Текст 58
ритух сударшанах калах парамештхи париграхах уграх самватсаро дакшо вишрамо вишва-дакшинах
Господь Кришна проявляет все чудесные божественные признаки и входит в сердца Своих чистых преданных, исполненных любви к Нему (Риту). Он прекрасен (Сударшана), и Он - фактор времени, уничтожающий все сущее (Кала). Он облегчил бремя Земли (Парамештхи). Следует понимать, что никто из полубогов не является Всевышним; Верховная Личность Бога - это никто иной, как Кришна (Париграха). По Его замыслу ужасные качества демонов приводят к гибели их самих (Угра). Он никогда не расстается со Своими преданными (Самватсара) и являет вершину Своей красоты жителям Вриндаваны (Дакша). Он не только снял усталость гопи во время танца раса, но также снимает усталость любого преданного (Вишрама). Он дарит целый мир и даже Самого Себя чистому преданному (Вишва-дакшина).
Примечание Кушакратхи Прабху: Шрила Баладева Видьябхушана приводит следующее описание имени Сударшана из «Шримад-Бхагаватам»:
йад дхарма-сунор бата раджасуйе нирикшйа дрик-свастйайанам три-локах картснйена чадйеха гатам видхатур арвак-сетау каушалам итй аманйата
«Все полубоги с высших, низших и средних планетарных систем вселенной принимали жертвы раджасуя на алтаре Махараджи Юдхиштхиры. Созерцая абсолютную красоту Господа Кришны, все они заключили, что Его тело - вершина творения Брахмы, создателя человека».
Имя Вишва-дакшина объясняется в следующей цитате из смрити-шастры:
дадатй атманам апй аджах
«Верховная Личность Бога столь добр, что отдает чистому преданному Самого Себя». Текст 59
Вистарах стхаварах стханух Праманам биджам авйайам Артхо нартхо маха-кошо Маха-бхаго маха-дханах
Господь Кришна вступает в самые разнообразные любовные отношения со Своими преданными (Вистара). Снимая бремя лишних военных сил многих демонических царей, Господь Кришна вернул Земле мир (Стхавара). В конце Кали-йуги Он низойдет как Господь Калки, чтобы восстановить ведические принципы (Стхану). Он неизменно правдив (Праманам), и Он - нетленное семя всего сущего (Биджам авйайам). Чистые преданные, свободные от материальных желаний, стремятся достичь Его (Артха), а исполненные мирских желаний не стремятся к Нему, но предпочитают поклоняться полубогам, чтобы вкусить небесных наслаждений - вознаграждения на планетах сварга (Анартха). Он - владелец бесчисленных сокровищ (Маха-коша), исполненный всех трансцендентных богатств (Маха-бхага). Он - владелец всех богатств (Маха-дхана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Стхану из
смрити-шастры:
Стхапайитва сва-марйадам
Свайам бхуви хитам хитам
«Низойдя в этот мир в конце Кали-йуги, Верховная Личность Бога восстановит принципы религии и принесет благо Земле».
Имена Артха и Анартха объясняются в следующих стихах смрити-шастры:
Чатур-видхам мама джана
Бхакта эва хи те смритах
Ричам экантинах шрештхас
Те вай ванйад адеватах
Ахам эва гатис тешам Нираших сарва-карманам Йе ту шишйас трайо бхактах Пхала-кама хи те матах
«Четыре типа людей становятся Моими преданными: бедствующие, нуждающиеся, любопытные и искатели трансцендентного знания. Из всех них последние, для которых Я - единственная цель жизни, - лучшие, а остальные считаются более или менее материалистичными. Я - единственная цель возвышенных душ, у которых не осталось никаких желаний материальной выгоды и корыстной деятельности. Другие три типа преданных - низшие, ибо стремятся обрести некоторые материальные плоды своих усилий».
Имя Маха-дхана объясняется в следующем утверждении смрити-шастры: Ким алабхйам бхагавати Прасанне шри-никетане
«Господь Кришна - Верховная Личность Бога, исполненный всех богатств и духовного счастья, - повелитель богини процветания. Никто не должен считать, что Кришна требует отдать Ему что-либо, поскольку Он и так владелец всего в духовном и материальном мирах».
Текст 60
Анирвиннах стхавиштхо бхур Дхарма-йупо маха-макхах Накшатра-немир накшатри Кшамах кшамах самиханах
Господа Кришну не беспокоит непокорность обусловленных душ, и Он всегда действует им во благо, даруя защиту (Анирвинна). Его форма больше, чем скопление звезд, известное как Шишумара-чакра (Стхавиштха), и Он становится планетой Дхрувалокой, вокруг которой вращаются другие планеты (Бху). Он - столп, на котором зиждутся все религиозные принципы (Дхарма-йупа); все великие ведические жертвоприношения предназначены для Его удовлетворения (Маха-макха). Он - движущая сила всех планет (Накшатра-неми) и царь всех планет и звезд (Накшатри). Он задает им движение (Кшама), пребывая на каждой из них (Кшама). Набожные люди стремятся достичь Его (Самихана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени
Накшатра-неми из смрити-шастры:
Алата-чакравад йанти
Вата-чакреритани ту
Йасмадж джйотихси вахати
Правахастена самсмритах
«Это по приказу Верховной Личности Бога светила и звезды вращаются по своим орбитам, словно искры, движимые ветром».
Отметим, что имена, перечисленные в этом стихе, описывают Господа Кришну как владыку планет и звезд.
Текст 61
Йагйа иджйо махеджйаш ча Кратух сатрам сатам гатих Сарва-дарши вимуктатма Сарвагйо гйанам уттамам
Господь Кришна явился как Йагйа, сын Праджапати Ручи и Акути-деви (Йагйа), и Он -высший объект поклонения (Иджйа). Ему надлежит поклоняться в роскоши, используя все царские принадлежности (Махеджйа). Ритуалы, описанные в Ведах, предназначены для поклонения Ему (Крату). Он - защитник и единственное богатство преданных (Сатрам). Только чистые преданные способны войти в Его окружение (Сатам гатим). Он всевидящ, но особое внимание обращает на деяния Своих преданных (Сарва-дарши). Он не связан с материей (Вимуктатма) и всеведущ, будучи Сверхдушой в сердцах всех живых существ (Сарвагйа). Он - высший объект познания (Гйанам уттамам).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Сарва-дарши:
Даршана-дхйана-самспаршайр
Матсйа-курма-вихангамах
Сванй апатйани пушйанти
Татхахам апи падмаджа
«Созерцанием, размышлением и прикосновением рыбы, черепахи и птицы поддерживают своих детенышей. Я поступаю так же, о Падмаджа!»
Шрути-шастра объясняет значение имени Гйанам уттамам: Сатйам гйанам анантам брахма
«Безграничная Личность Бога - Высшая Истина и высший объект познания».
Имя Йагйа упоминается в «Шримад-Бхагаватам» (2.7.2.): Джато ручер аджанайат суйаман суйагйа Акути-сунур амаран атха дакшинайам
«Верховная Личность Бога явился как Господь Йагйа, сын Праджапати Ручи и его жены Акути».