Стих 16
йоги нйаси карми джнани анйа дева пуджака дхйани
иха лока дуре парихари
дхарма карма духка шока йеба тхаке анйа йога
чхади бхаджо гириварадхари
“Йоги, саннйаси (майавади), трудящиеся ради плодов, недвойственные спекуляторы, поклоняющиеся полубогам и медитирующие на имперсональный абсолют, всех этих людей я буду сторониться. Я оставлю привязанность к Варнашрама-дхарме, деятельности ради плодов, страданиям, скорби и другим связям и буду поклоняться Гириварадхари.”
Поклонение Гиридхари
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади, также как и в предыдущей, Шрила Тхакура Махашайа даёт некоторые правила и запреты для преданных. Преданный, желающий себе блага, должен подальше отбросить общение с йоги, ннйаси, карми, джнани и тех, кто медитирует на полубогов, также как и любой другой вид дурного общества. Для, исключительно сосредоточенных на бхаджане и стремящихся достичь премы, преданных, все люди, погружённые в предметы, отличные от Кришны, являются нежелательным обществом. В их обществе преданный неизбежно погрузится в предметы, не имеющие ничего общего с Кришной, что вызовет ухудшение его бхаджана. йоги - это те, кто практикуют восьмисложный путь мистической йоги, состоящей из йамы, нийамы, асаны, пранайамы, пратйахары, дхараны, дхйаны и самадхи. По их мнению, этот восьмисложный процесс йоги приводит сердце к достижению единства с Параматмой, или Высшей душой, или к асам праджната самадхи - абстрактному духовному трансу, создавая такие препятствия, как прамана (авторитет), випарйайа (беспорядок), викалпа (сомнение, фантазия), нидра (сон) и смрити (памятование). ннйаси значит саннйаси-майавади, или те, кто следует учению единства, проповедуемое Шанкарачарйей. По их мнению недифференцированный Брахман выше иллюзии и Личность Бога, которая наделена качествами, общается с майей и что Его тело и качества были созданы майей, или иллюзией. Они думают, что трансцендентная Личность Бога, Его обитель, Его преданные и преданность Ему, всё это является майей. И они говорят, что индивидуальное существование духовной души также ложно, мир является продуктом майи и поэтому ложен. Таким образом они принимают все истинные предметы за ложные и их учение называется майавадой, или иллюзионизм. По их мнению всё, кроме безличного брахмана, ложно, или иллюзорно. В действительности майавада - это скрытая форма буддизма и поэтому неистинна. Об этом ясно сказано в Падма Пуране: “Шри Шанкара сказал Махадеви: “О Деви, майавада ложна и это скрытый буддизм. В век Кали я установлю её в форме Брахмана по имени Шанкарачарйа с целью восстановить авторитет Вед и разрушить буддизм и вайдизм.” карми - это те, кто привязаны к совершению такой временной, или постоянной деятельности ради плодов, как ведические жертвоприношения, описанные в Смрити Шастрах, и преследуют цель родиться в раю. Шрути говорят: *** “Даже если человек достигнет рая посредством сложного совершения жертвоприношений, или следования строгим обетам, всё же когда его благочестие, накоплеенное такой деятельностью, закончится, он покинет этот блаженный рай и снова вернётся в этот бренный мир на землю, и будет снова терпеть боль повторяющихся рождений и смертей.” Поэтому совершение жертвоприношений - неистинный способ для пересечения океана рождения и смерти. Точно также как в этом мире пшеница и другие злаки, выращиваемые тяжким сельскохозяйственным трудом, неизбежно заканчиваются, таким же образом истощается и райское наслаждение, добытое совершением благочестивой деятельности. Ослеплённые иллюзией и очень привязанные к деятельности ради плодов, они сами создают свои цепи обусловленности. джнани означает брахма-джнани, или те, кто думают, что нет разницы между живим существом и Брахманом. Шанкарачарйа победил все аргументы карми и джнани. По его мнению существует полное различие между карми и джнани, подобно контрасту между тьмой и светом. Эти два вида деятельности не могут практиковаться одновременно. Поэтому в своей Шарирака-бхашйе он определяет, что вечно, и что временно, что существует в настоящем, и будет существовать, как результат шести видов отречения, а также для того, кто желает освобождения, он описывает способ достижения Брахмана. Посредством всех этих практик брахма-джнани начинают осознавать индивидуальную душу неотличной от Брахмана. Хотя эта брахма-джнана очень дорога тем, кто желает освобождения, она полностью неприемлема для тех, кто следует учению дуализма, или преданности и поэтому преданные признают эту практику крайне нежелательной. Поэтому Шрила Тхакура Махашайа советует практикующему преданному держаться подальше от общества джнани. Общество тех, кто поклоняется полубогам, подобным Брахме и Шиве, как независимым богам, или медитирует на них, должно быть также отвергнуто. Шри Вишну - Господь всех. *** “Тот, кто считает Брахму, Шиву и других равными Шри Нарайане называется пашанди, или атеистом.” Так сказано в писаниях. Вайшнава Тантра говорит: *** “Тот, кто считает таких богов, как Брахма и Шива равными Шри Нарайане, определённо атеист.” Это оскорбление - видеть, или общаться с атеистами. Человек должен поклоняться Шри Хари как Верховному Господу всего, а Брахме и Шиве, как величайшим Вайшнавам. Писания заключают, что это ужасное оскорбление - отбрасывать Кришну и поклоняться, вместо этого, другим богам. В беседе Брахмы с Нарадой из Сканда Пураны мы можем видеть, что та личность, которая отвергает Васудеву и поклоняется полубогам, подобна тому, кто отвергает свою мать и молится чандали (женщине-собакоедке). В Махабхарате также сказано: “Тот, кто покидает Вишну и принимает поклонение полубогам, отбрасывает кусок золота и принимает мешок пыли.” Сканда Пурана также говорит, что отвергать поклонение Шри Хари и поклоняться полубогам - это смертельно, и подобно тому, как если бы человек отверг нектар и пил яд. Преданный, желающий себе блага и достижения пути преданности, должен отвергнуть общество всех этих людей.
Далее сказано: дхарма карма духка шока, йеба тхаке анйа йога, чхади бхаджо гириварадхари “Отбрось привязанность к дхарме, деятельности ради плодов, страдания, скорбь и другие обусловленности, и поклоняйся Гириварадхари!” Здесь дхарма означает деятельность, которая предписана в Варнашрама-дхарме, обязанности четырёх каст (брахманы, кшатрии, вайшйи и шудры) и четырёх ашрамов (стадии жизни: брахмачарйа, грихастха, ванапрастха и саннйаса). Карма означает предписанные обязанности, совершаемые для накопления запаса благочестия. Чистые преданные советуют отвергнуть всю эту дхарму и карму, и просто совершать бхаджану. В Своей беседе со Шри Уддхавой Махашайей, Шри Кришна советует ему отвергнуть дхарму, говоря (Шр.Бх.11.11.32): *** “Каждый, кто поклоняется Мне, отрекаясь от религиозных принципов, данных Мной в ведических писаниях, даже не зная как следовать им, по Моему мнению - величайший святой.” Комментарий Шридхара Свами: “Шри Бхагаван говорит: *** “О Уддхава, тот, кто совершает бхаджан, оставив предписанные обязанности, описанные Мной в Ведах, является Садху.”
Здесь может возникнуть вопрос: “Если мы отвергнем предписанные обязанности, то не впадём ли мы в невежество, или атеизм?” Ответ на это таков: нет, хотя они знают, что совершение предписанных обязанностей очищает существование кого-то и позволяет не доставлять другим беспокойств, тем не менее они твёрдо уверенны, что всего можно достичь благодаря преданности Кришне и поэтому преданные отвергают такие предписанные обязанности, мешающие их медитации. В Гите Господь говорит Арджуне: сарва дхарма паритйаджйа мам экам шарана враджа “О Арджуна, отвергни все предписанные обязанности и прими прибежище у Меня.” Об отречении от деятельности ради плодов есть другое утверждение Шри Кришны в Его беседе с Уддхавой (Шр.Бх.11.20.9): “Те, кто погружены в наслаждение чувств и пока ещё не имеют веры в Меня, должны следовать всем предписанным обязанностям.” В Васарартха Даршане в комментарии на этот стих Шрила Вишванатха Чакравартипада писал: *** “Господь говорит: “Если кто-то погружён в деятельность ради плодов, он должен стараться подняться к практике гйаны, следуя Моим словам нирвинанам джнана йогам так долго, пока в нём, по милости святых, не проснётся вера.” Здесь показано, что перед тем как вера проснётся человеку следует совершать предписанные обязанности, когда же вера проснётся, то такая личность станет квалифицированной только для преданности, но не для деятельности ради плодов. Такая вера известна как сильная. “Я буду благословлён слушая темы о Верховном Господе, а не через карму, или джнану.” Из этого следует понять, что такой вид твёрдой теистической веры является результатом общения с чистыми преданными. И тот, в ком вера пробудилась, уже не предназначен для деятельности ради плодов. Тот, кто отверг варнашрама-дхарму внутренне и внешне, свои предписанные обязанности, и принял одежду бхагавата-парамахамсы (подобного лебедю, преданного-святого), принял Шри Хари бхаджану, стал полностью независим от кармы и джнаны. Также и тот, кто остался в ашраме домохозяина, но достиг твёрдой веры в практику бхаджаны и в полное предание лотосным стопам Шри Хари, тоже достигает успеха в отречении от варнашрама-дхармы, и в отвлечении ума от других предметов, отличных от Кришны. Таким образом, преданный должен отбросить мирские страдания и скорбь. Для тех, чьи сердца взволнованы страданиями и скорбью, невозможно прийти в сознание Кришны. Чистые преданные знают, что все страдания и скорбь являются милостивым даром Верховного Господа и принимают их как таковые. Они никогда не обеспокоены и остаются полностью погружёнными в бхаджану во время страданий, или скорби. И снова, анйа-йога означает, что преданный отвергает свою привязанность к детям, жене и другим объектам чувств. Опытность в бхаджане чистого преданного означает, что он свободен от привязанностей к мирским объектам чувств и семейной жизни, также то, что они находятся у лотосных стоп Господа. Шрила Тхакура Махашайа говорит: “Практикующий преданный, чьё сердце сосредоточено на лотосных стопах Шри Кришны, должен поклоняться Шри Шри Гиридхари.”