Стих 17
тиртха йатра паришрама кевала манера бхрама
сарва сиддхи говинда чарана
судридха вишваса кори мада матсарйа парихари
сада коро ананйа бхаджана
“Большой истощающий труд паломничества - это просто обман ума. Все совершенства лежат у лотосных стоп Говинды. Имей твёрдую веру, отбрось гордость и зависть, и всегда практикуй бхаджану.”
Исключительное поклонение
Шудха каника вйакйа:
В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа даёт совет отвергнуть совершение паломничеств по различным святым местам, желание совершать которые исходит из беспокойного ума, и оставаться в святом месте, подобном Шри Вриндаване и заниматься исключительно поклонением в обществе святых. тиртха йатра паришрама, кевала манера дхарама, сарва сиддхи говинда чарана. Здесь слова тиртха йатра означают путешествие в святые места, такие как Вриндаван, Навадвип, Нилачала, которые благоприятны и желанны для ума. Среди шестидесяти четырёх элементов бхаджана есть пять видов практик, имеющих силу наделить преданного премой. Один из них - это Враджаваса. В Шри Чайтанйа Чаритамрите (Мадхйа гл.22) мы можем прочесть: “Общение со святыми, совместное воспевание святого имени, слушание Бхагаваты, жизнь во Врадже и поклонение Божеству с верой - это лучшие пять элементов садханы. Даже незначительно соприкасаясь с одним из них можно пробудить любовь к Кришне.”
Комментарий к этому таков: практикующий рагануга-бхакти, который желает пробудить любовь к лотосным стопам Господа, а также чтобы развить желаемое настроение в сердце, принимает прибежище таких обителей, как Шри Вриндаван, Навадвипа, или Нилачала. После этого он должен заниматься там таким сокровенным поклонением, как слушание, воспевание и памятование в обществе святых. Он не должен быть занят в путешествии по различным местам паломничеств, потому что это просто смутит его ум и создаст препятствия для его сокровенного поклонения, или медитации. В Вайшнава Тошани Тике об этом стихе Брахма Ставы из Бхагаватам (10.14.3) написано: “Человек должен оставаться в одном месте, таком как Вриндаван, и жить там с действительно святыми людьми и занимать себя в обсуждении тем о Хари. Он не должен совершать множество различных паломничеств.” Подобно этим наставлениям писаний, великие святые, которые имеют опыт в этом, дают очень авторитетные высказывания о практике бхаджана.
В деревне Ранабари, что во Врадже, был один святой Сиддха, которого звали Шри Кришна Даса Бабаджи Махараджа, и который однажды пожелал увидеть четыре Дхамы, но Шри Радхарани явилась к нему во сне и запретила ему уходить в другие святые места из Враджа. Баба, подумав, что это был всего лишь сон, наполнился решимостью в любом случае посетить эти четыре Дхамы. Затем он отправился в Двараку, где принял знак Тапта Мудру, и ночью, когда он вернулся во Врадж, Шримати Радхарани дала ему Свой даршан во сне, в котором Она сказала, что пойдя в Двараку и приняв этот знак, он стал членом общества Шри Сатйабхамы, и что теперь он должен покинуть Врадж и уйти в Двараку. После Баба понял, что эти сны - реальны и, крайне огорчённый, он стал спрашивать совета у других Сиддха Махатм о том, как ему достичь искупления. Но никто не мог посоветовать ему какое-либо искупление после того, как Радхарани дала ему Свой личный приказ. После этого тело Бабы наполнилось огнём разлуки и этот огонь сжёг до тла его тело, как сухое бревно. Таким образом практикующие преданные Радхарани, которые коснулись рагануги, должны понять, что крайне неблагоприятно покидать Вриндавана-дхаму - обитель, где легкодоступны вкусы желанных чувств для практикующего враджа-расу, и уходить в другие места паломничеств. Шрила Тхакура Махашайа говорит, что это просто обман. Если ученики-преданные думают, что посещая разные святые места, они достигнут совершенства преданности, то это также обман. Если они просто путешествуют по различным святым местам, то они неспособны стабильно практиковать такие сокровенные виды бхаджана, как слушание, воспевание и памятование Шри Хари, что помогает им достичь премы. Это показывает, что ум очень беспокоен, и эти желания приходят и уходят от разных людей, которые имеют различные мотивы. Когда практикующий отбросит это желание беспокойного ума и останется в обители любви, подобной Шри Вриндаване, и будет стабильно поклоняться лотосным стопам Говинды телом, умом и словами, тогда он будет благословлён достижением премы. Здесь также сказано, что все совершенства лежат у лотосных стоп Говинды. Тот, кто желает различных благочестивых результатов от подобной деятельности, и думает, что его желания будут удовлетворены, когда он путешествует по различным святым местам, то для таких людей сказано, что это просто обман ума, и что все паломничества достигают успеха у лотосных стоп Говинды. Если такие люди отвергнут этот тяжёлый труд паломничества для удовлетворения своих желаний и будут стабильно поклоняться лотосным стопам Господа, то они очень легко достигнут их и будут благословлены даже большей неописуемой удачей. Другими словами, Шри Кришна благословит их достижением према-бхакти посредством Своего сострадания. В Чайтанйа Чаритамрите (Мадхйа гл. 22) сказано: “Если человек, желает поклоняться Кришне, то Кришна даст ему Свои лотосные стопы, даже если он и не просит.”
Кришна сказал: *** “Каждый, кто поклоняется Мне и одновременно желает наслаждения чувств - огромный глупец, который отвергает нектар, и пьёт яд. Я думаю, зачем Мне давать такому глупцу чувственные наслаждения? Я заставлю его забыть чувственные наслаждения, дав ему нектар Моих лотосных стоп!” Если кто-либо, преследуя другие мотивы, поклоняется Кришне, достигает вкуса к Кришне, то он отвегрнет свои желания и станет слугой Кришны.
После этого благословенный автор говорит: судридха вишваса кори, мада матсарйа парихари, сада коро ананйа бхаджана “Сохраняй твёрдую веру, отвергни гордость и зависть, и всегда исключительно совершай бхаджану.” Практикующие Вайшнавы должны установиться в твёрдой вере во все наставления для бхаджаны, которые были описаны ранее, и так совершать бхаджану. Вера - это основная причина способности совершения бхакти-садханы, или бхаджану. (Ч.Ч.) Вера, в мире писаний Садху и Гуру, называется шраддха. Тот, кто наделён твёрдой верой - это лучший кандидат для бхаджаны. Совершающий бхаджану должен отвергнуть гордость и зависть, для него они являются корнями препятствий для развития преданности. Для достижения духовной жизни гордость определённо должна быть отвергнута. Когда мы гордимся, то думаем о нежелательных предметах в общении, и начинаем мыслить телестными категориями “я” и “моё”, что становится причиной гнева. Когда реальное знание достигнуто, иллюзия того, что мы совершаем какие-то действия сами, сразу же разрушается. Живое существо по природе чисто и духовно и поэтому свободно от элементов материи. Все действия в мире в действительности совершаются модусами материальной природы. Для предавшегося лотосным стопам Господа и думающего так, всё происходит само собой и он не считает себя самого причиной совершения каких-либо действий и поэтому корень ложного эго будет выкорчеван из сердца и смирение, проявившись в своей сладкой медовой форме, украсит такое сердце. Если матсарйа, или зависть поселилась в чьём-то сердце, то такой человек пренебрегает правилами поклонения Господу. В Шримад Бхагавате (1.1.2) можно прочесть: “Независтливые святые посвящены в совершение этой теистической религии. Неспособность терпеть чью-либо возвышенность, ненавидя и завидуя этому человеку, такая низость или притворство, называется матсарйа, или зависть. Завистник находит недостатки в квалифицированном человеке, который выше него, он изменчив с равными, и он унижает и обижает тех, кто младше него. Но тот, кто независтлив - предан высшим, любит равных и всегда сострадателен и заботлив к младшим. В сердце завистника возникают желания выделенности и славы. Из семени собакоеда-матсарйи в лоне его жены-желания выделенности, рождается двойственность, или поиск недостатков и критики. Вместе они разрушают в сердце все хорошие качества. Таким образом практикующий должен избегать гордости и зависти.
Поэтому благословенный автор говорит: сада коро ананйа бхаджана “Всегда практикуйте исключительное поклонение.” В своём комментарии к стиху Шримад Бхагаваты (4.7.35) Шридхара Свами писал: *** “Исключительная преданность - это безпримесная преданность.” Все другие желания, помимо желания служить Кришне, являются примесью. Таким образом ананйа-бхаджана означает отказ от всех прошлых и настоящих желаний, и поклонение Кришне только для Его наслаждения. Шрила Вишванатха Чакравартипада писал в своём комментарии на слова ананйа-бхак из Шримад Бхагавад Гиты (9.30): *** “Тот, кто не поклоняется никому, кроме Меня, кто не совершает деятельности ради плодов, не занят недвойственными спекуляциями, и тот, кто не жаждет таких вещей, как царствование, но занят преданным служением Мне, совершает бхаджану иключительно Мне - тот истинный Садху.” Далее Шрила Тхакура Махашайа говорит: хришике говинда сева на пуджибо деви дева “Я буду служить Говинде своими чувствами и не буду поклоняться другим богам и богиням, такова исключительная преданность.”