Текст 1
Таким образом, мы доказали, что Веды описывают Верховный Брахман. Окончательное заключение Вед о том, что Верховный Господь — это Личность Бога, описано следующим образом (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.15):
“О Господь, те, кто стремятся к освобождению из этого материального мира, должны, поэтому, поклоняться Верховной Личности Бога, конечной причине всех причин. Ты подобен всей массе земли, из которой создаются разнообразные глиняные горшки. Горшки делаются из глины, добываемой из земли, они остаются на земле, а после их разрушения составляющие их элементы в конечном счете вновь растворяются в земле. Поэтому великие мудрецы все свои мысли, слова и поступки направляют только на Тебя. Как они могут избежать Тебя? Как люди могут не касаться земли своими ногами, когда они идут по ней?”
Текст 2
Как постичь (упалабдхам) Верховный Брахман (брихат)? После уничтожения (викритех) материальной вселенной остается (авашешатайа) Верховный Брахман. На что это похоже? Это подобно земельной глине. Когда глина превращается в горшки и множество других вещей, то эти предметы сохраняют свою тождественность с глиной. С помощью этой аналогии можно понять (упалабдхам) Верховный Брахман (брихат). Веды считают, что создание и разрушение материального мира — это всего лишь превращения (викритех) Верховного Брахмана. “Тайттирия-упанишад” (3.1.1) объясняет:
“Все изошло из Всевышнего”.
Как горшки и другие вещи сохраняют свою тождественность с глиной, точно так же весь мир, будучи частью Всевышнего, сохраняет свою тождественность с Ним.
Здесь может возникнуть вопрос: “Если все сущее есть просто превращения Всевышнего, то почему Веды говорят, что Всевышний “не то и не это”?” Ответ на этот вопрос заключен в слове “авикритат” (поскольку Всевышний остается неизменным).
В “Веданта-сутре” (2.1.27) Всевышний также описан как высший источник:
“Поскольку Всевышний является корнем, из которого произошли утверждения Вед”.
Смысл здесь таков, что благодаря Своей непостижимой энергии Господь остается неизменным (даже несмотря на то, что все сущее является превращением Него).
Текст 3
Хотя здесь использовано слово “Брахман” (брихат) и говорится, что Брахман обладает энергиями, на самом деле оно означает здесь “Бхагаван” (Верховная Личность Бога). Это так, потому что Верховный Господь не может быть отделен от Своих энергий. Поскольку Верховный Господь не является маленьким или незначительным, то здесь Его называют Брахманом (Великим). Поскольку пример с глиной в этом стихе указывает на то, что Брахман является действующим творцом вселенных, то следует понимать, что здесь говорится не о безличном Брахмане. Во второй половине этого стиха (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.15) Олицетворенные Веды объясняют, что, в конечном итоге, Брахман — это Верховная Личность Бога. Они говорят:
“О Господь, поэтому великие мудрецы все свои мысли, слова и поступки направляют только на Тебя”.
Верховная Личность Бога и безличный Брахман едины и одинаковы. Их считают различными только потому, что в одном [аспекте] Господь проявляет Свои трансцендентные качества, а в другом — нет.
Затем мудрецы говорят:
“О Господь, как Веды могут избежать Тебя? Как люди могут не касаться земли своими ногами, когда они идут по ней?”
Это означает: “Как Веды могут исполнить свое предназначение? О Господь, только в поисках Тебя они исполняются смысла”. Это подтверждается следующими словами (“Шримад Бхагаватам”, 3.32.32):
Текст 4
“Кульминацией философских поисков истины является постижение Верховной Личности Бога. Когда, постигнув Господа, человек выходит из-под влияния гун материальной природы, он достигает уровня преданного служения. Занимается ли человек преданным служением или идет философским путем познания истины, он должен достичь одной и той же цели — Верховной Личности Бога”.
Текст 5
В комментарии Мадхвачарьи есть цитата из шрути-шастры:
“В конечном итоге, все имена — это имена Верховной Личности Бога. Как реки текут к океану, точно так же все имена ведут к Верховному”.
Текст 6
Все Веды описывают Всевышнего как Верховную Личность Бога, а также как безличный Брахман. Оба этих имени Господа есть истина. Они не являются вымыслом. Олицетворенные Веды объясняют (“Шримад Бхагаватам”, 10.87.16):
Текст 7
“О Повелитель трех планетных систем вселенной, святые мудрецы освобождаются от всех страданий, погружаясь в океан нектара бесед о Тебе, воды которого полностью смывают все грехи мира. О Великий, как мы можем описать великих преданных, которые, избавляясь от пороков этого мира, власти времени и трех гун материальной природы, с чистым сердцем служат Тебе, всегда погруженному в вечное трансцендентное блаженство?”
Текст 8
В этом стихе слово “трй-адхипате” означает “о Господь трех божеств (Брахмы, Вишну и Шивы), возглавляемых Брахмой”. Это означает, что пуруша-аватара, Господь Нараяна, является источником этих трех божеств, а Верховная Личность Бога (Господь Кришна), по природе превосходя всех, является повелителем Господа Нараяны.
Следующая фраза (тава акхила-лока-мала-кшапана-катхамритабдхим авагахйа) означает: “О Повелитель (Кришна) повелителя (Нараяны) повелителей (Брахмы, Вишну и Шивы), поскольку Ты — высшая цель Вед, разумные полубоги отрекаются от причитающейся им доли ведических жертвоприношений и, не занимаясь ничем другим, ныряют в океан нектара Твоей славы, воды которого смывают все грехи”. Слова “ким ута” означают “не говоря уже”.
Фраза “тапамси джахух” может означать либо “они освобождаются от всех страданий”, либо “они совершают суровые аскезы”.
Далее стих продолжается так: “Избавляясь от пороков этого мира, власти времени и трех гун материальной природы, начинающихся с гуны благости (сва-дхама-видхуташайа-кала-гунах), они с чистым сердцем служат Тебе, всегда погруженному в вечное трансцендентное блаженство, и знают Тебя как Высшую Истину, Брахман (парама бхаджанти йе падам аджасра-сукханубхавам)”.
Последовательность событий, описанная в этом стихе, такова: сначала они погружаются в океан нектара, затем освобождаются от всех страданий, а затем они служат Господу.
Текст 9
Смысл этого стиха заключается в том, что преданные отбросили мысль о том, что безличный Брахман — это единственный аспект Всевышнего. Здесь описаны три категории людей: сбитые с толку, разумные и достигшие успеха. Здесь можно видеть, что Веды, не пускаясь в пространные рассуждения и говоря только истину, описывают Верховную Личность Бога этим трем видам людей. Если это не так (что Веды описывают Верховную Личность Бога), то такие читатели из-за своего невежества не смогут очиститься, как это описано в словах “акхила-лока-мала-кшапана”.
Когда категория сбитых с толку людей не видит этого (что Веды описывают Верховную Личность Бога), то здесь можно привести поговорку “все равно, что жечь железный прут” [русский эквивалент: “Как об стенку горох” (прим. переводчика)], которая описывает неспособность Вед очистить их.
Когда разумные люди не видят этого, но при этом размышляют над смыслом Вед, то их циничное отвержение Верховной Личности Бога можно описать такой поговоркой: “Подобен человеку, который не верит тому, что он слышал о достоинствах детей бесплодной женщины”. Или такие люди, даже поняв истину, все равно сохраняют привязанность к деятельности, которая не связана с преданным служением. Тогда к ним приложима поговорка “подобен человеку, который, даже услышав о великой славе Ганги, все равно идет в другие святые места”.
И даже когда люди третьей категории, которые в высшей степени удачливы, поскольку достигли самоосознания, дерзко отказываются погрузиться в нектар повествований о Верховной Личности Бога, то к ним приложима поговорка “подобен цинику, который отказывается нырнуть в озеро нектара, поскольку ошибочно полагает, что река должна быть слаще”.
Истинный плод слушания о славе Господа описан в “Вишну-пуране” следующим образом:
“Когда Господь Хари входит в уши [слушающего о Нем], Он уничтожает все грехи”.
Текст 10
Это также описано в “Шримад Бхагаватам” (10.87.40):
“Дорогой Господь, любой, кто Твоей милостью осознал совершенство Твоих лотосных стоп, равнодушен к материальным счастью и страданиям, которыми управляешь Ты один. Он остается равнодушным, когда его прославляют или ругают обычные люди. Если преданный может поддерживать свое трансцендентное положение в общении с чистыми преданными, каждый день слушая о славе Твоих деяний, которые Ты совершал в разные эпохи и в различных воплощениях, то Ты Сам гарантируешь ему освобождение”.
Текст 11
Это еще раз подтверждается в Первой Песне (“Шримад Бхагаватам”, 1.7.11):
“Шрила Шукадева Госвами, сын Шрилы Вьясадевы, не только обладал трансцендентным могуществом, но был также очень дорог преданным Господа. Итак, он приступил к изучению этого великого повествования [“Шримад Бхагаватам”]”.
Текст 12
Таким образом, мы доказали, что Веды описывают Верховную Личность Бога и Его трансцендентные качества.
Текст 13
Это подтверждается в следующих утверждениях шрути:
“О Вишну, повторяя Твое святое имя с небольшим пониманием, мы обретаем глубокое знание”, (“Риг-веда”, 1.156.3);
“Как вода никогда не касается листа лотоса, точно так же грех никогда не затрагивает человека, который знает Верховную Личность Бога”, (“Чхандогья-упанишад”, 4.14.3);
“Деятельность, выполняемая для Верховной Личности Бога, не связывает человека законами кармы”, (“Иша-упанишад”, 2);
“Того, кто отверг всякую материальную деятельность, благочестивую или порочную, не может коснуться грех”, (шрути-шастра);
“Размышляя о Верховной Личности Бога, человек не думает: “Почему я не совершаю благочестивых поступков? Почему я грешу?””, (“Тайттирия-упанишад”, 2.9.1);
“Те, кто достигли освобождения, все равно продолжают поклоняться Верховной Личности Бога”, (шрути-шастра).
В этих и других цитатах, описывающих преданное служение, говорится о превосходстве Верховной Личности Бога. Слова шрути-шастры вовсе не опровергают это.
Текст 14
На это кто-то может возразить:
“Слова, которые, как Вы считаете, описывают Всевышнего, тем не менее материальны по своей природе. Вы никогда не сможете описать Всевышнего с помощью слов. Это подтверждается в шрути-шастре:
“Всевышнего не описать словами. К Нему невозможно приблизиться посредством ума”, (“Тайттирия-упанишад”, 2.4.1 и 2.9.1);
“Всевышнего нельзя описать словами”, (шрути-шастра);
“Всевышнего, который наделяет нас способностью говорить, нельзя описать словами”, (“Кена-упанишад”, 1.5);
“Того, кто дарует ушам способность слышать, нельзя услышать ушами”, (“Кена-упанишад”, 1.8).
Таким образом, Ваша идея о том, что Всевышнего можно описать словами, опровергается”.
Текст 15
На это сомнение дается следующий ответ: “Если что-то нельзя описать прямо, то это нельзя описать и косвенно. Почему? Эти два вида описания не отличаются друг от друга, потому что оба они, в конечном итоге, входят в область слов. Поэтому, как материальные объекты могут быть описаны непосредственно, точно так же, когда говорится, что Всевышнего нельзя описать [прямо], то дается Его косвенное описание. Таково доказательство того, что Всевышнего можно описать”.