Текст 1
Внутренняя духовная энергия (антаранга-шакти), без чьей помощи индивидуальное живое существо не способно что-либо сделать, описана в следующих двух стихах из “Шримад Бхагаватам” (6.16.23-24), в которых Нарада Муни говорит Махарадже Читракету:
Текст 2
“Верховный Брахман исходит из Верховной Личности Бога и распространяется повсюду подобно небу. Хотя Он не соприкасается ни с чем материальным, Он существует внутри и вне всего. Но несмотря на это, ум, разум, чувства и жизненная сила не могут ни прикоснуться к Нему, ни познать Его. Преисполненный почтения, я склоняюсь перед Ним”.
Текст 3
“Если железный прут раскалить докрасна, он будет жечь, как сам огонь. Точно так же тело, чувства, жизненная сила, ум и разум, даже будучи инертной материей, тотчас приходят в движение, едва Верховная Личность Бога наделит их крупицей сознания. Как железо, не раскаленное огнем, не способно жечь, так и материальные чувства не станут действовать, не разбуженные Верховным Брахманом”.
Текст 4
Шридхара Свами так комментирует эти стихи:
“В первом стихе (6.16.23) Нарада говорит: “Верховный Брахман (йат) исходит из Верховной Личности Бога и распространяется повсюду подобно небу (витатам вйомават). Но несмотря на это, жизненная сила (асавах), пользуясь крийа-шакти, не может прикоснуться к Нему (на спришанти), так же как ум, разум и чувства не могут познать Его (на видух) с помощью гйана-шакти. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Ним (нато ‘сми)”. Причина, по которой ум, разум, чувства и жизненная сила не могут постичь Верховный Брахман, объясняется в следующем стихе (6.16.24), где Нарада говорит: “Тело, чувства, жизненная сила, ум и разум, будучи всего лишь мертвой материей, могут выполнять свою деятельность (кармасу) только тогда, когда Верховная Личность Бога наделяет их крупицей сознания (ами йад-амша-виддхах)”. Без вмешательства Верховного Господа они не могут действовать ни в состоянии бодрствования, ни в состоянии сна, ни в состоянии глубокого сна, ни в бессознательном состоянии, ни в любом другом состоянии бытия. Чтобы объяснить зависимость чувств от Верховной Личности Бога, Нарада приводит такой пример: “Как железо не может жечь, пока не нагреется в огне (апратаптам лаухам), так же материальные чувства не могут действовать, не будучи уполномоченными Верховным Брахманом”. Раскаленный докрасна железный прут получает свою воспламеняющую силу от огня, и хотя он способен сжечь множество объектов, он не может сжечь сам огонь. Таким же образом, поскольку материальное тело, чувства, жизненная сила, ум и разум живых существ получают свою способность действовать (крийа-шакти) и познавать (гйана-шакти) от Верховной Личности Бога, хотя они могут соприкасаться с множеством объектов и познавать их, тем не менее, они не способны коснуться или познать Верховную Личность Бога, источник всего их могущества”.
Текст 5
То, что чувства в своем могуществе зависимы от Верховной Личности Бога, подтверждает даже Шанкарачарья, глава имперсоналистов, который, опровергая философию санкхйи, сказал (“Шарирака-бхашья”, 1.1.5):
“Материальные глаза имеют способность видеть, потому что получили ее от Всевышнего. Как железный прут или подобный ему предмет, будучи помещенным в огонь, обретает способность жечь, так же и чувства обретают способность действовать благодаря Всевышнему. Всеведущая Высшая Истина является изначальной причиной всего материального творения”.
Текст 6
То, что чувства зависимы от Верховной Личности Бога, также подтверждается следующими утверждениями из Упанишад:
“Благодаря появлению Верховной Личности Бога проявляется множество различных планет. До тех пор, пока сначала не появится Верховный Господь, они не могут проявиться”, (“Катха-упанишад” (2.2.15), “Мундака-упанишад” (2.2.10) и “Шветашватара-упанишад” (6.14));
“Откуда живое существо может получить силу сделать что-либо или даже просто оставаться живым, пока излучающая необычайное блаженство Личность Бога не появится на небосводе его сердца?”, (“Тайттария-упанишад”, 2.7.1);
“Верховная Личность Бога дарует глазам живого существа способность видеть, а его ушам — способность слышать”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4.4.18).
Текст 7
В заключительной части своего комментария к этому стиху (“Шримад Бхагаватам”, 6.16.24) Шридхара Свами говорит:
“Тогда кто-то может сказать: “Хорошо, чувства не могут действовать независимо, только индивидуальное живое существо может наблюдать и познавать то, что ощущают чувства”. На это я отвечаю: “Нет, нет, во всех состояниях бытия — будь то бодрствование, сновидения или глубокий сон — индивидуальное живое существо зависит от Всевышнего. Без милости Верховной Личности Бога индивидуальное живое существо не может видеть или воспринимать что-либо иначе, как с помощью одного из чувств Господа (на драштрападешам эти)”. Это подтверждает и “Брихад-араньяка-упанишад”, (3.7.23): “Без милости Верховной Личности Бога никто не может увидеть что-либо”.
Слова “на драштрападешам эти” можно также истолковать по-другому: “Хотя чувства индивидуального живого существа могут воспринимать различные объекты, в обычных условиях они не могут ощутить Верховного Господа, который является источником их силы””.
Текст 8
То, что Верховная Личность Бога является источником всего чувственного восприятия, подтверждается следующей цитатой из “Шримад Бхагаватам” (2.10.9):
“Все три упомянутые выше категории живых существ взаимозависимы. Отсутствие одного из них делает другого невоспринимаемым. Но Верховный Господь видит каждого из них, ибо Он не зависит ни от кого. Поэтому Он является последним прибежищем всего сущего”.
Текст 9
В различных местах шрути-шастры также есть подтверждения тому, что индивидуальные живые существа (дживы) никогда не могут стать независимыми от Верховной Личности Бога. Это Он является изначальным наблюдателем всего сущего, и без Его милости никто ничего не может увидеть. Таким образом следует понимать эти два стиха (6.16.23-24).