Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 31 - 34

Текст 31

Ведйо вайдйах сада-йоги Вирахо мадхаво мадхух Атиндрийо маха-майо Махотсахо маха-балах

Господь Кришна в образе Курма-аватары даровал нектар полубогам и устранил их бедность (Ведйа). Он явился как Господь Дханвантари, изначальный целитель, который избавляет человечество от болезней одной Своей славой. В этой Своей форме Он отдал нектар полубогам (Вайдйа), поскольку всегда заботится об их благополучии (Сада-йоги). Он убивает могучих демонов, таких как Камса, и тех, кто желает воевать с полубогами за добытый из молочного океана нектар (Вираха). Он - супруг Лакшми-деви, рожденной из молочного океана (Мадхава), очаровавший ее и всех праведных полубогов Своей красотой и обаянием (Мадху). Забрав у полубогов нектар, Он исчез, ибо всегда остается незримым для непреданных (Атиндрийа). Потом Он принял образ привлекательной женщины Мохини-мурти, покорив демонов и даже Господа Шиву (Маха-майа). Так Он бескорыстно помог полубогам, увенчав успехом их планы (Махотсаха) и явил Свое великое искусство покорять каждого (Маха-бала).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что имена, перечисленные в этом стихе, описывают воплощения Бога (Курма, Дханвантари и Мохини-мурти), появившиеся во время пахтания молочного океана полубогами и демонами.

Смрити-шастра объясняет имя Вираха: Супарна-пакшубхихата нипетур данаваршабхах

«Когда Господь Вишну воевал с демонами, Он восседал на Гаруде. От одних ударов

крыльев Гаруды демоны пали».

Имя Мадхава также может означать «владыка всего трансцендентного знания». Это

подтверждает Господь Шива:

Мавидйа ча харех прокта

Тасйам ишо йато бхаван

Тасман мадхава-намаси

Пурвам ахути шабдитах

«О Господь Хари, высшее знание известно как «ма», и поскольку Ты - владыка всего трансцендентного знания, Ты известен как «Мадхава».

Текст 32

Маха-буддхир маха-вирйо Маха-шактир маха-дйутих Анирдешйа-вапух шриман Амейатма махадри-дхрик

Господь Кришна в высшей степени разумен (Маха-буддхи) и силен (Маха-вирйа); Он -обладатель всех трансцендентных энергий (Маха-шакти). Он великолепен (Маха-дйути), но Его необыкновенный образ невозможно увидеть материальными глазами (Анирдешйа-вапух). Он прекрасен (Шриман), а Его безграничная природа непостижима для людей и полубогов (Амейатма). В образе Господа Курмы Он поддерживал гору Мандара (Махадри-дхрик).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает в своем комментарии, что Господь Кришна проявил большое мастерство (Маха-вирйа), похитив нектар для полубогов, и Он воспользовался Своей великой энергией (Маха-шакти), покорив демонов и подчинив их Себе.

Объяснение имени Маха-дйути дает Шрила Шукадева Госвами: Мегха-шйамах канака-паридхих карна-видйути-видйун-Мурдхи-бхраджад-вилулита-качах сраг-дхаро ракта-нетрах Джайтрайр дорбхир джагад-убхайадайр даптасйека грихитва Мантра-мантхан прати гирир ивасобхататхо дхритадрих

«Господь появился подобно черноватому облаку. Он был облачен в желтые одежды, серьги Его сияли словно молнии, а Его волосы рассыпались по плечам. На Нем была цветочная гирлянда, а глаза Его были розоваты. Своими прекрасными сильными руками, дарующими бесстрашие всей вселенной, Он схватил Васуки и начал пахтать океан, используя гору Мандару как мутовку. В это время Господь Сам был похож на великолепную сапфировую гору».

Текст 33

Махешвасо махи-бхарта Шри-нивасах сатам гатих Анируддхах суранандо Говиндо говиндам патих

Господь Кришна - блестящий лучник Рамачандра (Махешваса), супруг богини процветания (Шриниваса). Он поддерживает землю (Махи-бхарта). Он - цель и господин преданных (Сатам гатих), подчинить которого невозможно ничем, кроме чистого преданного служения (Анируддха). Он дарует необыкновенное счастье

преданным и полубогам (Сурананда) и доставляет удовольствие коровам, земле и чувствам (Говинда). Своим духовным сиянием Он устраняет все препятствия с пути Своих преданных (Говиндам патих).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что первые четыре имени этого стиха описывает экспансии Бога, которым поклоняются в различных частях вселенной. Господу Махешвасе поклоняются в Кимпуруша-варше, Шринивасе - в Кетумала-варше. Господу Сатам Гати поклоняются преданные повсюду во вселенной. Остальные имена, упомянутые в этом стихе, описывают Господа таким, каким Он является в области Шветадвипа.

Текст 34

Маричир дамано хамсах Супарно бхуджаготтамах Хиранйа-набхах сутапах Падма-набхах праджа-патих

Господь Кришна излучает свет (Маричи) и избавляет от бед Своих преданных (Дамана). В образе лебедя Он наставлял Господа Брахму и четырех Кумаров (Хамса). В образе Господа Вишну Он возлежит на Ананта-шеше (Бхуджаготтама) и летает на Гаруде (Супарна). Его красивый пупок отливает золотом (Хиранйанабха). Он являлся и в былые времена, когда великие преданные поклонялись Ему, совершая суровые аскезы (Сутапах). Его пупок прекрасен, как цветок лотоса, и Он являет Себя чистым преданным, кто поклоняются Его лотосным стопам (Падманабха). Он - повелитель и защитник Шивы, Брахмы и всех живых существ (Праджапати).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана пишет, что Господь Кришна проявился в образе лебедя, потому что лебедь может отделить молоко от воды, когда они смешаны, и выпить только молоко. Подобно лебедю, Господь отделял истину от иллюзии.