Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 35 - 38

Текст 35

Амритйух сарва-дрик симхах Сандхата сандхиман стхирах Аджо дурмаршанах шаста Вишрутатма сурариха

Господь Кришна неподвластен смерти и освобождает от нее Своих преданных (Амритйу). Он видит все, в частности праведные деяния Своих слуг (Сарва-дрик). Он орошает нектаром Своего милостивого взгляда чистых преданных и становится подобен свирепому льву, нападая на демонов (Симха). Он - творец неисчислимых вселенных, и Он явился как Господь Рамачандра, самый искусный лучник (Сандхата). Ради того, чтобы убить Равану и спасти Ситу, Он стал союзником Сугривы (Сандхиман). Он -верный друг Вибхишаны и всех, кто ищут у Него защиты (Стхира). Он никогда не рождается в материальном теле и никогда не отвергает Своих друзей (Аджа). Он милосерден (Дурмаршана), но проявляет необычайное искусство, наказывая демонов (Шаста). Он известен как Господь Рама, очень милостивый к преданным и погубивший Равану (Вишрутатма). Он убил его и других демонов, которые всегда относятся враждебно к полубогам и преданным (Сурариха).

Примечание: Шрила Баладева Видйбхушана цитирует шрути-мантру, чтобы объяснить

имя Сарва-дрик. Шрути объясняют: йах сарвагйах - «Верховная Личность Бога знает все».

Комментатор объясняет: начиная с имени Сандхата, все имена в этом стихе относятся к воплощению Бога в образе Господа Рамачандры, сына Махараджи Дашаратхи.

Имя Аджа объясняется Самим Господом Рамачандрой так:

Митра-бхавена сампрапта На тйаджейа катханчана Дошо йадйапи тасмин сйат Сатам этад вигархитам

Сакрид эва прапанно йас Тавасмити ча учйате Абхайа сарвада тасмай Дадамй этад врата мама

«Если кто-либо станет Моим другом, Я никогда не оставлю Его; даже если у него очень плохой характер, Я не приму Его ошибки всерьез. Если кто-нибудь предастся Мне лишь однажды, и даже если он всего лишь скажет: «О Господь, с сегодняшнего дня я -Твой», я всегда буду защищать его от любых опасностей и дарую ему бесстрашие. Такова Моя клятва».

Текст 36

Гурур гурутамо дхама Сатйах сатйа-паракрамах Нимишо нимишах срагви Вачаспатир удара-дхих

На благо обитателей материального мира Господь Кришна наделяет духовных учителей полномочиями давать посвящение и наставлять(Гуру). Сам Он - лучший из духовных учителей, наставлявший Брахму и других великих преданных (Гурутама). Он - защита и место успокоения всего сущего (Дхама). Он - благодетель Вишвамитры и других святых преданных, и Он всегда правдив (Сатйа).

Его необычайная ловкость в высшей степени благоприятна (Сатйа-паракрама). Он закрывает глаза на грехи (Нимиша), но всегда замечает благоприятные поступки в преданном служении (Анимиша). Он носит гирлянду ваиджайанти (Срагви), защищает Сарасвати (Вачаспати) и отличается щедростью (Удара-дхи).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет, что великодушие Бога видно по тому, что Он отдал в полное распоряжение Гухи, Джатайу, шабаров и многих других величайшее сокровище Своих лотосных стоп, которые труднодостижимы даже для самых образованных в Ведах ученых.

Текст 37

Агранир граманих шриман Нйайо нета самиранах Сахасра-мурдха вишватма Сахасракшах сахасра-пат

Явившись как Матсйа-аватара, Господь Кришна спас Веды, которые были привязаны к

Его рогу веревкой Васуки-нага (Аграних). Господь Матсйа наслаждался играми в водах всемирного потопа, увлекая за Собой золотой ковчег Ману и других мудрецов (Граманих). Его слова соответствовали Ведам, и Он спас их во время опустошения (Шриманнйайа). Он - глава всех живых существ (Нета); Его походка отличается непревзойденным изяществом (Самирана). Его проявление - Сверхдуша, входящая во вселенную (Вишватма) и имеющая множество тысяч голов (Сахасра-мурдха), глаз (Сахасракша) и ног (Сахасра-пат).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что вторая половина этого стиха описывает вселенскую форму Господа, которая также описана в «Бхагавад-гите» (13.14):

Сарватах пахи-пада тат Сарвато кши-широ-мукхам Сарватам шрутимал локе Сарвам аветйа тиштхати

«Везде Ее руки и ноги, Ее глаза, лица и уши». Текст 38

Аварттано нивриттатма Самвритах сампратарданах Ахах самвартако вахни р Анило дхарани-дхарах

Господь Кришна - Верховная Личность Бога, по воле которой обусловленные души вращаются в круговороте рождения и смерти (Аварттана), однако Сам Он исполнен всех духовных богатств и вечно обитает в духовном мире, свободный от любых связей с материей (Нивриттатма). Обусловленные души, жадно стремящиеся к мизерному счастью материальной жизни, никогда не увидят Его (Самврита). Он приносит беды демонам, Своим противникам, даже если они рядятся в одежды так называемых ученых, святых или полубогов (Сампратардана). Последовательность дней - это Он Сам, а речь Его очень красива и приятна (Аха). Он - само время (Самвартака); одной лишь Своей частицей Он поддерживает целую вселенную (Вахни). В высшей степени независимый, Он по Своей собственной воле в разные эпохи нисходит в этот материальный мир на благо обусловленных душ (Анила). Он - опора земли (Дхарани-дхара).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее объяснение имени Аварттана из шрути-мантры: Тенеда бхрамйате брахма-чакрам

«Верховная Личность Бога заставляет живые существа вращаться в цикле рождений и смертей».

Шрути-мантра так объясняет имя Нивриттатма: Три-пад урддхй удайита пурушах

«Верховная Личность обитает в вечном духовном мире, составляющем три четверти всего сущего».

Имя Самвартака шрути-мантра объясняет следующим образом: Самвартако йах калах

«Верховная Личность Бога проявлена как фактор времени».

Шрути-мантра дает следующее объяснение имени Дхарани-дхара: Са дадхара притхивйам

«Верховная Личность Бога поддерживает землю».