Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 94 - 100

Текст 94

Теджо-вришо дйути-дхарах Сарва-шастра-бхритамбарах Праграхо ниграхо вйагро Найка-шринго гадаграджах

Защищая Своих друзей, пастухов Враджи, от бури, которую устроил Индра (Теджо-вриша), Он выглядел ослепительно красивым (Дйути-дхара). Он убил Джарасандху, Шалву и многих других демонов, владеющих смертоносным оружием (Сарва-шастра-бхритамбара). Из дружеских чувств к Арджуне Он принял роль его колесничего (Праграха). Взглянув на врагов Арджуны, Он предсказал их гибель (Ниграха), что и произошло вскоре (Вйагра). Он использовал множество стратегических приемов, чтобы победить врагов Пандавов (Найка-шринга). Он - старший брат Гады (Гадаграджа).

Текст 95

Чатурмуртиш чатурбахуш Чатурвйухаш чатургатих Чатуратма чатурбхаваш Чатурведа-вид экапат

Господь Кришна появляется как Нара, Нарайана, Хари и Кришна - четыре сына Дхармы (Чатурмурти). Бхима, Арджуна, Сатйаки и Уддхава были подобны четырем Его рукам (Чатурбаху). Он - Верховная Личность Бога, описанная в четырех Ведах (Чатурвйуха). Кришне предаются четыре типа людей - страждущие, нуждающиеся, любознательные и стремящиеся познать Абсолютную Истину (Чатургати). Господь Кришна предоставляет возможность экономического развития, благочестия, чувственного наслаждения и освобождения живым существам в целом (Чатуратма), и преданным в частности (Чатурбхава). Он передает истинное послание Вед преданным (Чатурведа-вит). Бесчисленные материальные вселенные - мельчайшая доля Его истинного богатства и владений (Эка-пат).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Чатургати можно толковать так: 1. Господь Кришна наслаждается играми в четырех трансцендентных обителях: Голоке Вриндаване, Гокуле Вриндаване, Матхуре и Навадвипе; 2. Походка Господа Кришны напоминает поступь льва, тигра, слона или быка.

Имя Эка-пат описано в молитвах «Пуруша-сукта»: Падо сйа вишва бхутани

«Материальный мир - лишь малая часть богатств Верховной Личности Бога». Текст 96

Самавартто нивриттатма Дурджайо дуратикрамах Дурлабхо дургамо дурго Дуравасо дурариха

Господь Кришна неоднократно создает (Самавартта) и уничтожает (Нивриттатма) материальные вселенные. Невозможно победить Его иначе как чистым преданным служением (Дурджайа). Никто не может пренебречь Его волей (Дуратикрама). Его можно достичь лишь наиболее сложным методом - чистым преданным служением (Дурлабха) и познать, следуя нелегким путем изучения «Упанишад» и «Веданты» (Дургама). Его прославляют сложными гимнами «Сама-веды» (Дурга). Он желает войти в сердце того, кто следует трудным путем абсолютной преданности Ему (Дураваса). Хотя служить Ему нелегко, Он помогает преданным, сокрушая их величайших врагов, возглавляемых похотью (Дурариха).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Нивриттатма из смрити-шастры: Сва-сриштам идам апийа шайанам саха шактибхих

«Когда Верховная Личность Бога вбирает в Себя Свои энергии, все мироздание входит в Него и становится непроявленным».

Описание имени Дурлабха также найдено в смрити-шастре:

Джанмантара-сахасрешу

Тапо-дана-самадибхих

Наранам кшина-папанам

Кришне бхактих праджайате

«После тысяч жизней, проведенных в суровых аскезах, раздаче обильной милостыни и непрерывной медитации живое существо может освободиться от последствий своих грехов и получить право нести чистое преданное служение Господу Кришне».

Текст 97

Шубханго лока-сарангах Сутантус танту-вардханах Индракарма махакарма Критакарма критагамах

Господь Кришна приносит благо и исполняет желания тех искренних преданных, кто твердо верят наставлениям своего духовного учителя и священных писаний (Шубханга). Господь Кришна прославляет благие качества преданных (Лока-саранга). Его божественные качества и развлечения подобны большой сети, в которой запутываются мысли преданных (Сутанту). Так Он запутывает их все безнадежнее, ибо нисходит в бесчисленных воплощениях, являя Свои чудесные игры (Танту-вардхана). Он защищает благополучие Своего преданного Индры (Индракарма); убив демона Наракасуру, Он вернул украденные им серьги Адити и другие ценности их законным владельцам (Махакарма). Он явил множество замечательных игр и подвигов, -например, женился на 16 108 царевнах одновременно, победил всех полубогов и забрал дерево париджата с райских планет; нанес поражение Шиве в сражении с Банасурой, отрезал тысячу рук Банасуры и спас Ушу и Анируддху (Критакарма). Завершив эти игры, Он вернулся в Свою столицу Двараку (Критагама).

Текст 98

Удбхавах сундарах сундо Ратнанабхах сулочанах Арко раджасанах шринги Джайантах сарва-виджджайи

Господь Кришна прославился вышеуказанными играми (Удбхава). Все Его члены изысканно красивы (Сундара). Восхищая преданных, принявших у Него прибежище, Он являет им Свою беспричинную милость (Сунда). Его красивый красноватый пупок подобен сияющему рубину (Ратнанабха), а миндалевидные глаза, красноватые в уголках, прекрасны (Сулочана). Все чистые преданные прославляют Его молитвами (Арка). Он обеспечивает пищей все живые существа во вселенной (Раджасана). В Своем изначальном образе пастушка Он держит буйволиный рожок (Шринги). Он побеждает Своих друзей-пастушков в состязаниях по рукопашному бою, а также в шуточных словесных поединках (Джайанта). В дебатах Он может нанести поражение даже всезнающим мудрецам, таким как Васиштха и Вамадева (Сарвавидджайи).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Уддхава может также означать «Господь Кришна, который женился на 16 108 царевнах и отнял у Индры дерево париджату».

Имя Раджасана объясняется в шрути-шастре: Аннадо васуданах

«Верховная Личность Бога обеспечивает пищей, богатством и благополучием все живые существа».

Буйволиный рожок Господа Кришны упомянут в «Шримад-Бхагаватам»: Прабодхайан шринга-равена

«Кришна созывал Своих друзей, трубя в буйволиный рожок». Текст 99

Суварна-биндур акшобхйах Сарва-ваг ишварешварах Махахрадо махагарто Махабхуто маханидхих

Необыкновенный образ Господа Кришны прекрасен; Его лоб украшен золотистой тилакой (Суварна-бинду). Он остается равнодушным к показной любви черствых людей (Акшобхйа). Он лучше всех знает Веды (Сарвавак). Он - повелитель и контролирующий Брахмы, Шивы и остальных полубогов (Ишварешвара); подобно большому озеру, Он приносит облегчение горящим огнем повторяющихся рождений и смертей (Махахрада). Миллионы вселенных покоятся в порах Его трансцендентного тела (Махагарта); материальный звук, касание и все мироздание изошло из Него (Махабхута). Преданные считают Его своим величайшим и единственным богатством (Маханидхи).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Акшобхйа из

«Шримад-Бхагаватам»:

Йасйендрийам виматхитум кухайр на шекух

«Верховная Личность Бога равнодушна к показной преданности тех, кто в душе своей материалисты».

Имя Ишварешвара описано в «Шветашватара-упанишад» (6.6): Там ишваранам парамам махешварам

«Всевышний Господь - контролирующий всех остальных иерархов и глава всех управителей различных планет».

Дальнейшее описание найдено в смрити-шастре:

Свайам тв асамйатишайас трйадхишах

«Никто не равен и не превосходит Верховную Личность Бога, контролирующего все планетарные системы».

Имя Махагарта описано Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите» (11.7):

Ихайкастхам джагат критснам

Пашйадйа сачарачарам

Мама дехе гудакеша

Йач чанйад драштум иччхати

«О Арджуна, в этом Моем теле ты можешь уведить все, что пожелаешь! Вселенская форма откроет твоему взору все, что ты хочешь видеть сейчас или захочешь увидеть в будущем. Все - движущееся и неподвижное - собрано здесь».

Имя Маханидхи описано в следующем стихе смрити-шастры: Висриджати хридайам на йасйа сакшад Дхарир авашабхихито пй агхаугха-нашах Пранайа-расанайа дхритангхри-падмах Са бхавати бхагавата-прадхана уктах

«Хари, Верховная Личность Бога, который избавляет Своих преданных от любых опасностей, не покидает их сердец, даже если они не всегда помнят или поют о Нем невнимательно, ибо связан с преданными узами вечной любви. Таких преданных следует считать самыми возвышенными».

Текст 100

Кумудах кундарах кундах Парджанйах павано нилах Амриташо мритавапух Сарвагйах сарватомукхах

Господь Кришна украшен гирляндой из лотосов (Кумуда). Он дарует сокровища Куверы тем, кто жаждут их (Кундара). Его украшает гирлянда из цветов жасмина (Кунда). Сердца Его чистых преданных орошены нектарным дождем непосредственного созерцания Его трансцендентого образа (Парджанйа). Он очищает сердца преданных от скверны прошлых грехов (Павана). Он вырывает все грехи с корнем (Нила). Убив Камсу, Он подарил всю Землю царю Уграсене (Анила). Он возвращает Своих преданных в вечный духовный мир, где жизнь подобна нектару (Амриташа). Его божественный образ вечен и неразрушим во время вселенского уничтожения (Амритавапух). Он знает все о Своих преданных и остальных живых существах (Сарвагйа). Преданные повсюду видят Его улыбающееся лицо (Сарватомукха).

Примечание: Чтобы объяснить имя Кунда, Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующий стих из «Шримад-Бхагаватам»: Кунда -дама - крита - каустубха - вешах

«Господь Кришна украшен драгоценным камнем Каустубхой и гирляндой цветов кунда».

Имя Кунда может также означать «Тот, кто открывает трансцендентное знание в сердцах чистых преданных». Это второе понимание дается Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите» (10.10): Дадами буддхи-йогам там Йена мам упайанти те

«Тех, кто постоянно служат Мне с любовью и преданностью, Я наделяю разумом, который помогает им прийти ко Мне».

Имя Павана описано в следующем стихе «Шримад-Бхагаватам» (11.5.42):

Свапада-мулам бхаджатах прийасйа

Тйактанйа-бхавасйа харих парешах

Викарма йач чотпатитам катханчит

Дхуноти сарвам хриди саннивиштах

«Тот, кто оставил все и принял полное прибежище лотосных стоп Хари, Верховной Личности Бога, становится очень дорог Ему. Если он случайно совершает грех, Верховная Личность Бога, пребывающий в сердце каждого, легко очищает его от греха».

Имя Анила может также означать «тот, кто не мог спать по ночам, размышляя о благих качествах царевны Рукмини и строя план ее похищения». Это второе значение имени Анила упоминает Сам Господь Кришна в «Шримад-Бхагаватам»: Татахам апи тач-читто Нидрам ча на лабхе ниши

«Непрерывно думая о царевне Рукмини, Я не могу заснуть по ночам».

Имя Сарвагйа, описывающее Кришну как защитника преданных, всегда знающего все

об их жизненной ситуации, упоминается в следующем стихе:

Даршана-дхйана-самспаршайр

Матсйа-курма-вихангамах

Сванй апатайани пушйанти

Татхахам апи падмаджа

«Созерцанием, размышлением и прикосновением рыбы, черепахи и птицы поддерживают своих детенышей. Я поступаю так же, о Падмаджа!»