Текст 49
Скандах сканда-дхаро дхурйо Варадо вайу-ваханах Васудево брихад-бханур Ади-девах пурандарах
Господь Кришна побеждает друзей демона Камсы (Сканда) и наделяет силой Карттикейу, генерала армии полубогов (Сканда-дхара). Именно Он - место успокоения всех вселенных (Дхурйа), и Он дарует желанные благословения цветочнику Судаме и всем остальным преданным (Варада). Он - источник жизни всех живущих, и Его колесница быстрее ветра (Вайу-вахана). Он - царственный и сияющий (Брихад-бхану) сын Васудевы (Васудева). Он - изначальный источник всех полубогов (Ади-дева) и сокрушитель демонов (Пурандара).
Господь Кришна объясняет значение имени Ади-дева в «Бхагавад-гите» (10.2): Ахам адир хи деванам «Я - источник полубогов».
Текст 50
Ашокас таранас тарах Шурах шаурир джанешварах Анукулах шатавартах Падми падма-нибхекшанах
Господь Кришна развеял скорбь Земли (Ашока) и избавил преданных от страха перед демоническими правителями - ворами в масках царей (Тарана). Он избавляет преданного от страха перед следующим рождением, старостью, болезнями и смертью (Тара). Он очень силен и доблестен (Шура), и Он явился в династии великого преданного и могущественного царя Девамриты (Шаури). Он - царь Матхуры, приносящий ее гражданам великое духовное счастье, и верховный правитель всех живых существ как духовного, так и материального мира (Джанешвара). Он - любящий доброжелатель жителей Матхуры и всех остальных живых существ (Анукула), чьи трансцендентные богатства и достояния поражают как демонов во главе с Камсой, так и преданных, возглавляемых Нарадой (Шатаварта). Он играет цветком лотоса (Падми), у Него лотосоподобные глаза, а Его вечная обитель Гокула напоминает большой распустившийся лотос (Падма-нибхекшана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Падми имеет еще одно тайное значение. Оно может означать «Господь Кришна, подобный голубому лотосу, которого сопровождает Шримати Радхарани - золотой лотос, растущий в водах чистой божественной любви. Два этих лотоса окружены сонмом других лотосов - гопи, каждая из которых является экспансией Шримати Радхарани».
Божественная обитель Гокула (Падма-нибхекшана) описана в следующем стихе
«Брахма-самхиты» (5.2):
Сахасра-патрам камалам
Гокулакхйам махат падам
Тат-карникарам тад дхама
Тад анантамша-самбхавам
«Великолепная обитель Кришны, известная как Гокула, имеет тысячи лепестков и венчик, как у лотоса. Она проявлена частью Его аспекта бесконечности».
Текст 51
Падма-набхо равиндакшах Падма-гарбхах шарира-бхрит Махарддхир риддхо вриддхатма Махакшо гаруда-дхваджах
Пупок Господа Кришны подобен озеру, из которого вырос цветок лотоса - место рождения Брахмы (Падма-набха). Глаза Его - словно полностью распустившиеся цветы лотоса (Аравиндакша). Он всегда пребывает в лотосоподобных сердцах йогов и доверенных преданных (Падма-гарбха) и защищает преданных, размышляющих о Нем в глубине своих лотосоподобных сердец (Шарира-бхрит). Он исполнен всех трансцендентных богатств (Махардхи), всеведущ и обладает другими божественными достояниями (Риддха). Он входит во вселенные и наслаждается бесчисленными развлечениями (Вриддхатма). У Него красивые большие глаза, а божественная форма непостижима для ограниченных материальных чувств (Махакша). Его флаг отмечен эмблемой Гаруды (Гаруда-дхваджа).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Шарира-бхрит
из смрити-шастры, данное Самим Господом Кришной:
Даршана-дхйана-самспаршайр
Матсйа-курма-вихангамах
Сванй апатйани пушйа
Текст 52
Атулах шарабхо бхимах Самайагйо хавир-харих Сарва-лакшана-лакшанйо Лакшмиван самитинджайах
Необыкновенный образ Господа Кришны несравним ни с чем (Атула). Уничтожая демонов, Он становится похожим на свирепое животное шарабха (Шарабха). И хотя, поступая так, Он вселяет ужас в демонов, убивая, Он все же освобождает их (Бхима). Принимая преданность, с которой Ему служат бхакты, Он в должное время дарует им трансцендентные плоды их усилий (Самайагйа). Будучи Сверхдушой в сердцах Своих представителей, полубогов, Он лично принимает топленое масло, предложенное им посредством ведических жертвоприношений (Хавир-хари). Он проявляет все 32 благоприятных признака великой личности, равно как и все остальные благие качества (Сарва-лакшана-лакшанйа); появляясь в Своем изначальном образе Кришны в Гокуле, Он необычайно красив и богат (Лакшмиван). В В сражениях Ему всегда сопутствует победа(Самитинджайа).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Атула из шрути-мантры: На тасйа пратима
«Ничто не сравнится с трансцендентным образом Верховной Личности Бога». Текст 53
Викшаро рохито марго Хетур дамодарах сахах Махи-дхаро маха-бхаго Вегаван амиташанах
Господь Кришна всегда нежен с теми, кто принимают Его покровительство (Викшара), и строг с теми, кто пытаются вредить им (Рохита). Воодушевленные Его вечно новыми необыкновенными качествами, преданные всегда ищут Его, а Он, отвечая взаимностью, указывает им путь духовного просветления (Марга). Он внушает великую любовь Своим преданным, и Он - источник всего сущего (Хету). Он позволил Матери Йашоде связать Себя веревкой (Дамодара) и терпеливо сносил наказание, будучи воодушевлен ее чистой материнской любовью (Саха). День Его явления был отмечен большим праздником в Гокуле, всегда славящей Его трансцендентные имена, игры и качества (Махи-дхара). Преданное служение Ему - лучшая духовная деятельность (Маха-бхага). Он передвигается быстрее всех и всегда впереди любого бегуна; Он бегал очень быстро, счастливо играя со Своими друзьями - сыновьями пастухов Гокулы (Вегаван). Приняв гигантскую форму, Он съел бесчисленные пироги, блюда из сгущенного молока и другие яства, предложенные пастухами холму Говардхану (Амиташана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхуаша приводит следующее объяснение имени
Дамодара из смрити-шастры:
. . . те найва намнатра
кришно вай дама-бандханат
гокхйе дамодара ити
гопибхих паригийате
«Вместо того, чтобы называть сына Йашоды Кришной, гопи Враджи начали величать Его Дамодарой, поскольку мать привязала Его за талию веревкой».