Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 62 - 65

Текст 62

Сувратах сумукхах сукшмах Сугхошах сукхадах сухрит Манохаро джита-кродхо Вира-бахур видаранах

Господь Кришна доволен преданными, которые честно соблюдают свои обеты ради Его удовлетворения (Суврата). Его улыбающееся лицо выражает счастье (Сумукха). Его духовное тело вечно и исполнено знания и блаженства (Сукшма). Искусно играя на флейте, Он пленяет умы Брахмы и всех остальных живых существ (Сугхоша) и восхищает каждого (Сукхада). Он - добрый друг преданных (Сухрит), чья красивая трижды изогнутая фигура покоряет их умы (Манохара). Даже подвергшись жестокому нападению змея Калийи, Кришна не разгневался на него, но явил милость Своему противнику (Аджита-кродха). Своими сильными руками Он может сокрушить самых великих героев (Вира-баху). И хотя Бакасура был огромен, как гора, Господь Кришна легко разорвал его клюв, как будто это была травинка (Видарана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Аджита-кродха, цитируя молитвы жен змея Калийи: Кродхо пи те нуграха эва самматах

«О Боже, хотя этот змей от природы очень злобен и завидует Тебе, Ты явил великую милость и простил Его».

Текст 63

Свапанах свавасо вйапи Найкатма найка-карма-крит Ватсаро ватсало ватси Ратна-гарбхо дханешварах

Исполненный братской любви, Господь Кришна массировал лотосные стопы Господа Баларамы, утомленного дневными играми, пока тот не засыпал (Свапана). Кришна в высшей степени независим, и по Своему собственному желанию Он убедил жителей Враджи поклоняться холму Говардхану вместо Индры (Сваваса). Он присутствует повсюду в каждый момент времени (Вйапи) и распространяет Свою изначальную форму в бесчисленные вишну-таттвы (Найкатма). Он наслаждается различными трансцендентными развлечениями, чтобы вкусить разнообразие духовной любви, которую испытывают к Нему разные преданные (Найка-карма-крит). Он лично называет по имени каждого теленка (Ватсара) и очень нежен с ними (Ватсала). Он -хозяин бесчисленных телят (Ватси). Он - сын Йашоды, подобный редкому драгоценному камню (Ратна-гарбха). Он - хозяин бесчисленных коров сурабхи (Дханешвара).

Примечание: Шрила Баладева Видйбхушана приводит описание имени Свапана из

«Шримад-Бхагаватам»:

Свайам вишрамайатй арйам

Пада-самваханадибхих

«Господь Кришна часто прислуживал Своему старшему брату Балараме. Иногда, когда Господь Баларама чувствовал усталость, Кришна массировал Ему ноги до тех пор, пока Баларама не погружался в сладкую дрему».

Имя Найкатма описано в шрути-шастре: Экатвам аджахад эва баху-рупах Эко пи сан бахудха йо вабхати

«Хотя Верховная Личность един, Он распространил Себя в бесчисленные формы вишну-таттвы».

Текст 64

Дхарма-гуп дхарма-крид дхарми Сад асат кшарам акшарам Авигйата сахасрамшур Видхата крита-лакшанах

Господь Кришна защищает религиозные принципы, изложенные в Ведах (Дхарма-гуп) и Сам обучает им ради блага всех живых существ (Дхарма-крит). Строго следуя религиозным принципам, Он подает совершенный пример каждому (Дхарми). Он существует вечно - в прошлом, настоящем и будущем (Сат) и всегда свободен от страданий и смерти (Асат). Его лотосные стопы - высший объект поклонения всех живых существ, и Он защищает преданных от демонов (Кшарам). Он - священный слог ом (Акшарам). Он прощает ошибки тех, кто принимают Его покровительство (Авигйата). Он всеведущ (Сахасрамшу). Он прощает ошибки предавшихся Ему душ и являет Свой изначальный образ наиболее возвышенным их них (Крита-лакшана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующие объяснения имен этого стиха, основываясь на священных писаниях:

Имя Дхарма-гуп объясняет Сам Господь в «Бхагавад-гите» (4.8):

Дхарма-самстхапанартхайа

Самбхавами йуге йуге

«Чтобы восстановить религиозные принципы, Я Сам спускаюсь на Землю из века в век».

Имя Дхарма-крит также объясняется в «Бхагавад-гите» (3.22) Господом Кришной:

На ме партхасти картавйам

Тришу локешу кинчана

Нанаваптам аваптавйам

Варта эва ча кармани

«О сын Притхи, во всех трех мирах нет такого дела, которым Я обязан был бы заниматься. Я ни в чем не нуждаюсь и ни к чему не стремлюсь, - и все же Я всегда выполняю Свой долг».

Смрити-шастра объясняет имя Сат: Сад эва саумйах

«Верховная Личность Бога вечна». Имя Акшарам описано в шрути-шастре:

Ом итй атманам дхйайатха

«Пожалуйста, размышляйте о Верховной Личности Бога, проявленной в священном слоге ом».

Имя Авигйата объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (9.30):

Апи чет судурачаро

Бхаджате мам ананйа-бхак

Садхур эва са мантавйах

Самйаг вйавасито хи сах

«Даже если человек, занимающися преданным служением, совершит самый отвратительный поступок, его все равно следует считать святым, ибо он исполнен решимости идти по верному пути».

Имя Видхата объясняется в «Шримад-Бхагаватам»: Сва-пада-мулам бхаджатах прийасйа Тйактанйа-бхавасйа-харих парешах Викарма йач чотпатитам катханчид Дхуноти сарвам хеди саннивишйах

«Чистые преданные готовы на все, лишь бы только поклоняться лотосным стопам Господа, и поэтому они очень дороги Ему. Господь Хари лично проявляется в сердцах таких преданных и очищает их от всех реакций на прошлую деятельность ради плодов».

Текст 65

Габхасти-немих саттва-стхах Симхо бхута-махешварах Ади-дево маха-дево Девешо дева-бхрид гурух

Господь Кришна доверил сияющему Сударшана-чакре защищать преданных от посланцев Йамараджи (Габхасти-неми), а Сам Он всегда пребывает в сердцах чистых преданных (Саттвастха). Подобно свирепому льву, защищает Он преданных от йамадутов, пытающихся забрать их (Симха), и Он - абсолютный монарх, полностью контролирующий Йамараджа и его последователей (Бхута-махешвара). Он -изначальный духовный учитель, наставник Йамараджи и его свиты (Ади-дева). Он наслаждается играми со Своими преданными и сокрушает тех, кто пытается причинить им вред (Махадева). Он наслаждается детскими играми со Своими друзьями-пастушками и прощает им любые оскорбления, нанесенные в ходе игры (Девеша). Он -наставник и поддержатель Брахмы, Шивы и всех полубогов (Дева-бхрид гуру).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Махадева, ссылаясь на

смрити-шастру:

Балах кританакайр йават

Критате смабхир ачйутах

«Непогрешимая Личность Бога считал мальчиков-пастушков Своими приятелями и наслаждался детскими играми в их компании».