Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Брахма самхита. Комм. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати

47 стр

привязанности или иллюзии, почтения или добровольного служения, живые существа обретают телесные формы, соответствующие природе их созерцания. 

КОММЕНТАРИЙ: Преданность бывает двух видов, а именно: (1) та, которая заключается в следовании регулирующим принципам и (2) та, которая представляет собой естественное чувство. Бхакти пробуждается в результате следования с верой в предписания шастр и наставления духовных учителей. Такая бхакти носит характер преданности регулирующим принципам, указанным в священных писаниях. Такая преданность сохраняется до тех пор, пока не пробудится соответствующее естественное чувство. Если человек любит Кришну из естественной потребности, тогда существует принцип рага, который является ни чем иным, как сильным желанием служить, перерастающим затем в бхаву или независимое чувство. Когда пробуждено независимое чувство, тогда преданный становится объектом милости Кришны. Требуется много времени, чтобы достигнуть этой стадии. Преданность, имеющая природу чувства, превосходит ту, которая связана с простым следованием наставлениям шастр, быстро достигает осознанного состояния и обладает привлекательностью для Kришны. В данной шлоке описываются ее различные аспекты. Шанта-бхава, исполненная почтения к Всевышнему, дасйа-бхава, исполненная служения и стремления выполнять приказы объекта всеобщего поклонения, сакхйа-бхава или естественная дружеская любовь, ватсалйа-бхава или родительская привязанности и мадхура-бхава или супружеская любовь, все они входят в категорию преданности инстинктивной привязанности. Но гнев, страх и заблуждение, хотя и носят характер инстинктивного импульса, не являются преданностью в строгом смысле этого термина, потому что они не дружественны, а враждебны объекту. Гнев можно найти в асурах подобно Шишупале, страх - в Камсе, а заблуждение в пандитах пантеистической школы. Они имеют чувство гнева, страха и инстинктивный импульс, которые несут отпечаток абсолютного бескорыстного отождествления с неделимым Брахман. Но так как не существует никакого дружественного чувства к объекту преданности, то, следовательно, нет и бхакти. Опять же среди чувств шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и мадхура, шанта, хотя и безразличная и бездействующая в раге, все же рассматривается как бхакти вследствие своего относительно дружественного отношения. Существует огромный объем раги в других четырех разнообразных эмоциях. Как обещает Гита, йе йатха мам прападйанте тамс 

Далее: