Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 72 - 76

Текст 72

Ведхах сванго джитах кришно Дритхах санкаршано чйутах Варуно варуно врикшах Пушкаракшо маха-манах

Господь Кришна доверил различным полубогам исполнение соответствующих обязанностей (Ведха), и Он - изначальный учитель ведического знания (Сванга). Он непобедим (Аджита), а цвет Его лица темен, как синий лотос (Кришна). Он проявил необычайную силу (Дритха), победив демона Хиранйакшу (Санкаршана). Он непогрешим (Ачйута), и Его могут достичь лишь избранные (Варуна). Он никогда не покидает Своих преданных (Варуна). Он взял в жены богиню Бхуми (Врикша). Чтобы спасти Землю, Он погрузился в воды океана Гарбходака, и Он - всевидящий (Пушкаракша). Он освобождает Своих преданных (Маха-манах).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Варуна из «Упанишад»:

Йам эвайча вринуте тена лабхйах

«Верховную Личность Бога способен достичь лишь избранный Им Самим».

Текст 73

Бхагаван бхагаха нанди Вана-мали халайудхах Адитйо джйотир-адитйах Сахишнур гати-саттамах

Господь Кришна владеет всем богатством, силой, славой, знанием, красотой и отрешенностью (Бхагаван) и уничтожает грехи (Бхагаха). Он - любимый сын Нанды Махараджи (Нанди), и Он носит гирлянду из лесных цветов, подаренную друзьями (Вана-мали). Его прямая экспансия - Господь Баларама, держащий плуг (Халайудха), и Он также явился как Господь Вамана, сын Адити (Адитйа). Он ослепителен, словно солнце, чье сияние превосходит сияние тысяч полубогов, а те, кто помнят о Нем,

становятся подобны небожителям (Джйотир-адитйа). Он очень терпим, прощает ошибки тех, кто приняли Его покровительство (Сахишну) и дарует им наивысшее духовное благо (Гати-саттама).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее объяснение имени

Бхагаван из «Вишну-пураны» (6.5.72-75,79):

Шуддхе маха-вибхутй-акхйе

Пара-брахмани шабдате

Майтрейа бхагаваш-чхабдах

Сарва-карана-карани

«О Майтрейа, слово Бхагаван может быть определено как имя Верховного Брахмана, который чист, свободен от любой материальной скверны, исполнен неисчислимых достояний и богатств и является изначальной причиной всех причин».

Самбхартети татха бхарта Бха-карартхо двайанвитах Нета гамайита срачха Га-карартхас татха муне

«О мудрец, в слове «бхагаван» слог «бха» указывает на «бхарта», то есть Вседержителя или защитника, место успокоения всего сущего, а слог «га» происходит от слова «гамайита» - глава каждого или Создатель и Сокрушитель полного космического проявления».

Айшварйасйа самаграсйа Вирйасйа йашасах шрийах Гйана-вайрагйайош чапи Саптам бхага итингана

«Имя Бхагаван указывает на ту Верховную Личность, которая исполнена шести достояний (Бхага): всего богатства, силы, славы, красоты, знания и отрешенности».

Васанти татра бхутани Бхутатманй акхилатмани Са ча бхутешв ашешешу Ва-карартхас тато вйайах

«Слог «ва» в слове «бхагаван» происходит от глагола «вас» - «жить» - и указывает на то, что Верховная Личность Бога - тот, в ком покоятся все живые существа, а также на то, что Он - Сверхдуша, пребывающая в сердцах всех обусловленных душ. Слог «ва» также связан со словом «авйайа» - «неизменность», что указывает на вечность и неизменность Высшей Личности».

Гйана-шакти-балайшварйа-Вирйа-теджасй ашешатах Бхагавач-чхабда-вачйани Вина хрийайр гунадибхих

«Таким образом, имя Бхагаван означате личность, владеющую всей силой, знанием, красотой, славой, богаством и отрешенностью, а также другими благоприятными качествами и абсолютно свободную от любых ошибок и недостатков».

Текст 74

Судханва кханта-парашур Даруно дравина-прадах Дива-сприк сарва-дриг вйасо Вачаспатир айониджах

Господь Парашурама держит великолепный лук (Судханва) и секиру, чтобы убивать кшатриев (Кханта-парашу). Он был беспощаден с ними (Даруна), а после уничтожения их всех совершил жертвоприношение, отдав брахманам в качестве милостыни всю Землю (Дравина-прада). Господь Кришна явился также как Вйасадева, великий философ, открывший истину о духовном мире (Дива-сприк) и разделивший единую Веду на четыре части (Сарва-дриг-вйаса). Он - красноречивый автор «Пуран» и «Махабхараты» (Вачаспати), в чьих словах проявилась сама Сарасвати - богиня знания (Айониджа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что имена первой части этого стиха описывают воплощение Бога в образе Парашурамы, а имена второй части описывают Господа Вйасадеву.

Текст 75

трисама самагах сама нирванам бхешаджам бхишак саннйаса-крич чхамах шанто ништха-шанти-парайанах

В облике Вьясадевы Господь Кришна разделил Веду на три части (Трисама). Он находил удовольствие в пении ведических гимнов (Самага) и обучал им своих учеников (Сама), освобождая их от невежества и материального рабства (Нирванам). Таким образом, он стал врачевателем (Бхишак), назначившим лекарство - преданное служение Господу Кришне, исцеляющее от болезни материального невежества (Бхешаджам). Наслаждаясь играми Господа Чайтаньи, Кришна принимает санньясу (Санньяса-крит); Он невозмутим (Сама) и умиротворен (Шанта). Он - высочайшая обитель мира и преданности и безмятежность, которой так жаждут имперсоналисты (Ништха-шанти-параяна).

Примечание Кушакратхи Прабху: Господь Чайтанья принял санньясу, оставив жизнь домохозяина, чтобы проповедовать Свое учение. Все Его чувства спокойны. Во-первых, Он открывает сокровенную истину о Личности Бога, а во-вторых - радует любого знанием и преданностью Кришне. Он умиротворен, ибо отказывается от обсуждения любых тем, не связанных со служением Кришне. Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Ништха указывает на Его твердое правило воспевать Святое Имя Шри Кришны. Господь Чайтанья покорил всех противников преданного служения, особенно монистов, не склонных принимать Верховного Господа как Личность. Шрила Баладева Видьябхушана цитирует также предсказание явления Господа Чайтаньи из «Шримад-Бхагаватам» (11.5.32): кришна-варнам твишакришнам сангопангастра-паршадам йагйайх санкиртана-прайаир йаджанти хи су-медхасах

«В век Кали разумные люди объединяются в пении, чтобы поклоняться воплощению Господа, постоянно поющему имя Кришны. Хотя кожа Его не темная, Он - Сам Кришна. Он окружен напарниками, слугами, оружием и близкими друзьями». (Вторая часть этого стиха и Его объяснение дано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой в «Чайтанйа-чаритамрите» (Ади-лила, глава 3, стих 49).

Шубхангах шантидах срашта Кумудах кувалешайах Гохито гопатих гопта Вришабхакшо вришаприйах

Красивые черты чудесного тела Господа Кришны очаровывают жителей Вриндавана (Шубханга), а Его нежная улыбка приносит умиротворение и вдохновляет на еще большую любовь к Нему (Шантида). Он ежесекундно умножает сокровища необыкновенного счастья, которые становятся собственностью жителей Вриндавана (Срашта). Он безмятежно наслаждается играми со Своим братом Баларамой на земле Вриндавана (Кумуда). Он очаровывал жителей Вриндаваны, заставляя их постоянно пить нектар звуков Своей флейты (Кувалешайа). Он - благожелатель (Гохита), хозяин (Гопати) и защитник (Гопта) коров. Он убил демона Ариштасуру, принявшего облик быка, чтобы погубить жителей Вриндавана (Вришабхакша), а после этого надежно защитил всех быков и коров Вриндавана, которые были очень дороги Ему (Вришаприйа).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Кумуда из

«Шримад-Бхагаватам» (10.11.36):

Вриндаванам говардханам

Йамуна-пулинани ча

Врикшйасид уттама прити

Рама-мадхавайор нрипа

«О царь Парикшит, когда Рама и Кришна созерцали Вриндавану, Говардхан и берега реки Йамуны, Они получали большое удовольствие».