Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 86 - 89

Текст 86

Ставйах става-прийах стотрам Стутих стота рана-прийах Пурнах пурайита пунйах Пунйа-киртир анамайах

Поскольку Господь Кришна обладате неисчислимыми благими и необыкновенными качествами, Его следует всегда прославлять красноречивыми молитвами (Ставйа). Ему очень нравится, когда преданные с чувством описывают Его красоту и поют Его святые имена (Става-прийа). Он лично наделяет полномочиями Своих преданных, таких как Дхрува и другие, возносить красноречивые молитвы (Стотрам), и они постоянно прославляют Его необычайные игры и качества (Стути). Он склонен превозносить благие качества Своих преданных (Стота). Он наслаждается сражениями с демонами (Рана-прийа), и, будучи всесильным, Он один может убивать их целыми полчищами (Пурна). Иногда демонов убивают и Его преданные (Пурайита). Так Господь Кришна очищает вселенную от безбожников (Пунйа). Воспевание Его красоты очищает все живые существа (Пунйа-кирти) и исцеляет их от болезни повторяющихся рождений и смертей (Анамайам).

Примечане: Ссылаясь на ведическую литературу, Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Стота: Вандито хи са вандита Манито манайита ча

«Преданные стремятся прославлять и поклоняться Господу Кришне, а Он хочет отвечать им тем же».

Текст 87

Маноджавас тиртхакаро Васурета васупрадах Васупрадо васудево Васур васумана хавих

Господь Кришна быстро избавляет преданных от несчастья повторяющихся рождений и смертей (Маноджава); Он провозглашает «Бхагавад-гиту» и другую ведическую литературу, чтобы научить живые существа, как достичь Его (Тиртхакара). Он - отец мироздания (Васурета); Он защищает восемь Васу и отдает все богатства Своим преданным (Васупрада). Там, где обсуждают истины духовной жизни, Он присутствует лично (Васудева), и Он вечно пребывает в Своей нетленной духовной обители (Васу). Очень довольный Своим преданным Бхишмой, Он всегда помнит о нем (Васумана); повинуясь зову Бхишмы, Он предстал перед ним (Хави).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Васудева, данное Господом Шивой: Васанад эва ваде ча Васудевети-шабдитах

«Имя Васудева означает «тот, кто присутствует в надлежащем обсуждении духовных истин».

Имя Васумана описано следующей цитатой:

Шара-талпо гато бхишмах

Шамйан нибахутасанах

Мам дхйайати пуруша-вйагхра

Тато ме тад-гатам манах

«Поверженный, возлежащий на ложе из стрел, Бхишма помнил обо Мне в последние мгновения жизни и потому, о лучший из людей, Я и по сей день всегда помню о нем».

Текст 88

Садгатих саткритих сатта Садбхутих сат-парайанах Шурасено йаду-шрештхах Сан-нивасах суйамунах

Достичь Господа Кришну могут только чистые преданные, такие как Бхишмадева (Садгати). Питая к ним дружеские чувства, Господь помогает им во время смерти (Саткрити). Он страстно желает посещать Своих преданных, таких как Пандавы и жители Враджабхуми (Сатта). Исполненный любви к Своим преданным (Сат-парайана), таким как Йудхиштхира, Уграсена и Махараджа Бали, Он желает служить им как посыльный или привратник (Садбхути). Он - главнокомандующий могучей армии Йадавов (Шурасена) и самый возвышенный представитель династии Йаду (Йаду-

шрештха). Он живет в великолепном городе Двараке, а также в других духовных обителях (Сан-ниваса). Наслаждаясь играми в лесу Брихадвана на берегу Йамуны, Он сияет красотой (Суйамуна).

Примечание: Чтобы объяснить имя Саткрити, Шрила Баладева Видйабхушана

обращается к «Вараха-пуране»:

Йади ватади-дошена

Мад-бхакто мам на ча смарет

Ахам смарами мад-бхактам

Найами парамам гатим

«Если Мой преданный не способен помнить обо Мне в смертный час из-за сильных расстройств органов чувств тела, Я Сам вспомню о нем и верну его в духовный мир».

Имя Сатта можно описать, цитируя слова жителей Двараки из «Шримад-Бхагаватам» (1.11.9):

Йархй амбуджакшапасасара бхо бхаван Курун мадхун ватха сухрид-дидрикшайа

«О лотосоокий Господь, Ты очень хочешь посетить Матхуру, Вриндавану и Хастинапуру, чтобы встретиться со Своими друзьями и родственниками».

Имя Сат-парайана можно описать, цитируя следующий стих из «Шримад-Бхагаватам»

(9.4.68), в котором Господь говорит:

Садхаво хридайам махйам

Садхунам хридайам тв ахам

Мад-анйат те на джананти

Нахам трибхйо манаг апи

«Чистый преданный всегда в Моем сердце, а Я - в сердце преданного. Мои преданные не знают никого, кроме Меня, а Я не знаю никого, кроме них».

Текст 89

Бхутавасо васудевах Сарвасу-нилайо налах Дарпаха дарпадо дрипто Дурдхаро тхапараджитах

Все материальные элементы и мироздание в целом покоится в Господе Кришне, который являет Себя Своим преданным в лотосах их сердец (Бхутаваса). Господь Кришна наслаждается играми с членами династии Йаду (Васудева), и Он - их жизненный воздух (Сарвасу-нилайа). Кришна исполняет все желания Пандавов и Йаду (Анала). Он стирает в порошок ложную гордость обусловленных душ, и блестящий пример тому - Его обращение с Дурйодханой во время раджасуйа-йагйи (Дарпаха), а преданным, таким как Йудхиштхира, отдает всю славу (Дарпада). Хотя возможности и деяния Кришны необычайны и несравненны, Он всегда остается очень скромным и свободным от гордости (Адрипта). Пытаясь отговорить опрометчивого Дурйодхану, который жаждал лишить Пандавов их законного права наследования престола, и действуя как посланник Пандавов, Кришна потерпел неудачу (Дурдхара). Однако Он непобедим, и Куру, пытаясь одержать над Ним верх, приблизили свою гибель (Апараджита).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Бхутаваса, данное Господом Шивой: Васанти твайи бхутани Бхутавасас тато бхаван

«О Боже, поскольку все материальные элементы и мироздание в целом покоится в Тебе, Ты известен как Бхутаваса».

Имя Анала можно также истолковать по-разному: 1. Кришна часто склонен прощать нарушения, допущенные Его преданными. 2. Кришна подобен пожару, уничтожающему врагов Его преданных. 3. Кришна наделяет Своих преданных властью. 4. Кришна дает живым существам возможность стать Его преданными.

Объяснить имя Дурдхара можно следующим образом: Имам хи пундарикакшам Джигхрикшантй алпа-медхасах Панхринагни-праджвалантам Йатха бала йатха джатах

«Члены династии Куру были скудоумны, и когда они читали письмо Пандавов, вспыхнули гневом. В этом состоянии они стали точь в точь как малые дети или сущие глупцы, так что даже захотели схватить в плен посланника-Кришну и сделать Его своим заложником».