати тысячах мест (грихешу)”.
Наш неудовлетворенный оппонент может сказать: “Такое вполне может быть. И все же, что во всем этом поразительного?” На это Нарада может ответить: “Господь Кришна не женился на всех них в одном месте, но Он сочетался браком с каждой из них по отдельности (притхак)”.
Наш любитель задавать вопросы может ответить: “Все это понятно. Нет ничего невозможного в том, чтобы один мужчина женился много раз, беря одну жену за другой. Такое бывало и раньше”. На это Нарада говорит:
“Но Господь Кришна женился на всех этих царевнах в один и тот же момент (йугапат)”.
Наш оппонент может сказать: “Хорошо. Многие йоги, достигшие совершенства, обладают мистическим могуществом, чтобы распространить себя в множество форм. Мой дорогой Нарада, ты сам являешься великим йогом-мистиком, которому поклоняются все остальные йоги, и поэтому тебе известны такие мистические трюки. Поэтому что такого поразительного в том, что Господь Кришна распространился в множество форм?” Отвечая на это, Нарада говорит:
“Распространение Господа Кришны в множество форм не было похоже на то, как это делают йоги, которые могут создать отражения своей собственной формы, появляющиеся в множестве различных мест. Эти отраженные формы йогов не являются самими йогами, но в случае с Господом Кришной каждая из Его экспансий была Им Самим, и в этих формах Он мог заниматься всевозможной деятельностью. Другими словами, эти экспансии Господа не были просто отражениями Господа, но были Самим Господом”.
Услышав это, наш оппонент может ответить: “Нет. Это невозможно. Никто не может сделать этого”.
Текст 3
То, что каждая из этих производных форм не была просто отражением, но Самим Господом в действительности, подтверждается в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (3.3.8), где Шри Уддхава говорит:
“Господь поселил каждую царевну в отдельном дворце и распространил Себя во множество форм, составив идеальную партию для каждой из них. Затем с помощью Своей внутренней энергии Он сочетался с ними браком, совершив подобающие случаю свадебные обряды”.
Текст 4
Таким образом все возражения устранены, и теперь ясно установлено, что Господь Кришна может проявить Себя в любом количестве мест в одно и то же время (экена вапуша притхаг йугапат). Несомненно, это очень удивительно. Шрила Шридхара Свами также подтверждает это, говоря следующее (в своем комментарии на стих (5.20.40) из “Шримад Бхагаватам”, написанный прозой и являющийся описанием формы Верховного Господа как господствующего Божества области под названием Локалока):
“Поскольку Верховный Господь является владыкой всех высших сил и достояний, Он может лично присутствовать в Своей собственной форме во всех местах одновременно”.
Текст 5
То, как Господь Кришна одновременно распространяет Себя в множество личных форм, также описано в следующем утверждении “Шримад Бхагаватам” (10.59.42):
“После победы над Индрой, Кришна, неподвластный изменениям Верховный Господь, приготовился жениться на шестнадцати тысячах ста царевнах, освобожденных из плена Бхаумасуры. Распространив Себя в шестнадцать тысяч сто форм, Он одновременно женился на них всех, в различных дворцах, в один и тот же благоприятный момент”.
Все эти экспансии Господа Кришны своими телесными чертами в точности были похожи на Самого Господа Кришну. Они не имели никаких отличий, как это бывает с другими экспансиями Господа, такими как Господь Нараяна, чьи черты немного отличаются от черт Господа Кришны. То, как Господь Кришна распространил Себя в множество форм, которые своими чертами были абсолютно похожи на Его изначальную форму, описано в следующем утверждении “Шри Лагху-бхагаватамриты” (1.1.21) Шрилы Рупы Госвами:
Текст 6
“Если бесчисленные формы, совершенно схожие в своих чертах, проявляются одновременно, то такие формы Господа называются пракаша-виграха”.