Текст 66
Уттаро гопатир гопта Гйана-гамйах пуратанах Шарира-бхута-бхрид бхокта
Капиндро бхури-дакшинах
Господь Кришна - лучший из людей, ибо обладает безграничными энергиями (Уттара). Бог Солнца Сурйа считает Господа Кришну Своим Верховным повелителем (Гопати). Господь Кришна - защитник всех живых существ (Гопта), кого познают через духовное откровение (Гйанагамйа). Он распространяет Себя в Сверхдушу в телах всех обусловленных существ, и Он - старейшая личность (Пуратана). Трансцендентная обитель Вриндавана - проявление Его божественного тела (Шарира-бхута-бхрит), где Он вечно наслаждается необыкновенными развлечениями (Бхокта). Он - хозяин обезьян Вриндаваны, которые участвуют в Его детских играх (Капиндра). Во время праздника по случаю Его дня рождения Он раздавал богатую милостыню брахманам (Бхури-дакшина).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана и Шрила Бхактивинода Тхакур объясняют, что имя Гйана-гамйа подразумевает, что, просто выполняя религиозную деятельность ради плодов, предписанную Ведами для возвышения на райские планеты, никто и никогда не сможет постичь истину о Кришне.
Имя Шарира-бхута-бхрит описано Господом Кришной в смрити-шастре: Панча-йоджанам эвасти Ванам ме деха-рупакам
«Земля Вриндаваны, простирающаяся на 5 йоджан - это проявление Моего божественного тела».
Текст 67
Сомапо мритапах сомах Пуруджит пуру-саттамах Винайо джайах сатйа-сандхо Дашархах сатватам патих
Господь Кришна защищает полубога Шиву (Сомапа) и всех остальных полубогов (Амритапа). Он широко известен, прекрасен и сияет, словно трансцендентная луна Гокулы (Сома). Он очень силен и побеждает Своих врагов (Пуруджит). Он - лучшее из всех живых существ (Пуру-саттама). Ему почтительно служат Йаду, и, отвечая заимностью, Он также оказывает служение им (Винайа). Побежденный привязанностью Йаду, Он подчиняется им (Джайа). Он обещает всегда защищать Своих преданных (Сатйа-сандха). Его род нисходит от царя Дашархи, и Он - самое ценное, что может быть в жизни (Дашарха). Он - защитник Йаду, Господь и владыка великих душ, которые проповедуют истину о Нем на благо обусловленных душ (Сатватам пати).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Дашарха из
смрити-шастры:
Атах патратарах ко нйас
Тришу локешу видйате
Кришнат камала-патракшад
Девадевадж джанарданат
«Что может быть более ценным в пределах трех планетарных систем, чем лотосоокий Господь Кришна - властелин полубогов и защитник преданных?»
Текст 68
Дживо винайита сакши
Мукундо мита-викрамах Амбхо-нидхир анантатма Маходадхи-шайо нтаках
Нектаром Своего общения Господь Кришна оживляет преданных, обеспокоенным Его отсутствием (Джива). Он защищает их, словно Своих собственных детей (Винайита). Он в совершенстве знает, как они обеспокоены неспособностью лично общаться с Ним (Сакши). Его улыбающееся лицо прекрасно, как цветок кунда (Мукунда), и Он проявляет великую доблесть, защищая Своих преданных (Амита-викрама). Из Него изошел океан Гарбходака (Амбхонидхи), и Он отдыхает в нем на ложе, образованном змеем Анантадевой (Анантатма). Так Он спокойно возлежит даже во время великого потопа, уничтожающего вселенную (Маходадхи-шайа), и даже тогда Он ослепительно прекрасен (Антака).
Текст 69
Аджо махархах свабхавйо Джитамитрах прамоданах Анандо нандано нандах Сатйа-дхарма три-викрамах
Кажется, будто Господь Кришна рождается в этом материальном мире, хотя Он -нерожденный (Аджа). Он - высший объект поклонения (Махарха), и преданные размышляют о Нем как о Верховной Личности Бога (Свабхавйа). Он легко наносит поражение похоти, гневу и всем остальным врагам Своих преданных (Джитамитра) и заставляет чистых преданных ликовать, наполняя их глаза слезами радости (Прамодана, Ананда, Нандана и Нанда). Его необыкновенный образ вечен (Сатйа-дхарма), и Он - высшая цель трех Вед (Три-викрама).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имена, перечисленные в этом стихе, относятся к воплощению Бога в образе Капилы Муни, сына Кардамы и Девахути.
Текст 70
Махарших капилачарйо Критагйо медини-патих Три-падас три-дашадхйакшо Маха-шрингах кританта-крит
Господь Кришна - величайший философ и знаток ведического знания (Махарши); Его лицо иногда становится красновато-коричневым (Капила). Он - изначальный учитель чистого духовного знания (Ачарйа); Он знает все о богоугодных делах, сделанных Махараджей Бхагиратхой (Критагйа). Он - Господь и поддержатель планеты Земля (Медини-пати), и Он проявляется как священный слог ом, состоящий из трех букв - а, у и м (Три-пада). Он - друг полубогов, выручающий их в трудные времена (Тридашадхйакша). Как Господь Вараха Он поднимает Землю Своими огромными бивнями (Маха-шринга); олицетворение вечного времени, Он убивает демона Хиранйакшу(Кританта-крит).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имена Господа Капилы заканчиваются именем Критагйа, а далее следуют имена Варахи.
Текст 71
Маха-варахо говиндах Сушенах канакангади Гухйо габхиро гахано Гупташ чакра-гададхарах
Господь Вараха явился как вепрь, огромный, как гора (Маха-вараха), разыскал Землю на дне океана Расатала и спас ее (Говинда). Его сопровождает великолепная и непобедимая армия (Сушена), и Он украшен золотыми браслетами, короной и другими драгоценностями (Канакангади). Очень трудно узнать истину о Его трансцендентном образе (Гухйа), постичь и приблизиться к Нему (Габхира и Гахана). Он защищает преданных Своими трансцендентными энергиями (Гупта) и держит Сударшана-чакру и булаву Каумодаки (Чакра-гададхара).
Примечание: Имя Говинда можно перевести также как «Тот, кто доставляет удовольствие коровам, земле и чувствам».