Текст 101
Сулабхах сувратах сиддхах Шатруджич чхатрутапанах Нйагродходумбаро шваттхас Чанурандхра-нисуданах
Господь Кришна посетил дома брахмана Шрутадевы и царя Митхилы Бахулашвы (Сулабха). Движимый чистой любовью к ним, Кришна не мог сразу вернуться в Двараку, но задержался в Митхиле, чтобы удовлетворить Своих преданных (Суврата). Он дал Шрутадеве и Бахулашве наставления (Сиддха). Он победил вожделение и других врагов души Шрутадевы (Шатруджит) и поверг в смятение политических соперников царя-преданного Бахулашвы (Шатру-тапана). Он останавливает врагов Своих преданных и помещает их в адские условия (Нйагродха). Его вечная духовная обитель находится далеко за пределами ограниченного материального бытия (Удумбара). Он - верховный контролирующий всех вселенных (Ашваттха). Он убил борца Чануру (Чанурандхра-нисудана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Суврата также может означать «Господь Кришна, в честь которого устраивают различные праздники и соблюдают различные обеты, такие как Джанмаштами и Карттика-врата».
Текст 102
Сахасрарчих сапта-джихвах Саптайдхах сапта-ваханах Амуртир анагхо чинтйо
Бхайа-крид бхайа-нашанах
Господь Кришна - изначальный источник сияния Солнца (Сахасрарчи), а семь видов огня - Его язык (Саптаджихва). В образе Санкаршаны Он сжигает дотла семь планетарных систем во время уничтожения (Саптайдхах), а в образе Господа Вишну поддерживает и защищает их (Саптавахана). Его вечный духовный образ неотличен от Него Самого (Амурти); Он - высшая чистота (Анагха). Его можно познать, лишь изучая явленные священные писания; Он абсолютно непостижим путем философских размышлений (Ачинтйа). Он проклинает безбожников и мыслителей-имперсоналистов родиться шакалами в следующих жизнях (Бхайакрит) и устраняет страхи, навеянные ими (Бхайанашана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Сахасрарчи из шрути-шастры:
Йена сурйас тапати теджаседдах
«Уполномоченное Верховной Личностью Бога, Солнце излучает свет и жар».
В «Бхагавад-гите» (15.12) Господь Кришна объясняет:
Йад адитйа-гатам теджо
Джагад бхасайате кхилам
Йач чандрамаси йач чагнау
Тат теджо виддхи мамакам
«Сияние солнца, рассеивающее царящую в этом мире тьму, исходит от Меня, и от Меня же исходит свет луны и огня».
Имя Саптайдхах описано в смрити-шастре: Патала-талам арабхйа Санкаршана-мукханалах Даханн урдхва-шикхо вишваг Вардхате вайунеритах
«Во время уничтожения великий огонь исходит изо рта Господа Санкаршаны и начинает поглощать планетные системы Паталу и Талу. Распространяемый ураганом, тот огонь охватывает всю вселенную, достигая даже райских планет».
Имя Амурти описано в шрути-шастре: атметйевопасришта
«Верховная Личность Бога неотлична от Своего вечного духовного тела».
Далее смрити-шастра объясняет:
Сатйа-гйананантананда-
Матрайка-раса-муртайах
«Верховная Личность Бога неотлична от Своих вечных, всезнающих, безграничных и блаженных форм. Ни одна из них не отличается от изначальной».
Имя Анагха ведическая литература описывает так: Павитранам павитрам йах
«Верховная Личность Бога - чистейший из чистых и лучший из очищающих».
Имя Ачинтйа описано в шрути-шастре так: Найча таркена матир апанейа
«Никто не может познать Верховную Личность Бога с помощью философских рассуждений и логики».
Дальнейшее объяснение дает «Веданта-сутра»: таркапратичаханат
«Невозможно познать Всевышнего путем логики и гипотез».
Господь Кришна Сам объясняет имя Бхайакрит в следующем стихе из ведической литературы:
Анвикшикйа тарка-видйам Ануракто нирартхикам Тасйайва пхала-нирвриттих Шригалатвам ване мама
«Увлеченные бесполезными гипотетическими и логическими играми обретают плоды своих трудов в виде следующего рождения из чрева шакала в джунглях».
Текст 103
Анур брихат кришах стхуло Гунабхрин ниргуно махан Адхритах свадхритах свасйах Прагвамшо вамшавардхана
В Своем образе Сверхдуши в сердцах всех живых существ Господь Кришна меньше мельчайшего (Ану). Однако Он также может стать больше величайшего, так что целая вселенная покажется незначительной в сравнении с Ним (Брихат). Он может стать настолько крошечным, что без труда войдет в камень (Криша), и таким большим, что вместит миллионы вселенных (Стхула). Хотя Он поддерживает три модуса - благость, страсть и невежество (Гунабхрит) - Он вечно отстранен от них (Ниргуна). Он -Верховная Личность, достойный объект поклонения для каждого (Махан), и никто не может пленить Его, кроме преданных (Адхрита). Он всегда овеян славой (Свадхрита), а Его лицо красотой затмевает луну и лотос (Свасйа). Члены семьи Господа Кришны, такие как Прадйумна, являются вечно освобожденными душами и никогда не подпадают под влияние материальной иллюзии (Прагвамша). Господь Кришна широко распространил славу династии Йаду (Вамшавардхана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана дает объяснение имени Брихат из молитв «Пуруша-сукты»: Сабхумим сарвато вритва Атйатиштхад дашангулам
«Приняв гигантский образ, Верховная Личность Бога превзошел размеры вселенной».
Описание имени Ниргуна содержится в «Шримад-Бхагаватам»:
Этад ишанам ишасйа
Пракритистхо пи тад-гунайх
На йуджйате садатмастхайр
Йатха буддхис тад-ашрайах
«В этом - божественность Личности Бога: на Него не влияют качества материальной природы, даже хотя Он связан с ними. То же относится и к преданным, принявшим Его покровител ьство».
Имя Адхрита объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (9.4): Мат-стхани сарва-бхутани На чахам тешв авастхитах
«Все живые существа находятся во Мне, но Я не в них».
Имя Свадхрита описано в следующих цитатах из шрути-шастры: Сабхагах касмин пратиштхитах
«Верховная Личность Бога вечно исполнена бесчисленных трансцендентных богатств».
Све махимни
«Высшая Личность вечно овеяна трансцендентной славой». Текст 104
Бхарабхут катхито йоги Йогишах сарвакамадах Ашрамах шраманах кшамах Супарно вайуваханах
Господь Кришна поддерживает и защищает Своих преданных (Бхарабхут); мудрецы говорят, что Его взгляд, общение с Ним и памятование о Нем приносят благо всему миру (Катхита). Он поддерживает миллионы и миллионы преданных одним Своим желанием (Йоги). Он - духовный учитель четырех Кумаров и других йогов, и Он наделяет их желанными духовными силами (Йогиша). Неудачливым йогам, павшим из-за материализма, Он предоставляет место на высших планетарных системах, где они могут вкусить наслаждений, к которым стремились (Сарвакамада). Затем такие падшие йоги рождаются в семьях преданных, следующих системе варнашрама; так Господь Кришна дает этим йогам шанс дальнейшего духовного роста (Ашрама), возможность вновь привлечься принципами духовной жизни (Шрамана). Так Господь Кришна помогает падшим йогам достичь духовного совершенства (Кшама). Множеству дорогих золотых украшений Он предпочитает лист туласи (Супарна); быстрее ветра летит Он на Гаруде (Вайувахана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание судьбы падших йогов,
данное Кришной («Бхагавад-гита», 6.40-44):
Прапйа пунйа-критан локан
Ушитва шашватах самах
Шучинам шриматам гехе
Йога-бхрашто бхиджайате
Атхава йогинам эва Куле бхавати дхиматам
«Йог,не сумевший достичь совершенства, после смерти долгие годы наслаждается жизнью на планетах, где живут благочестивые существа, а затем рождается в семье праведников или богатых и знатных людей.
Или (если йог сошел с духовного пути, пройдя большую его часть) он появляется на свет в семье людей, глубоко постигших духовную науку. Редко кому в этом мире выпадает такая удача».
Татра там буддхи-самйогам Лабхате паурва-дехикам
«Тогда, о потомок Куру, в нем просыпается божественное сознание, которое он развил в предыдущих жизнях, и он снова начинает заниматься йогой, стремясь достичь совершенства».
На хи калйана-крит кашчид Дургатим тата гаччхати
«Верховный Господь сказал: О сын Притхи, йогу, вершащему благие дела, не грозит гибель ни в этой жизни, ни в следующей. О Мой друг, зло никогда не одолеет того, кто творит добро».