Войти Добавить текст

Вы здесь:

Главная страница

Шри Чайтанья Чаритамрита

Мадхйа-лила

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ. Любовь к Богу — высшая цель жизни

Текст: 50

ЧЧ Мадхйа-лила 23.50
двивидха ‘вибха̄ва’, — а̄ламбана, уддӣпана
вам̇ш́ӣ-свара̄ди — ‘уддӣпана’, кр̣шн̣а̄ди — ‘а̄ламбана’

Пословный перевод

дви-видха — два вида; вибха̄ва — обособленный экстаз; а̄ламбана — поддержка; уддӣпана — пробуждение; вам̇ш́ӣ-свара-а̄ди — звук флейты и проч; уддӣпана — возбуждающие; кр̣шн̣а-а̄ди — Кришна и другие; а̄ламбана — поддержка.

Перевод

«Вибхава [обособленный экстаз] подразделяется на два вида. Один называется поддерживающим, а другой — пробуждающим. Звук флейты Кришны — это пример возбудителя, а Сам Господь Кришна — пример поддерживающего фактора».

Комментарий

В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.14) вибхава описывается следующим образом:

татра джн̃ейа̄ вибха̄ва̄с ту
ратй-а̄сва̄дана-хетавах̣
те двидха̄ламбана̄ эке
татхаиводдӣпана̄х̣ паре

«Причина, по которой становится возможным испытать вкус любви к Кришне, называется вибхавой. Вибхава подразделяется на две категории: аламбана (опора) и уддипана (возбудитель)».

В «Агни-пуране» говорится:

вибха̄вйате хи ратй-а̄дир
йатра йена вибха̄вйате
вибха̄во на̄ма са дведха̄
ламбаноддӣпана̄тмаках̣

«Побудительные причины любви к Кришне именуются вибхавой. Есть два вида таких причин: аламбана (те, в ком проявляется любовь) и уддипана (то, благодаря чему она проявляется).

В «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.16) об аламбане говорится следующее:

кр̣шн̣аш́ ча кр̣шн̣а-бхакта̄ш́ ча
будхаир а̄ламбана̄ мата̄х̣
ратй-а̄дер вишайатвена
татха̄дха̄ратайа̄пи ча

«Объектом любви является Кришна, а носителем этой любви является преданный Кришны. Ученые называют их аламбаной — опорами». Уддипана же описывается так:

уддӣпана̄с ту те прокта̄
бха̄вам уддӣпайанти йе
те ту ш́рӣ-кр̣шн̣а-чандрасйа
гун̣а̄ш́ чешт̣а̄х̣ праса̄дханам

«То, что возбуждает экстатическую любовь, называется уддипаной. Такими стимулами могут быть качества и деяния Кришны, а также Его украшения, одежды и разного вида прически» (Б.-р.-с., 2.1.301). Далее в «Бхакти-расамрита-синдху» (2.1.302) приводятся следующие примеры уддипаны:

смита̄н̇га-саурабхе вам̇ш́а
ш́р̣н̇га-нӯпура-камбавах̣
пада̄н̇ка-кшетра-туласӣ
бхакта-тад-ва̄сара̄дайах̣

«Улыбка Кришны, аромат Его трансцендентного тела, Его флейта, рожок, ножные колокольчики и раковина, знаки на Его стопах, место, где Он живет, Его любимое растение (туласи), Его преданные, а также соблюдение постов и обетов, связанных с бхакти, — все это пробуждает признаки экстатической любви».