Текст 1
В следующем стихе (“Шримад Бхагаватам”, 10.14.22) Господь Брахма заключает, что Шри Кришна — это Изначальная Форма Верховной Личности Бога:
“Мой дорогой Господь, все это космическое проявление подобно мимолетному сну, и его временное существование просто беспокоит ум. В результате, мы исполнены тревог в этом существовании; жить в этом материальном мире означает просто страдать и постоянно терпеть невзгоды. И все же этот временно существующий материальный мир кажется приятным и дорогим, ибо исходит из Твоего тела — вечного и полного знания и блаженства. Поэтому я заключаю, что Ты — Верховная Душа, Абсолютная Истина и Верховная изначальная личность; и хотя Ты распространил Себя с помощью Своих непостижимых трансцендентных сил в множество форм Вишну, или в живых существ и энергии, Ты являешься Верховным и единственным Господом, Ты — Высшая Сверхдуша”.
Текст 2
В этом стихе Брахма говорит: “О Господь, Ты — источник всего, что есть материального и духовного. Поскольку Ты являешься источником всего, Твоя собственная форма вечна, исполнена знания и блаженства. Из Твоей безграничной формы были проявлены все материальные вселенные”.
Текст 3
Человек может спросить: “Какова природа этой трансцендентной формы Господа?” Ответ заключен в словах “удйад апи йат сад ивавабхати” (О Господь, материальное космическое проявление, будучи проявленным из Твоего тела, затем снова входит в него, и это повторяется снова и снова. Таким образом, материальные вселенные находятся в состоянии постоянного движения).
Текст 4
На это Шри Кришна мог сказать: “Если Я являюсь источником постоянно меняющейся материальной природы, то почему ты утверждаешь, что Я неизменен? Если Я являюсь источником всех этих изменений, то Я также должен постоянно изменяться”. Чтобы ответить на это, Брахма использует слово “майатах”. Брахма говорит:
“О Господь, Ты вечен и неизменен. Эта изменяющаяся материальная вселенная проявилась при помощи Твоего непостижимого могущества, которое известно как майа. Ты Сам стоишь в стороне от изменений материи, и Твой контакт с материей происходит только посредством Твоей энергии майи. Поэтому Ты не меняешься”.
То, что Верховный Господь неизменен, также подтверждается в “Веданта-сутре” (2.1.27):
“Верховный Господь свободен от всех недостатков. Это действительно так, потому что это утверждают Веды, источник богооткровенного знания”.
Поэтому Верховный Господь никогда не меняется.
Текст 5
Брахма продолжает отличать Шри Кришну от изменяющего материального проявления. Он говорит:
“О Господь, все это космическое проявление подобно мимолетному сну. Однако Ты — это реальность. Ты не являешься другим иллюзорным проявлением, подобным этому материальному космосу”.
То, что сны являются иллюзорным состоянием существования, описано в “Веданта-сутре” (2.2.29):
“Действительность отличается от бытия, ощущаемого в снах”.
Текст 6
Брахма продолжает описывать подобное сну состояние материальной иллюзии, используя слово “аста-дхишанам” (лишая обусловленные души знания о Сверхдуше, энергия майа погружает их в большое умственное беспокойство).
Текст 7
По этим причинам материальный мир является местом сильных страданий (пуру-духкха-духкхам), даже несмотря на то, что иногда он может казаться обителью счастья. Более того, Брахма говорит, что материальный мир лишен духовной реальности (асат-сварупам). Как кроличьи рога не существуют по-настоящему, точно так же иллюзорные концепции материального существования не являются реальными. Брахма объясняет также, что хотя материальный мир является преходящим и изменяющимся, в соответствии с ошибочными представлениями сбитых с толку обусловленных душ он кажется им вечным (сад ива). Смысл этого стиха в следующем: поскольку Верховный Господь является источником знания о материальном существовании, Он также является источником истинного трансцендентного знания, а потому — высшим учителем каждого. Другое значение этого стиха заключается в том, что поскольку Верховный Господь является источником материальных райских планет, Он есть источник всего наслаждения.
Текст 8
Так заканчивается объяснение того, каким образом форма Шри Кришны одновременно является всепроникающей и, посредством Его внутренней энергии, ограниченной в пределах определенного пространства.