Текст 1
В следующем утверждении из “Шримад Бхагаватам” (2.9.34) Верховный Господь так описывает внешнюю, материальную энергию, бахиранга-шакти:
“О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной — нереально. Знай же, что это — Моя иллюзорная энергия, отблеск света во тьме”.
Текст 2
В первой части этого стиха Господь говорит:
“О Брахма, все, что кажется обладающим какой-то ценностью, но при этом не связано со Мной — нереально”.
Текст 3
В этом стихе слово “атманах” означает “Моя, Верховного Господа”, а слово “майа” относится к двум энергиям Господа: бахиранга-шакти, материальной энергии майе, и татастха-шакти, индивидуальным душам. Истолкованное в связи с индивидуальными душами, слово “абхаса” означает “сияние”. Другими словами, индивидуальные души подобны частицам света, исходящим из высшего солнца Личности Бога.
Если же допустить, что слово “майа” означает здесь бахиранга-шакти, тогда слово “абхаса” может быть истолковано как “иллюзия”. Иллюзорная энергия представляет огромное разнообразие постоянно меняющихся форм, созданных из мертвой материи. Она вводит в заблуждение обусловленные души, представляя их взору бесконечное количество временных и постоянно изменяющихся форм, сделанных из инертной и не обладающей сознанием материальной энергии, или трех гун материальной природы (благости, страсти и невежества). В “Шримад Бхагаватам” (2.10.7 — абхасаш ча ниродхаш ча) слово “абхаса” использовано для описания материального космоса. Слово “абхаса” также описано в стихе из “Вишну-пураны”, 1.22.54 (процитированном в Ануччхеде 16, Текст 17).
Текст 4
Энергии Господа также описаны в следующем утверждении, которые сделали мудрецы, изучавшие Аюр-веду:
“Верховный Господь, чьи желания исполняются автоматически, является изначальным творцом материальных вселенных. Его форма вечна и исполнена трансцендентного знания, а Его вечная трансцендентная энергия исходит из Него подобно частицам света, излучаемым солнцем. Как актер, меняющий свою внешность перед выходом на сцену, Верховный Господь предстает в форме Сверхдуши, когда Он входит в царство материи. Он приводит в возбужденное состояние неподвижную материальную энергию и таким образом становится причиной начала сотворения материальных вселенных”.
Текст 5
В первой части стиха, где “майа” Господа описана как “абхаса”, слово “абхаса” может быть истолковано двумя различными способами в соответствии с двумя объяснениями слова “майа” (которое может означать как индивидуальные души, так и внешнюю материальную энергию). Во второй части стиха, где “абхаса” описана как отражение в “тамах” (во тьме), нет необходимости объяснять слово “тамах” двумя способами, чтобы привести его в соответствие с двумя объяснениями слов “майа” и “абхаса”. Единственное значение слова — “тьма” — естественным образом подходит к двум возможным объяснениям этого стиха.
Текст 6
Тьма (тамах) материальной вселенной описана как созданная тенью Господа. Это описывается в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (3.20.18), в котором Майтрея Муни говорит Видуре:
“Брахма начал с того, что из собственной тени сотворил оболочки невежества, которые покрывают каждую обусловленную душу. Таких оболочек насчитывается пять: тамисра, андха-тамисра, тамас, моха и маха-моха”.
Текст 7
В следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (10.14.11), где Господь Брахма обращается к Кришне, также приводится сравнение материального мира с тьмой (тамах):
“Где я нахожусь, крошечное создание с телом, равным семи моим собственным локтям? Я заточен во вселенной, созданной из материальной природы, совокупной материальной энергии, ложного эго, эфира, воздуха, воды и земли. А какова Твоя слава? Бесчисленные вселенные выходят из пор Твоего тела подобно частицам пыли, проникающим сквозь приоткрытое окно”.
Текст 8
Этот стих (3.20.18, процитированный в Тексте 6) объясняет, что Брахма, используя в качестве инструмента энергию тени (чхайа-шакти), проявил “авидйу” во время сотворения материальной вселенной. Слово “авидйа” здесь можно отнести как к различным видам обусловленных душ (джива-майа), так и к различным проявлениям гун природы (гуна-майа).
Текст 9
Разница между авидйа-шакти (энергией невежества) и видйа-шакти (энергией знания) описана в следующем стихе из “Шримад Бхагаватам” (11.11.3), где Господь Кришна говорит:
“О Уддхава, как знание, так и невежество, будучи продуктом майи, являются экспансиями Моей энергии. И знание и невежество не имеют начала и неизменно даруют освобождение и рабство воплощенным живым существам”.
Текст 10
Энергия знания описана в следующих стихах из “Падма-пураны” (Уттара-кханда, 73.230-231), упомянутых Господом Кришной в разговоре с Сатьябхамой, касающемся “Карттика-махатмьи”, в которой полубоги обращаются с молитвами к Майе:
“Когда полубоги вознесли таким образом свои молитвы, они увидели, как часть неба засияла ослепительным светом. Из этой сияющей части неба они услышали обращенные к ним слова богини Сарасвати: “Я появляюсь в этом материальном мире тремя способами, в соответствии с тремя гунами — благостью, страстью и невежеством””.
Текст 11
Энергия невежества (авидйа-шакти) описана в следующем утверждении из “Падма-пураны”, Уттара-кханда (91.51), где Верховный Господь говорит Брахме:
“Густая тьма энергии невежества в этом материальном мире неизмерима и неисчерпаема”.