Необходимо также кое-что сказать о гъяне. Знание о Верховном Господе — это естественное знание, тогда как неведение и ненужное знание — неестественное знание. Результатом неведения является поклонение материи, а ненужное знание относится к атеизму и монизму. Поклонение материи имеет две формы: позитивное поклонение — принятие материальных характеристик как знание о Верховном Господе; и негативное поклонение — принятие материальных характеристик как Всевышнего. Те, кто занят в позитивном поклонении, поклоняются материальному изображению как Всевышнему. Те, кто занят в негативном поклонении, принимают негативные качества материальных характеристик как Брахман. Такие люди утверждают, что Всевышний безличен, лишен формы
и не имеет ни деятельности, ни чувств, «Шримад-Бхагаватам» (2.10.33-35) описывает эти два класса:
этад бхагавато рупам стхулам те вйахритам майа
махй-адибхиш чаваранаир аштабхир бахир авритам
атах парам сукшматамам авйактам шривишешанам
анади-мадхйа-нидханам нитйам ван-манасах парам
амуни бхагавад-рупе майа те хй ануварните
убхе апи на грихнанти майа-сриште випашчитах
«Всё это составляет грубые материальные формы — планеты и т. д., о которых я уже рассказывал тебе. Эти формы служат оболочками внешнего проявления Личности Бога.
А за пределами этого [грубого, материального проявления] простирается трансцендентный мир, который тоньше самых тонких форм. У него нет ни начала, ни середины, ни конца, поэтому его нельзя описать словами или постичь умом и он полностью лишен материальных качеств.
Чистые преданные Господа, в совершенстве постигшие Его, не признают ни одной из тех форм Господа, которые я только что описал тебе с материальной точки зрения».
Оба вышеупомянутых качества Господа материальны. Ученые, способные различать, должны равнодушно взирать на грубые и тонкие формы Господа и сосредоточиться на Его вечной трансцендентной форме. Поэтому привязанность к грубой форме Всевышнего, так же как и к имперсональному аспекту, являются производными невежества и всегда противоречивы. Когда умозрительные заключения покрывают знание и утверждаются в виде доводов, тогда человек не принимает душу как вечную. Так возникает философия атеизма. Когда знание попадает в зависимость от умозрительных рассуждений и утрачивает свою природу, тогда человек стремится к слиянию со Всевышним. Это стремление рождается
от ненужного знания и не приносит блага живому существу. Как утверждается в «Шримад-Бхагаватам» (10.2.32):
йе ‘нйе равиндакша вимукта-манинас
твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах
арухйа криччхрена парам падам татах
патантй адхо ‘надрита-йушмад-ангхрайах
«О лотосоокий Господь, хотя непреданные, которые подвергаются суровым аскезам и покаяниям, чтобы достичь высочайшего положения, могут считать себя освобожденными, их разум нечист. Они падают со своего положения воображаемого превосходства, потому что не заботятся о Твоих лотосных стопах».
Даже с помощью правильных умозрительных рассуждений знание об имперсональном Брахмане не может даровать благо. Теперь мы рассмотрим четыре положения этого утверждения:
- Если бы слияние с Высшим Брахманом было конечной целью живых существ, можно было бы предположить, что Бог жесток по отношению к сотворенным живым существам. Если бы мы не представили такого ущербного существования, мы не смогли бы понять всех трудностей, связанных с этим. Если мы принимаем майю как единственного творца, для того чтобы утвердить Брахман как безупречный, то мы ограничены принятием независимой истины, которая отделена от Брахмана.
- Когда душа сливается с Брахманом, она не получает никакого блага.
- В вечных играх Абсолютной Истины душам нет никакой необходимости сливаться с Брахманом.
- Если человек полностью не принимает качество разнообразия, которое есть проявление энергий Господа, тогда бытие, знание и счастье невозможны и, как результат, Верховный Брахман рассматривается безличным и лишенным основы. Человек даже может усомниться в существовании Брахмана. Но если он признаёт качество разнообразия как вечное, тогда душа не может слиться с Брахманом. Вы можете обратиться к «Майявада-шата-душани» для подробного рассмотрения этой темы.
Если человек сможет понять связь между знанием и любовью, то он увидит, что между ними нет противоречий. Изначальные чувства души предназначены для исполнения ее вечных обязанностей. Эти изначальные чувства проявляются по-разному: 1) через них обретается знание об объектах и их формах; и 2) через них постигаются расы. Другое название первого пути — гъяна, или умозрительное знание, которое от природы сухое, доставляющее беспокойства. Другое название второго пути — прити, или любовь. Во время постижения объекта и его качеств между объектом и субъектом происходит обмен удивительными чувствами расы. Это называется прити. Во взаимоотношениях между гъяной и прити мы видим пропорциональное возрастание одного и уменьшение другого. Когда гъяна увеличивается, прити уменьшается, а когда прити увеличивается, уменьшается гъяна. Когда гъяна достигает наивысшего уровня, изначальные чувства души становятся едиными. Этот уровень — сухой и полностью лишен счастья. Когда прити достигает наивысшего уровня, изначальные чувства души не теряются, скорее они оживают в субъекте самбандхи, абхидеи и прайоджаны, и затем расширяют расу любви. Поэтому увеличение любви есть единственная прайоджана, конечная цель живого существа. В отношении абхидеи преданное служение рассматривается как главная практика. Сандилья Риши утверждал в своей книге под названием «Бхакти-мимамса» — бхактир паранурактир ишваре — «Чистая привязанность к Верховному Господу называется бхакти». Бхакти, или преданное служение, определяется как деятельность обусловленной души, которая совершается из привязанности к Сверхдуше. Некоторые из этих деятельностей напоминают карму, а некоторые —гъяну. Грубая телесная деятельность называется кармой, а тонкая телесная деятельность — гъяной.
Преданное служение — это практика, предназначенная для обусловленных душ, поэтому ее нельзя назвать прити, или любовью. Когда прити пробудилась, это значит, что преданное служение достигло полной зрелости. Невозможно подробно описать каждую стадию преданного служения, поэтому мы ограничимся только главными. Если после постижения основной науки бхакти достопочтенный читатель начнет изучать писания преданности, такие как «Сандилья-сутры» и «Бхакти-расамрита-синдху», то поймет все темы, связанные с преданным служением.
Бхакти, такое как прити, имеет две природы; богатство (айшварью) и сладость (мадхурью). Когда в бхакти преобладают слава и богатства Господа, ее называют аишварья-бхакти. Настроение служения возникает из чувства осознания практикующим своей незначительности. Господь известен как не знающий Себе равных господин благодаря Своему высшему аспекту богатства. Господь как самый богатый являет Себя как царь царей, Нараяна, и дарует благо живым существам. Этот аспект Господа не временный, а вечный. Верховный Господь по своей природе исполнен всех богатств. Невозможно отделить Господа от Его богатств. Но Он также обладает качеством удивительной сладости, которая превосходит Его богатства. Когда в бхакти преобладает природа сладости, проявляется качество сладости Господа, а аспект Его богатства меркнет, подобно тому, как луна блекнет в присутствии солнца. Когда аспект богатства перемещается на второй план, Господь становится объектом высших рас. Затем сердце практикующего принимает прибежище в различных расах, таких как сакхья, ватсалья и мад-хурья. Господь проявляет Себя как Шри Кришна, олицетворение сострадания к Своим преданным, обитель высшего блаженства, очаровывающий сердце каждого. Кришна не является экспансией Нараяны, наоборот, Нараяна — это экспансия Кришны. Но Они оба существуют вечно в Своих пленительных формах. Различные формы Господа проявляются согласно природе и квалификации преданных. Шри Кришна является прибежищем пяти высших рас живых существ, поэтому в науке бхакти и прити Господа Кришну признают высшей Личностью. Этот предмет был ясно объяснен в «Кришна-самхите». Глубоко поразмыслив, мы сможем понять, что только темы, связанные с Господом, должны обсуждаться постоянно. Для того чтобы понять недвойственную истину, мы должны рассмотреть три качества Абсолютной Истины, которые описываются в «Шримад-Бхагаватам» (1.2.11):
ваданти тат таттва-видас таттвам йадж джнанам
адвайам брахмети параматмети бхагаван ити шабдйате
«Сведущие трансценденталисты, познавшие Абсолютную Истину, называют эту недвойственную субстанцию Брахманом, Параматмой или Бхагаваном».