Текст 54
Уддхавах кшобхано девах Шри-гарбхах парамешварах Каранам каранам карта Викарта гахано гухах
Увлекая за Собой ступу между двумя деревьями йамала-арджуна, Господь Кришна освободил сыновей Куверы (Уддхава). Слушая о Его необыкновенных качествах, играх и образах, преданные ликуют, переполненные духовным счастьем (Кшобхана). Господь Кришна наслаждается трансцендентными играми (Дева). Он владеет всеми богатствами вселенной, и Он открыл это Йашоде, когда она заглянула Ему в рот, чтобы проверить, ел ли Он глину (Шри-гарбха). Он - повелитель Шримати Радхарани, верховной богини процветания (Парамешвара) и благодетель преданных, помогающий им достичь совершенства бхакти (Каранам). С помощью трех Своих энергий Он создал материальный мир (Каранам). Он - изначальный творец (Карта) всех планет и живых существ, пребывая в сердце вторичного создателя - Брахмы (Викарта). Его рассуждения очень разумны и могут быть поняты лишь мудрецом (Гахана). Он жаждет наслаждаться сокровенными развлечениями с жителями Враджабхуми (Гуха).
Текст 55
Вйавасайо вйавастханах Самстханах стханадо дхрувах Парарддхих парама-спаштах Туштах пуштах шубхекшанах
Этот Господь Кришна - Верховная Личность Бога - последнее слово и конечная цель всей ведической литературы (Вйавасайа). Он проявляет бесчисленные, вечные и божественные признаки (Вйавастхана). Вечно юный, во время уничтожения Он вбирает в Себя все космическое проявление (Самстхана). Он предоставляет Своим преданным наиболее желанную для них вечную обитель в духовном мире (Стханада) и даже становится покорным последователем Своего чистого преданного (Дхрува). Он владеет всеми духовными богатствами (Парарддхи), и потому ведическая литература прославляет Его (Парама-спашта). Он исполнен необычайного счастья (Тушта). Преданные всегда выражают почтение предложенной Ему пище, благовониям, огню и другим благоприятным предметам (Пушта). Его милостивый взгляд - источник всего благоприятного (Шубхекшана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Вйавасайа из «Шримад-Бхагаватам» (1.3.28): Кришнас ту бхагаван свайам
«Кришна - Верховная Личность Бога, источник всех воплощений».
Господь Кришна лично объяснил значение имени Дхрува в смрити-шастре:
Нирапекшам муним шантам
Нирвайрам сама-даршанам
Анувраджамй ахам нитйам
Пуйейетй ангхри-ренубхих
«Поскольку Мои преданные безразличны к временному счастью и несчастью этого мира, они всегда спокойны; они равно смотрят на каждого, ибо никого не считают своим врагом. Я постоянно следую за этими святыми преданными, желая очиститься
пылью с их лотосных стоп».
Текст 56
Рамо вирамо вираджо-Марго нейо найо найах Вирах шактиматам шрештхо Дхармо дхармавид-уттамах
Господь Кришна восхищает йогов и наслаждается необыкновенными развлечениями со Шримати Радхарани и гопи Вриндаваны (Рама). Он - конечный предел, в котором существует все (Вирама). Его можно достичь путем чистого преданного служения (Вираджо-марга), и Он покоряется преданным, развивающим с Ним дружеские отношения (Нейа). Он исполняет приказания Своих чистых преданных (Найа); те же, кто пренебрегают Его приказаниями, не могут обрести благо (Анайа). Он -несравненный герой, который играючи снес голову Шишупале и убил других демонов (Вира). Он - лучший из всех могущественных полубогов и йогов (Шактиматам шрештха) и опора всех планет и живых существ (Дхарма). Он поддерживает Ману и остальных - тех, кто знают истину о духовной жизни (Дхармавид-уттама).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее объяснение имени
Дхарма из смрити-шастры:
Йе ча веда-видо випра
Йе чадхйатма-видо джанах
Те ваданти махатманам
Кришнам дхармам санатанам
«Ученые мудрецы, постигшие суть Вед и святые, которым известна истина о духовной жизни, утверждают, что Господь Кришна - Верховная Личность Бога, которая вечно поддерживает все живые существа и мир в целом».
Текст 57
Вайкунтхах пурушах пранах Пранадах пранавах притхух Хиранйа-гарбхах шатругхно Вйапто вайур адхокшаджах
Господь Кришна явился как сын Вайкунтха-деви, жены Шубхры (Вайкунтха). Он -высшее мужское начало (Пуруша). Преданным Он дороже жизни (Прана) и очищает их чувства (Пранада). Он вечно юн и достоен почитания всеми живыми существами (Пранава), но в своем великодушии считает преданных равными Самому Себе (Притху). Он - знание, цель познания, и приблизиться к Нему можно, развивая трансцендентное знание (Хиранйагарбха). Он уничтожает похоть, жадность и всех остальных врагов Своих преданных (Шатругхна). Скованный любовью к ним, он всегда остается в их сердцах (Вйапта). Он многократно побеждал Джарасандху, царя Магадхи (Вайу). Он непостижим с помощью грубых материальных чувств; лежа под тележкой, Он убил демона Шакатасуру (Адхокшаджа).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее объяснение имени Пранава из смрити-шастры: Пранамантиха йам ведас Тасмат пранава учйате
«Верховная Личность Бога известна как Пранава, поскольку олицетворенные Веды
почтительно кланяются Ему».
Имя Хиранйагарбха объясняется в «Бхагавад-гите» (13.18) так: Гйанам гйейам гйана-гамйам
«Верховная Личность Бога - знание, объект познания и его цель».
Что касается имени Адхокшаджа, то слово адхах значит «ниже», акша - «колесо телеги», а джа - «рожденные». В этом имени джа означает «дваждырожденный» или «освобожденный». Это значение слова джа подтверждает следующая цитата из смрити-шастры:
Дадешур нихатам татра Ракшасйа вана-гочарах Пунар-джато йам итй ахур Уктас тасмад адхокшаджах
«Когда жители Вриндавана увидели, что гигантская демоница Путана убита Кришной, они воскликнули: «Кришна в безопасности! Он будто родился заново прямо у нас на глазах». Господь Кришна стал известен как Адхокшаджа именно потому, что враджаваси произнесли эти слова.