Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 39 - 43

Текст 39

Супрасадах прасаннатма Вишва-дхриг вишва-бхуг вибхух Сат-карта сат-критах садхур Джахнур нарайано нарах

Господь Кришна очень милостив (Супрасада). Его желания всегда исполняются, а Его сердце и разум всегда ясные и чистые (Прасаннатма). Он поддерживает (Вишва-дхрик) и защищает (Вишва-бхук) множество материальных вселенных, и Он -трансцендентный, всесильный, неограниченный и бесстрашный Верховный Контролирующий (Вибху). Он - благодетель полубогов, питов, брахманов и преданных (Сат-карта), которому они поклоняются (Сат-крита). Он - благожелатель всех живых существ, чье вечное духовное тело ничем не связано с материей (Садху). Он сокрушает врагов Своих преданных (Джахну), даруя живым существам покой в Самом Себе и устраняя невежество (Нарайана). Он - Сверхдуша в сердцах всех существ (Нара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что имена, перечисленные в данном стихе, указывают на Господа в образе младенца, лежащего на баньяновом листе во время уничтожения вселенной.

Имя Господа Вишва-дхрик (поддержатель вселенных) указывает на то, что Он создает все вселенные всего лишь одним Своим выдохом, что потрясло Маркандейу Риши.

Имя Джахну (сокрушитель врагов) также может указывать на Господа в образе Нара-Нарайаны Риши, когда Он победил множество апсар, посланных Индрой, а также на то, что Он одержал верх над Шивой, когда тот пожелал сразиться с Ним.

Смрити-шастры объясняют имя Нарайана: Нарадж джатани таттвани Наранйати видур будхах Тасйа танй айана пурва Тена нарайанах смритах

«От Господа Вишну (Нара) произошли все живые существа. Поэтому они известны как нара (тот, кто рожден Нарой). Поскольку Господь - место успокоения (айана) совокупности живых существ (нара), ученые мудрецы именуют Его Нарайаной».

Текст 40

Асанкхйейо прамейатма Вишиштах шишта-крич чхучих Сиддхартхах сиддха-санкалпах Сиддхидах сиддхи-садханах

Необыкновенные качества Господа Кришны неисчислимы (Асанкхйейа), Его терпение не имеет пределов (Апрамейатма), а богатства неисчерпаемы (Вишишта). Он наделяет Своих преданных великой верой в послание Вед, превращая их в самых возвышенных святых (Шишта-крит). Просто слушая или памятуя о Нем, каждое живое существо может очиститься, а вся вселенная может стать благоприятным местом (Шучи). Все Его

желания исполняются сами собой (Сиддхартха и Сиддха-санкалпа), а Сам Он исполняет желания всех живых существ (Сиддхида). Просто помня о Нем, преданные достигают успеха в своей религиозной деятельности и преодолевают все препятствия (Сиддхи-садхана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Апрамейатма (тот, чье терпение не знает границ), приводя в качестве примера игры Нара-Нарайаны Риши. Господа не потревожили девицы, посланные Индрой с целью прервать Его обет безбрачия. С помощью Своей собственной энергии Господь создал необычайно красивых девушек, намного превосходивших юных посланниц Индры, чем без особого труда расстроил их планы нарушить Свой обет и поверг их в изумление.

Текст 41

Вришахи вришабхо вишнур Вришапарва вришодарах Вардхано вардхаманаш ча Вивиктах шрути-сагарах

Необыкновенные качества Господа Кришны затмевают славу Индры (Вришахи). Он озаряет и защищает весь мир, устанавливая принципы преданного служения (Вришабха), и Он трансцендентно пребывает в каждом атоме космического проявления (Вишну). Его явление - праздник для Индры и лучших из йогов (Вришапарва), и Он защищает Индру, как мать - своего ребенка (Вришодара). Он ниспосылает процветание праджапати (Вардхана) и считает величайшей драгоценностью даже самый незначительный дар, поднесенный Его чистым преданным (Вардхамана). Хотя Он пребывает в каждом уголке космического проявления, Он никогда не связан с материей (Вивикта). Он подобен океану, вбирающему в себя все реки ведического знания (Шрути-сагара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Вишну,

данное Господом Шивой:

Вйапйа сарван иман локан

Стхитах сарватра кешавах

Таташ ча вишну-намаси

Вишнур дхатох прадаршанат

«Глагол виш означает «входить». Поскольку Господь Кешава трансцендентен и пребывает в любом уголке каждой из планет, также как и в сердцах всех живых существ, Он известен как Вишну».

С имени Вардхана начинается перечень имен воплощения Бога в образе Хайагривы. Текст 42

Субхуджо дурдхаро вагми Махендро васудо васух Найка-рупо брихад-рупах Шипи-виштах пракашанах

Своими двумя руками Господь Кришна дарует бесстрашие преданным и защищает Веды (Субхуджа). Его не способен одолеть Мадху, Кайтабха или любой другой демон (Дурдхара). Он - достойный объект красивых молитв, и Сам Он в высшей степени красноречив (Вагми). Он - верховный монарх, обладатель всех богатств (Махендра).

Он наносит поражение демонам, защищает обычные живые существа и наделяет сладостным вкусом любви к Богу чистых преданных (Васуда). Он появляется прежде, чем те, кто способны оценить Его необыкновенную красоту, и поэтому становится их единственным богатством (Васу). Он принимает множество форм для того, чтобы исполнить желания Своих преданных (Найка-рупа). Он больше величайшего (Брихад-рупа).

Он входит в воды опустошения и устраивает потоп в конце существования вселенной (Шипи-вишта). Он - изначальная причина космического проявления, и Он спас Веды от демонов Мадху и Кайтабха (Пракашана).

Текст 43

Оджас теджо дйути-дхарах Пракашатма пратапанах Риддхах спастакшаро мантра ш Чандрамшур бхаскара-дйутих

Господь Кришна - самый сильный (Оджах и Теджах), красивый и сияющий (Дйути-дхара). Он лично предстает перед Своими чистыми преданными (Пракашатма) и беспокоит демонов (Пратапана). Он исполнен всех трансцендентных достояний (Риддха). Он передает послание Вед (Спастакшара) и открывает истину о Своих сокровенных играх наиболее возвышенным и близким преданным (Мантра). Он прекрасен, как луна (Чандрамшу). Лучезарный, Он победил демонов Мадху и Кайтабху (Бхаскара-дйути).