Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 83 - 85

Текст 83

Камадевах камапалах Камикантах критагамах Анирдешйа-вапур вишнур Виро нанто дхананджайах

Убив демона Кеши, Кришна сиял красотой и великолепием (Камадева); этим Он исполнил все желания жителей Вриндавана и полубогов (Камапала). Одержав победу над Кеши, Он привел в восхищение полубогов и затем начал обдумывать, как убить Камсу (Камиканта). Потом Он вернулся в деревню Враджабхуми вместе с друзьями (Критагама). Невозможно описать Его совершенную Личность одними лишь сухими философскими рассуждениями, не имея бхакти (Анирдешйа-вапух), хотя эти рассуждения очень облегчают понимание Его безличного сияния, пронизывающего весь материальный космос (Вишну). Он красноречиво разъясняет совершенную философию

духовной жизни (Вира) и недостижим для тех, чьи сердца нечисты (Ананта). Убив Камсу, Он отдал всю его казну набожному царю Уграсене (Дхананджайа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Вишну,

данное в «Шримад-Бхагаватам» Самим Господом:

Вйапта ме родаси партха

Кантиш чабхйадхика мама

Адхибхутани чантешу

Тад иччхамш часми бхарати

Краманач чапй ахам партха Вишнур итй абхисамгйитах

«О Арджуна, Мое безличное сияние пронизывает собой и небо, и землю, и поэтому Я известен как Вишну».

Текст 84

Брахманйо брахма-крид брахма Брахма брахма-вивардханах Брахма-вид брахмано брахми Брахмагйо брахмана-прийах

Господь Кришна - благодетель и благожелатель Гаргамуни и всех остальных брахманов - преданно служит им (Брахманйа). Он и Сам совершает аскезы и занят духовной практикой, обязательной для брахманов (Брахма-крит), хотя является источником всех духовных обязанностей (Брахма). Господь Кришна - безграничный Верховный Брахман, исполненный всех божественных качеств, - поддержатель всех живых существ и Абсолютная Истина, познаваемая путем изучения философии Веданты и скрытая от безбожников (Брахма). Он награждает брахманов за их аскезы во имя духовного совершенствования (Брахма-вивардхана). Он получил посвящение от Гаргамуни, подавая пример того, как нужно постигать Верховный Брахман, повторяя гайатри-мантру (Брахма-вит). Он многократно нисходил как Господь Даттатрейа, а также во многих других образах, чтобы проповедовать духовную философию Вед (Брахмана), и Он - верховный контролирующий полного космического проявления (Брахми). Он познал природу Абсолютной Истины, обучаясь у Своего духовного учителя Сандипани Муни (Брахмагйа). Очень довольный Своим гуру, Он вернул ему умерших сыновей и стал очень дорог духовному учителю (Брахмана-прийа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее определение имени

Брахма из ведического словаря «Нирукти»:

Йато брахма самакти-вйакти-бхутан пурушан-

Бримхайати свайам ча нихшиматишайа-сварупа-гуна-

Вибхутибхир брмхати ча

«Слово «брахма» означает «тот, кто лелеет и поддерживает (бримхайати) живые существа и кто обладает безграничными (бримхати) и постоянно увеличивающимися трансцендентными формами, качествами, достояниями и энергиями».

Точно так же объясняет это имя Господь Шива в смрити-шастре: Бримхатвад бримханатвач ча Тасмад брахмети-шабдитах

«Поскольку Верховная Личность Бога безгранична (бримха), а также потому, что Она поддерживает и лелеет все живые существа (Бримхана), Она известна как «Брахма».

Имя Брахма-вит объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (10.45.29): Гаргад йаду-кулачарйад Гайатрйа вратам астхитау

«Кришна и Баларама приняли Гаргамуни, ачарйу династии Йаду, Своим духовным учителем, и Он посвятил Их в чтение гайатри-мантры».

Имя Брахма-вивардхана описывает Бога как умножающего аскезы брахманов. В связи с этим Шрила Бхактивинода Тхакур дает ведическое объяснение качеств истинной аскезы:

Тапах шри-хари-киртанам

«Аскеза означает прославление Господа Хари».

Текст 85

Махакрамо махакарма Махатеджо махорагах Махакратур махайаджва Махайагйо махахавих

Господь Кришна хитростью убил демона Калайавану, разбудив спящего царя Мучукунду (Махакрама). Необыкновенные деяния Кришны, такие как наказание Калайаваны, великолепны, похвальны, замечательны и достойны поклонения (Махакарма), а Его необычайная сила никогда не убывает (Махатеджах). Он вечно пребывает в сердцах Своих чистых преданных, таких, как царь Мучукунда, а иногда благословляет их, выходя из сердца и лично появляясь перед ними (Махорага). С искренней преданностью предлагая лист туласи лотосным стопам Господа Кришны, человек оказывает Ему величайшее поклонение, гораздо лучшее, чем исполнение бесчисленных ведических ритуалов; преданные, которые поклоняются таким образом, обретают власть над Самим Господом (Махакрату). Преданные Господа Кришны -лучшие из всех жрецов (Махайаджва), а Сам Он предпочитает пение Его святых имен всем остальным жертвоприношениям (Махайагйа); поклоны, предложенные с преданностью, Он ставит гораздо выше всех остальных жертвоприношений (Махахави).

Примечание: Чтобы объяснить имя Махатеджах, Шрила Баладева Видйабхушана цитирует молитвы царя Мучукунды («Шримад-Бхагаватам», 10.51.28): Кимсвит теджасвинам теджо Бхагаван ва вибхавасух

«Мой дорогой Господь, Ты ли это - Верховная Личность Бога, сильнейший из сильных? Ты ли это - изначальный источник всего света и огня?»

Имя Махорага описывает любовь Бога к Своим преданным и Его личное общение с ними. Это описано в следующей цитате из смрити-шастры: Йато раматвенаватаре нишада-раджам гухам алингйа-

Джатайуша урдхва-даикикам карма чакара. Шабари-грихе тад-даттани пхаланй ати-притйум бубхудже.

«Когда Господь низошел как Рамачандра, Он вступил в глубокие любовные взаимоотношения со Своими преданными. Он обнял Своего преданного Гуху, царя нишадов и лично исполнил погребальную церемонию великого преданного Джатайу. Посетив дом Шабари, он с большим аппетитом съел простые дикие плоды, которыми Его угостили. Так, появляясь перед Своими преданными, Бог выражал любовь к ним».

Имя Махакрату объясняется в «Вишну-дхарме»: Туласи-дала-матрена

Джаласйа чулукена ча Викрипите свам атманам Бхактебхйо бхакта-ватсалах

«Шри Кришна, очень нежный со Своими преданными, продает Себя преданному, который предлагает Ему всего лишь лист туласи и пригоршню воды».

Имя Махайагйа объясняется в «Мокша-дхарме» так:

Йах крийах сампрайуктах сйур

Эканта-гата-буддхибхих

Тах сарвах шираса девах

Пратигрихйати вай свайам

«Если кто-либо с неуклонной решимостью повторяет святые имена Господа и исполняет другие виды служения, это доставляет удовольствие Господу Кришне. Он с благодарностью принимает такое служение и венчает им Свою голову».

Джапйенайва ча самшуддхйед Брахмано натра самшайах Курйад анйан на ва курйан Майтро брахмана учйате

«Брахманы и вайшнавы должны петь святые имена Господа Кришны, очищаясь таким образом от всей материальной скверны. Тот, кто с воодушевлением следует этому и отвергает обряды ради исполнения желаний, предписываемые Ведами - лучший из брахманов».

Это также объясняется в «Шримад-Бхагаватам» (12.3.51): Киртанад эва кришнасйа Мукта-сангах парам враджет

«Простым пением Харе Кришна маха-мантры любой может полностью очиститься от материальной скверны и вернуться домой, к Богу».

Имя Махахави объясняется в ведической литературе: Кришна-пранами на пунар-бхавайа

«Тот, кто почтительно падает ниц перед Господом Кришной, освобождается из лабиринта повторяющихся рождений и смертей».