Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 44 - 48

Текст 44

Амритамшудбхаво бханух Шашабиндух сурешварах Аушадхам джагатах сетух Сатйа-дхарма-паракрамах

Господь Кришна - отец Луны (Амритамшудбхава), и Он очень силен и великолепен (Бхану). Он повергает безбожников (Шашабинду); верующие же осознают Его как Верховную Личность Бога (Сурешвара). Преданное служение Ему - сладостное противоядие от укуса ядовитой змеи материального бытия (Аушадхам). Он - враг демонов (Джагатах сетух). Он наносит поражение имперсоналистам и устанавливает непреложную истину о духовном разнообразии (Сатйа-дхарма-паракрама).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени Амритамшудбхава из шрути-шастры: Чандрама манасо джатах

«Луна рождена из ума Верховной Личности Бога».

Баладева Видйабхушана объясняет, что имя Шашабинду открывает перечень имен воплощения Бога в образе Даттатрейи.

Текст 45

Бхута-бхавйа-бхаван-натхах Паванах павано налах Камаха камакрит кантах

Камах кама-прадах прабхух

Во всех фазах времени - прошлом, настоящем и будущем - Господь Кришна - вечный верховный владыка всех живых существ (Бхута-бхавйа-бхаван-натха). Он спасает живые существа из материального существования, искоса глядя на них с состраданием (Павана) и очищает преданных (Павана). Кажется, что для того, чтобы защитить преданных, Он принимает множество форм (Анала). Он разрывает на части материальные желания Своих преданных (Камаха и Кама-крит). Он - высший эталон красоты и цель святых парамахамс (Канта). Он источник всего благоприятного даже для буддистов и других живых существ (Кама), и именно Он награждает пониманием, освобождением или исполнением желаний обусловленные души (Кама-прада), ибо Он всемогущ (Прабху).

Текст 46

Йугади-крид йугаварто Найка-майо махашанах Адришйо вйакта-рупаш ча Сахасра-джид ананта-джит

Господь Кришна является в начале каждой из четырех йуг как йуга-аватара (Йугади-крит) и таким образом приносит успех в каждую из этих четырех эпох (Йугаварта). Он проповедует определенные методы духовного самоосознания в каждую из йуг (Найка-майа), и Он исполнен трансцендентного знания, богатства и отрешенности (Махашана). Он невидим для нецивилизованных людей и демонов (Адришйа), и Его форма безгранична (Вйакта-рупа). Он повергает тысячи нецивилизованных безбожников (Сахасра-джит), которым несть числа (Ананта-джит).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что первые четыре имени этого стиха описывают йуга-аватары Господа. Описание Господа Калки начинается именем Адришйа.

Текст 47

Ишто вишиштах шиштештах Шикханди нахушо вришах Кродхаха кродха-крит карта Вишва-бахур махи-дхарах

Господа Кришну прославляют и поклоняются Брахма, Шива и все полубоги и святые (Ишта). Вооруженный Сударшана-чакрой, булавой, лотосом и раковиной, украшенный камнем Каустубха и другими драгоценностями, Он блестяще явился в городе Матхура (Вишишта). Ему поклоняются те, кому известна цель Вед (Шиштешта). В Своих вриндаванских развлечениях Его венчает павлинье перо (Шикханди). Его красота чарует умы жителей Враджабхуми (Нахуша), и Он проливает на них сладостный дождь необыкновенного счастья и чистой любви к Богу (Вриша). Когда Мать Йашода сердилась, услыхав о Его детских шалостях, Он успокаивал Ее приятными словами (Кродхаха), но когда она прервала кормление, чтобы остановить убегавшее молоко, Он разозлился и разбил горшок с маслом (Кродха-крит). Он убил Камсу - владыку беспокоивших Вриндавану демонов (Карта), и Он защищает всю вселенную Своими сильными руками (Вишва-баху). Он поднял холм Говардхана, чтобы защитить жителей Враджабхуми (Махи-дхара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени

Вишишта из «Шримад-Бхагаватам» (10.3.9.):

Там адбхутам балакам амбуджешанам

Чатур-бхуджам шан кха - гададй -уда йудха м

Шриватса - лакшман гала-шобхи - каустубха м

Питамбарам сандра-пайода-саубхагам

«Затем Господь Кришна явился в Матхуре как новорожденный ребенок Васудевы и Деваки. У Него были очаровательные лотосоподобные глаза, а в руках Он держал четыре оружия - шанкху, чакру, гаду и падму. Грудь Его была отмечена знаком шриватса, а шея - драгоценным камнем Каустубхой. Черноватый, будто грозовое облако, Он был одет в желтое».

Следующее описание имени Кродхаха приводится из «Шримад-Бхагаватам» (10.8.31): Иттхам стрибхих са-бхайа-найана-шри-мукхалокинибхир Вйакхйатаратха прахасита-мукхи на хй упалабдхам аиччхат

«Иногда все гопи собирались, чтобы посмотреть на испуганного Кришну, прятавшегося от матери, дабы избежать наказания. Когда они видели Его красивое лицо, то вместо того, чтобы отчитать Его, они просто продолжали смотреть, чувствуя себя необычайно счастливыми. Мать Яшода мягко улыбалась этим проделкам, и у нее пропадало всякое желание наказывать своего благословенного и чудесного сына».

Следующее описание имени Кродха-крит приводится из «Шримад-Бхагаватам» (10.9.6):

Санджата - копах спхур итарупадхара м Сандашйа дадбхир дадхи-мантха-бхаджанам Бхиттва мрикашрур дешад-ашмана рахо Джагхаса хаийангавам антарам гатах

«В великом гневе красноватые губы Кришны искривились, Он притворно заплакал и, швырнув камень в горшок с йогуртом, разбил его. Потом Он вернулся в комнату и, спрятавшись, начал есть масло из недавно разбитого горшка».

Текст 48

Ачйутах пратхитах пранах Пранадо васавануджах Апам-нидхир адхиштханам Апраматтах пратиштхитах

Господь Кришна - вечный и неизменный защитник жителей Враджа (Ачйута). Он известен не только во Враджабхуми, но и во всей вселенной (Пратхита). Он - объект чистой любви жителей Враджа (Прана), и Он - источник их жизненной силы (Пранада). Даже после того, как Индра оскорбил Его, пытаясь затопить Вриндавану ливнем, Кришна милостиво предстал перед ним (Васавануджа). Затем, простив Индру, Кришна омылся в молоке коров сурабхи, которые провозгласили Его своим Индрой (Апам-нидхи). Господь Кришна лично явился в трансцендентный город Матхуру и посетил другие места, где насладился Своими играми (Адхиштханам). С великой заботой и тщанием Он защищает жителей Враджабхуми (Апраматта) и пользуется уважением всех пастухов, ибо Он - сын Нанды Махараджи, царя Враджи (Пратиштхита).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Апам-нидхи, данное царем Индрой: Ахам килендро деванам Твам гавам индратам гатах

«Пусть я - Индра, управляющий полубогами, но Ты - Индра этих необыкновенных коров сурабхи».

Шукадева Госвами также подтверждает: Индро гавам

«Господь Кришна - Индра необыкновенных коров сурабхи».

Имя Адхиштханам описано в шрути-мантре: Сакшад брахма гопала-пури

«Трансцендентный город Матхура - непосредственное воплощение Самой Верховной Личности Бога».

Далее объясняет смрити-шастра: Панча-йоджанам эвасти Ванам ме деха-рупакам

«Трансцендентная земля Вриндавана, охватывающая пять йоджан - это непосредственное проявление Моей собственной трансцендентной формы».

В ведической литературе имя Апраматта объясняет Сам Господь Кришна:

Тасман мач-чхаранам гочхам

Ман-натхам мат-париграхам

Гопайа сватма-йогена

Со йам ме врата ахитах

«Клянусь Моей внутренней энергией, что всегда буду защищать коров, пастухов и гопи, живущих во Вриндаване, и всех, кто приняли у Меня прибежище и зависят от Меня. Клянусь также, что всегда буду защищать моих дорогих родителей, родственников и друзей, живущих здесь».