Текст 1
“Шримад Бхагаватам” (10.87.12) объясняет:
“Санандана сказал: “После разрушения всего космического проявления вся энергия и все творение в своей ядерной форме входят в Гарбходакашайи Вишну. В это время Господь пребывает во сне долгое, долгое время, и когда вновь возникает необходимость в творении, олицетворенные Веды собираются вокруг Господа и начинают прославлять Его, описывая Его чудесные трансцендентные развлечения””.
Текст 2
Во время космического уничтожения Господь вбирает (апийа) в Себя вселенные, которые Он создал, и ложится отдыхать вместе со Своими энергиями. Материальная природа, пуруша-аватары и части Его частей входят в Него, и Он закрывает Свои глаза. Когда время космического уничтожения почти подходит к концу, Веды будят Господа молитвами, описывающими Его трансцендентные качества. Господь здесь — это Верховная Личность Бога. Это не экспансия пуруша-аватары.
Текст 3
В Третьей Песне (“Шримад Бхагаватам”, 3.5.23) описано, что пуруша-аватара тоже входит в Господа:
“До сотворения материального мира существовал только Господь, Личность Бога, повелитель всех живых существ, и не было никого, кроме Него. Лишь по воле Господа материальный мир создается и затем снова погружается в Него. Качества этой Высшей Души нашли выражение в Ее разнообразных именах”.
Текст 4
Продолжая описание, с которого началась эта Ануччхеда, “Шримад Бхагаватам” (10.87.13) приводит следующий пример:
“Тогда Веды начинают прославлять Господа. Это в точности подобно тому, как в спальне спящего царя собираются назначенные для этого рассказчики и начинают прославлять его доблестные деяния — царь же, слушая о них, постепенно просыпается”.
Текст 5
Здесь приведен пример могущественного царя, во славу которого поют хвалебные гимны, а не безличного, лишенного качеств нечто. Таков смысл слов “Это в точности подобно тому, как в спальне спящего царя...”. Ночью царь наслаждается развлечениями со своими царицами. Он пренебрегает всеми внешними обязанностями и вместе со своим близким окружением остается во внутренних покоях дворца. Потом певцы будят его, исполняя гимны, прославляющие его доблесть. Верховная Личность Бога сравнивается здесь с таким царем. Пренебрегая всем, что связано с материальными вселенными, Он наслаждается развлечениями со Своими спутниками в Своей обители, скрытой от материальных глаз. Спутники (анудживинах) Господа — это те, кто знают сердце Господа.
Текст 6
В этом отрывке Веды раскрывают истину о форме Господа, которую можно непосредственно созерцать благодаря преданному служению. Это преданное служение позволяет живому существу непосредственно видеть Господа, а также дарует ему трансцендентное знание и множество трансцендентных достоинств. Олицетворенные Веды говорят (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.14):
Текст 7
“О Непобедимый, Ты — Верховная Личность. Нет никого равного Тебе, нет никого более великого, чем Ты. Никто не может быть более славен в своих деяниях. Слава Тебе! Слава Тебе! Ввиду Своей трансцендентной природы Ты в полной мере обладаешь всеми шестью совершенствами, и потому Ты можешь освободить все обусловленные души из когтей майи. О Господь, мы горячо молим, чтобы Ты сделал это. Все живые существа, будучи Твоими неотъемлемыми частичками, по природе своей блаженны, вечны и полны знания, но из-за собственных ошибок они пытаются подражать Тебе, стараясь стать верховными наслаждающимися; так они не повинуются Твоей верховной власти и оскорбляют ее. Из-за наносимых ими оскорблений Твоя материальная энергия берет на себя управление ими; и так их трансцендентные качества — счастье, блаженство и мудрость — покрываются облаками трех материальных гун. Это космическое проявление, созданное из трех материальных гун, подобно тюрьме для обусловленных душ. Обусловленные души бьются изо всех сил, чтобы вырваться из материального рабства, и в соответствии с их разными условиями жизни им даются разные занятия. Но все эти занятия основываются на Твоем знании. Человек может совершать добродетельные поступки, лишь вдохновляемый Твоей милостью. Поэтому, не обратившись к Твоим лотосным стопам, человек не может преодолеть влияние материальной энергии. В действительности, мы, как олицетворенное ведическое знание, всегда заняты служением Тебе, чтобы помочь обусловленным душам понять Тебя”.
Текст 8
Слово “аджита” означает здесь “О Непобедимый”, а слова “джайа джайа” означают “пожалуйста, открой Свою славу”. Из уважения слово “джайа” повторено дважды. Слово “аджита” стоит в звательном падеже.
Текст 9
В “Шримад Бхагаватам” (6.2.10) сказано:
“Просто повторяя святое имя Господа Вишну, такие порочные люди могут привлечь к себе внимание Верховного Господа, который может подумать: “Поскольку этот человек произнес Мое святое имя, Мой долг —защитить его””.
Текст 10
Из этого можно понять, что Верховная Личность Бога лично присутствует в звуке Своего святого имени. Он не отличен от Своего имени подобно тому, как Он не отличен от Своей трансцендентной формы. Он не присутствует лично в чем-либо, что отличается от Него. В шрути-шастре говорится, что страх, ненависть и другие пороки и недостатки присутствуют в форме Господа только символически. Они не похожи на материальные страх и ненависть. Это уже было доказано в шрути. Форма Господа появляется через глаза, а святое имя Господа — через голос. Форма и имя Господа — это одно и то же непосредственное проявление Господа, хотя оно появляется разными способами. Нужно ли о чем-то еще говорить? Используя санкету, рудху и другие литературные приемы, Веды множеством способов объяснили, что Господь неотличен от Своего имени.
Здесь Веды говорят: “О Господь, пожалуйста, открой Свою славу (джайа джайа)!”. Таким образом, не прибегая к помощи каких-либо косвенных литературных приемов, Олицетворенные Веды прямо говорят, что слава и качества Господа самые возвышенные. Это описано в шрути-шастре следующим образом:
“О Господь, Твоя слава настолько велика, что даже Ты Сам не понимаешь ее полностью”, (шрути-шастра);
“Нет никого, кто был бы равен Верховной Личности Бога или превосходил бы Его”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8).
Текст 11
Олицетворенные Веды говорят здесь “джайа джайа!” для того, чтобы Господь раскрыл преданное служение Ему. Они делают это, потому что Господь лично появляется там, где совершается преданное служение Ему. Слыша слова Вед “джайа джайа!”, Верховная Личность Бога может спросить: “Какое из Моих достояний Я должен проявить?” На этот вопрос Олицетворенные Веды отвечают: “аджам джахи”, что означает “пожалуйста, прояви величие преданного служения Тебе, которое полностью отбрасывает влияние майи”.
Текст 12
Тогда Верховная Личность Бога может возразить: “И Моя энергия знания, и Моя энергия невежества — обе они называются словом “майа”. Поэтому если “майа” выгоняется прочь, то трансцендентное знание будет уничтожено”.
Тогда Олицетворенные Веды отвечают: “Эта “майа” — “доша-грибхита-гуна””.
Слово “доша” означает здесь невежество, которое заставляет живые существа забыть Верховную Личность Бога. Слово “грибхита” означает “принятое”, а “гуна” — “знание, позволяющее живым существам помнить Верховную Личность Бога”. Это означает: “О Господь, когда Ты появляешься, невежество живого существа уносится прочь. Не имеет значения — где, когда, как или чье — невежество убегает прочь от живого существа. Поэтому, о Господь, пожалуйста, вырви с корнем это невежество и даруй живым существам чистую преданность Твоим лотосным стопам”. Это означает, что Сам Верховный Господь находится за пределами влияния энергии невежества. Он вечен, полон знания и блаженства. Веды описывают (чаранти) Верховного Господа, отвергая все то, что не имеет к Нему отношения.
Текст 13
Следующие цитаты Вед подтверждают, что Господь неподвластен влиянию материи:
“Человек должен знать, что хотя майа (иллюзия) ложна, или временна, ее источником является верховный волшебник, Личность Бога, которого зовут Махешвара, Верховный Повелитель”, (“Шветашватара-упанишад”, 4.10);
“Верховная Личность Бога находится за пределами влияния энергии иллюзии”, (“Шветашватара-упанишад”, 4.5);
“Верховный Господь — властелин всего сущего. Он повелевает всем”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 5.6.1);
“Верховный Господь нематериален”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 4.2.21).
Текст 14
На это Верховная Личность Бога может возразить: “Разве это не так, что молясь о разрушении майи, вы хотите уничтожить одно из Моих достояний?”
В ответ Олицетворенные Веды говорят: “О Господь, Ты полностью обладаешь всеми шестью достояниями”, (твам аси йад атмана самаваруддха-самаста-бхагах). Это означает: “О Господь, Ты — властелин огромного множества богатств в духовном мире, который составляет три четверти всего бытия. Какой прок от этого крошечного, незначительного достояния материальной иллюзии?”
Текст 15
В своем комментарии на “Шримад Бхагаватам” (10.87.38) Шридхара Свами объясняет:
“О Верховная Личность Бога, о властелин множества коров камадхену и энергий трансцендентного блаженства и знания, что Тебе делать с этой энергией материальной иллюзии? Тебе ни к чему эти восемь материальных совершенств, ограниченных временем, местом и прочими материальными пределами. Твои достояния духовны и безграничны”.
Текст 16
Здесь (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.14) слово “атма” означает “Твоя форма”, а “бхага” — “Твои качества”. Используя эти слова в традиционном значении (рудхи), Олицетворенные Веды могут описать форму и качества Верховной Личности Бога.
Текст 17
Шрути-шастра описывает Господа и Его энергии:
“Бог — это Верховная Личность Господа. Из Него проявляются Его энергии”, (шрути-шастра);
“Верховная Личность Бога обладает разнообразными энергиями”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8).
Текст 18
Таким образом, все Веды описывают энергии Господа. В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.14) слово “ага” означает “неподвижные живые существа”, “джагат” — “движущиеся живые существа”, и “окасам” — “материальные тела, которые являются их прибежищем”. Фраза “акхила-шактй-авабодхака” стоит в звательном падеже и означает: “О Господь, Ты пробуждаешь все Свои энергии, в том числе индивидуальных живых существ (джив)”. Это означает: “О Господь, благодаря Твоему взгляду проявляются удивительные энергии майи. Ты подобен океану, наполненному волнами всех Твоих энергий”.
На это Господь может возразить: “Разве это не так, что если энергию майу уничтожить, то энергия, представляющая индивидуальных живых существ (джив), тоже неминуемо будет уничтожена?”
На это Олицетворенные Веды отвечают: “Это не так, потому что “ага-джагад-окасам акхила-шактй-авабодхака” (о Господь, Ты пробуждаешь движущиеся и неподвижные живые существа). Наоборот, Твоя энергия (которая затмевает майу) наполняет живые существа блаженством”. Таким образом, Олицетворенные Веды описывают индивидуальных живых существ как татастха-шакти (пограничную энергию Господа).
Текст 19
Взаимоотношения Верховной Личности Бога и индивидуального живого существа описаны в шрути-шастре следующим образом:
“Кто может дышать и кто может оставаться живым, если Верховная Личность Бога, высшее блаженство, не пребывает на небосводе его сердца?”, (“Тайттирия-упанишад”, 2.7.1);
“Верховная Личность Бога — это дыхание жизни каждого”, (“Кена-упанишад”, 1.2);
“Все сущее является отражением Верховной Личности Бога”, (“Шветашватара-упанишад”, 6.8).
Это означает, что звезды и другие небесные светила являются отражениями света Всевышнего.
В “Шветашватара-упанишад” есть еще одно описание взаимоотношений Верховной Личности Бога и индивидуального живого существа:
“Только тем великим душам, которые имеют безоговорочную веру в Господа и духовного учителя, сама собой открывается суть ведического знания”.
Текст 20
На это Верховная Личность Бога может возразить: “Откуда вы, Веды, знаете, что у Меня нет никаких обязанностей по отношению к нерожденной энергии майе, и откуда вам известно, что Я вечен, исполнен знания и блаженства, и что благодаря Моим личным энергиям Я во всей полноте обладаю всеми богатствами?”
Веды отвечают: “Иногда мы видим Тебя в Твоей форме пуруша-аватары, когда Ты, создавая, поддерживая и уничтожая материальные миры, наслаждаешься играми с нерожденной энергией майей. Мы также видим Тебя, когда Ты посредством Своей внутренней энергии проявляешь Свои личные достояния, исполненные нектара вечности, знания и блаженства, или когда Ты являешься нам, Ведам, в виде слов или как достойный поклонения Верховный Господь. Поэтому мы, Веды, знаем о Тебе все”.
В этом стихе (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.14) слова, указывающие на Верховную Личность Бога, стоят в притяжательном падеже.
Текст 21
Веды делятся на два раздела: один раздел описывает царство трех гун материальной природы, а другой — то, что находится за пределами этих трех гун. Раздел Вед, имеющий дело с тремя гунами материальной природы, в свою очередь делится еще на три части. В первой из этих трех частей Верховный Господь описан пребывающим ни границе между духовным и материальным мирами. Примером, иллюстрирующим эту часть Вед, служит следующее утверждение (“Тайттирия-упанишад”, 3.1.1):
“Материальные элементы появились из Верховной Личности Бога”.
Во второй из этих частей описано величие Верховной Личности Бога, потому что Он повелевает всем, что находится в царстве трех гун материальной природы. В качестве примера можно привести следующее утверждение шрути-шастры:
“Верховная Личность Бога — властелин всего, что находится в царстве трех гун”.
В третьей из этих частей Верховный Господь описан как учитель, который показывает, как превзойти эту область, где господствуют три гуны материальной природы.
Текст 22
Второй раздел Вед (описывающий то, что лежит за пределами трех гун материальной природы) можно разделить на две части. В первой части утверждается, что Всевышний отличен от царства трех гун, а во второй — что Всевышний тождественен этому царству трех гун. Примером первой части является следующее утверждение (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3.8.8):
“Всевышний не велик и не мал. Он — не это. Он — не то”.
В качестве примера второй части можно привести следующие утверждения:
“Весь мир есть Брахман”, (“Чхандогья-упанишад”, 3.14.1);
“Ты есть то”, (“Чхандогья-упанишад”, 6.8.7).
Из двух последних цитат первая гласит, что все есть Брахман, поскольку все сущее изошло из Брахмана. Поэтому неизменный Верховный Брахман является убежищем всего сущего, все является частью Брахмана, и каждая часть есть чистый Брахман (дух).
Во второй цитате слово “твам” (ты) означает “индивидуальное живое существо, которое является энергией духовной формы Всевышнего”, а “тат” (то) означает “Верховный Брахман”. Не поняв истинного смысла слова “тат”, нельзя понять, что означает слово “твам”. И “тат” (Верховный Брахман), и “твам” (индивидуальное живое существо) — оба по своей природе превосходят царство трех материальных гун. Здесь совершенно ясно, что Всевышний — это Верховная Личность Бога (Бхагаван). Всевышний вовсе не означает безличный Брахман. Таким образом объясняются слова “аджайатмана ча чарато ‘нучарет” (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.14).
Текст 23
Живые существа, которые поднялись над царством трех гун, делятся на две группы: те, кто преданны безличному Брахману, и те, кто преданны Верховной Личности Бога. Безличный Брахман описан следующим образом (“Тайттирия-упанишад”, 3.6):
“Брахман исполнен блаженства”.
Текст 24
Верховная Личность Бога описана следующим образом (“Шветашватара-упанишад”, 6.8):
“Тело, которым обладает Господь, не похоже на тело обычного живого существа. Между Его телом и Его душой нет разницы. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны. Любое из Его чувств может совершать деятельность любых других чувств. Поэтому нет никого, кто был бы более велик, чем Он, или равен Ему. Он обладает разнообразными энергиями, и поэтому Его деяния совершаются сами собой, как естественный ход событий”.
Текст 25
Так объясняется утверждение “атмана ча чарато ‘нучарен нигамах”. Таким образом мы доказали, что Веды описывают Верховную Личность Бога. В разделе Вед, рассказывающем о том, что находится за пределами трех гун материальной природы, есть непосредственные описания Господа. В других разделах Он описан косвенным образом. Чтобы доказать, что Господь нематериален, описываются Его различные трансцендентные качества. Оставив в стороне все частичные описания, Веды прямо описывают трансцендентную форму и качества Верховной Личности Бога. Таково окончательное объяснение косвенного описания Господа.
Текст 26
О Господь, описывая Тебя, Веды исполняют свое предназначение. Это описано в следующих стихах, процитированных в комментарии Шрипады Мадхвачарьи:
“Ни глаза, ни уши, ни логика не помогут в постижении Верховной Личности Бога. Только шрути- и смрити-шастры учат тому, как познать Его”, (шрути-шастра);
“Верховная Личность описана в Упанишадах”, (“Брихад-араньяка-упанишад”, 3.9.26).