Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 77 - 82

Текст 77

Анивартти нивриттатма Санкшепта кшема-крич чхивах Шриватса-вакшах шривасадж Шрипатих шриматамбарах

Господь Кришна смело предстал перед демоном Ариштасурой и упрекнул убегавших пастухов, называя их трусами (Аниварти). Видя, что все они убежали, Он остался с демоном один на один (Нивриттатма) и с легкостью убил его, схватив за рога (Санкшепта). Так Он вернул благополучие земле Вриндаваны (Кшема-крит). Когда гопи узнали, что Кришна убил демона в облике быка, они прекратили общение с Ним под предлогом того, что, убив быка, Кришна впал в грех. Тогда Кришна призвал все священные реки, чтобы очиститься, омывшись в них. Так, снова став чистым и благоприятным, Кришна удовлетворил гопи (Шива). Грудь Господа Кришны украшена знаком шриватса (Шриватса-вакшах), и Он очень привязан к Своей обители -живописной земле Враджи у подножия холма Говардханы (Шриваса). Он защитил гопи от гнева Индры (Шри-пати), и Он - лучший из пастушков Враджи (Шриматамбара).

Текст 78

Шридах шришах шринивасах Шринидхих шривибхаванах Шридхарах шрикарах шрейах Шриман локатрайашрайах

Господь Кришна щедро раздает богатые подарки Своим друзьям и родственникам

(Шрида); хотя Он - владыка всех богатств, Он не дает преданным те материальные блага, которые могут препятствовать их духовному росту (Шриша). Он всегда пребывает в Гокуле, исполненной несравненных духовных богатств (Шриниваса). Он содержит в Себе всю духовную красоту и богатства, подобно тому, как драгоценные камни хранятся в сапфировой шкатулке (Шринидхи). Он проявляет совершенную красоту и богатство (Шривибхавана). Он прекрасен; Он поддерживает гопи Враджи и богинь процветания (Шридхара). В Своей лотосной руке Он держит все духовные богатства (Шрикара). Он очень красив и неразлучен со Шримати Радхарани - Своей внутренней энергией блаженства (Шрейах). Он - повелитель богини процветания (Шриман) и защитник Гокулы Вриндаваны и трех планетарных систем (Локатрайашрайа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Шриман, ссылаясь на «Пуруша-бодхини-упанишад»: Две паршве чандравали радхикитй уктва Йасйамшена лакшми-дургадика-шактих

«Две гопи, Чандравали и Радхарани, всегда окружают Кришну. Шримати Радхарани -изначальная богиня процветания; Она распространяет Себя в Лакшми-деви, Дургу и других богинь удачи, которые являются Ее энергиями».

«Гаутамийа-тантра» также объясняет: деви кришнамайи прокта радхика пара-девата сарва-лакшмимайи сарва-кантих саммохини пара

«Трансцендентная богиня Шримати Радхарани - точное подобие Господа Шри Кришны. Она - главная богиня процветания. Она обладает абсолютной привлекательностью, ибо привлекает всепривлекающую Личность Бога. Она - изначальная внутренняя энергия Господа».

Текст 79

Свакшах свангах шатанандо Нандир джйотир-ганешварах Виджитатма видхейатма Саткиртиш чхинна-самшайах

Господь Кришна - самый очаровательный, красивый, нежный (Свакша) и исполнен всех богатств (Сванга). Он приводит в восторг 108 гопи (Шатананда) и наслаждается необыкновенным счастьем, развлекаясь с ними (Нанди). Хотя Он - повелитель бесчисленных преданных, которые пытаются умилостивить Его различными способами - накрывая Его зонтиком, омахивая опахалом чамарой и выполняя другие виды служения (Джйотир-ганешвара), Он остается смиренным и покорным с ними (Виджитатма и Видхейатма), и поэтому Его необычайный благой нрав вечно прославляют (Саткирти). Он рассеивает сомнения преданного (Чхинна-самшайа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Шатананда, цитируя «Брахма-самхиту»:

Чинтамани-пракара-садмасу калпаврикша-Лакшавритешу сурабхир абхипалайантам Лакшми-сахасра-шата-самбхрама-севйаманам Говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

«Я поклоняюсь Говинде, изначальному Господу, первому из прародителей, который пасет исполняющих все желания коров в обители из самоцветов, где растут миллионы

деревьев желаний. Сотни тысяч богинь процветания с великим почтением и привязанностью вечно служат Ему».

Имя Чхинна-самшайа описано Арджуной в «Бхагавад-гите» (6.39): Твад-анйаш самшайасйасйа Чхетта на упападйате

«О Кришна, нет никого, кроме Тебя, кто мог бы рассеять мои сомнения». Текст 80

Удирнах сарваташ-чакшур Анишах шашватах стхирах Бхушайо бхушано бхутир Ашоках шока-нашанах

Необычайная красота Господа Кришны воспета в ведической литературе (Удирна). Он всегда сопровождает Своих преданных взглядом, полным нежности (Сарваташ-чакшух). Он во всем послушен Своим преданным (Аниша) и никогда не покидает их общества (Шашвата стхира). Он отдыхает в чудесном вриндаванском лесу (Бхушайа), изящно убранный цветами и другими украшениями (Бхушана). Он исполняет желания Своих преданных (Бхути); когда же Акрура собирался увезти Его из Вриндавана в Матхуру, Он попытался утешить плачущих гопи, поклявшись вскоре вернуться (Ашока). Отправив Уддхаву во Вриндаван в качестве посланника, он уменьшил страдания Своего отца Нанды, матери Йашоды и другим враджаваси (Шока-нашана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Бхушайа, цитируя

«Шримад-Бхагаватам» (10.15,16):

Квачит паллава-талпишу

Нийуддха-шрама-карчитах

Врикша-мулашрайах шете

гопотсангопабарханах

«Иногда, чувствуя усталость, Кришна принимал прибежище у корней большого дерева или ложился на колени одного из пастушков, как на подушку».

Текст 81

Арчишман арчитах кумбхо Вишуддхатма вишодханах Ануруддхо пратиратхах Прадйумно мита-викрамах

Господь Кришна пылал гневом, когда слышал об оскорблениях, нанесенных Камсой Его отцу Васудеве (Арчишман). Ему поклоняются и благочестивый цветочник Судама, и девушка Кубджа (Арчита). Очарованная красотой Кришны, Кубджа возжелала Его и с вожделением схватила за край одежды (Кумбха). Пообещав посетить ее дом, Кришна не пытался обмануть или одурачить ее (Вишуддхатма). Он убил слона Кувалайапиду, очистив от всех греховных реакций и освободив его (Вишодхана); итак, слон не помешал ему войти на арену Камсы (Анируддха). Кришна всегда побеждает в борьбе (Апратиратха). Поскольку Его сила безгранична, Он легко победил Чануру и других борцов (Прадйумна и Амита-викрама).

Каланеми-ниха вирах Шаурих шураджанешварах Трилокатма трилокешах Кешавах кеши-ха харих

Господь Кришна убил демона Камсу, который в своем прежнем рождении как демон Каланеми также был убит Им (Каланеминиха). Являя Свою ловкость, Кришна протащил мертвого Камсу по борцовской арене (Вира). Так, убив могучего Камсу, сын Васудевы (Шаури) доказал, что является лучшим из героев (Шураджанешвара) и наполнил ликованием все три планетарные системы (Трилокатма). Господь Кришна управляет всеми тремя мирами (Трилокеша). У Него прекрасные черные волосы, и Он - отец Брахмы, Шивы и всех остальных полубогов (Кешава). Он убил демона Кеши (Кешиха), приводя в восхищение пастухов Вриндавана, полубогов и других преданных (Хари).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Вира, ссылаясь на смрити-шастру:

Харир йатхебхам вичакарча со вйайах

«Господь Кришна тащил Камсу так же, как лев тащит слона, убив его».

Имя Трилокатма также можно объяснить, сославшись на смрити-шастру: Хате камсе трайо локах прапнур анирветтим парам

«Когда демон Камса был убит, три планетарные системы охватил восторг».

Господь Кришна Сам объясняет значение имени Кешава в следующей цитате из смрити-шастры:

Сурйасйа тапасо локан Агних сомасйа чапй ута Амшаво йе пракашанте Мама те кеша-сангитах

Сарвангах кешавам тасман Мам ахур муни-саттамах

«Бог Солнца, Сурйа, озаряющий все планеты, бог огня Агни и бог Луны Сома, а также все остальные полубоги - последователи Брахмы и Шивы, - являются Моими частями и приходятся Мне детьми. Поэтому великие мудрецы называют Меня Кешавой (отцом Брахмы и Шивы)».