Текст 26
Рудро баху-шира бабхру Вишва-йоних шучи-шравах Амритах шашватах стханур Варарохо маха-тапах
Господь Кришна исцеляет обусловленные души от одолевшей их болезни материального существования (Рудра) и проявляется как тысячеглавый Господь Ананта (Баху-шира). Он поддерживает (Бабхру) и создает (Вишва-йони) миллионы вселенных. Будучи безупречно чистым, Он очищает от всей скверны сердца Своих истинных преданных (Шучи-шравах). Его красота сладостна, как нектар, и Он спасает преданных из круговорота рождений, старости и смерти (Амрита). Он вечно (Шашвата) проявляется перед чистыми преданными и приносит Им необыкновенное счастье
(Стхану). Всегда пребывая в Своей вечной обители, на Голоке Вриндаване, Он вызволяет преданных из круговорота рождений и смертей (Варароха). Он -независимая первопричина множественных страданий материального существования (Маха-тапах).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени Рудра из смрити-шастры:
Руджа дравайате йасмад рудрас тасмадж джанарданах
«Поскольку Господь Джанардана исцеляет от болезни материальной жизни, Он известен как Рудра».
Имя Баху-ширах описано в молитве «Пуруша-сукта»: Сахасра-ширша пурушах
«Верховная Личность проявляется как тысячеглавый Господь Ананта».
Господь Кришна объясняет значение имени Шучи-шравах в следующем стихе из
смрити-шастры:
Шучани шравалайани
Шиломиха дхананджайа
На ча папани гехйами
Тато хам вай шучи-шравах
«О Дхананджайа, Я никогда не оскверняюсь никаким грехом и потому известен как Шучи-шравах».
Текст 27
Сарвагах сарва-вид бханур Вишваксено джанарданах Ведо веда-вид авйанго Веданго веда-вит кавих
Господь Кришна присутствуют всюду в материальном проявлении, которое составляют 24 элемента, и отвечает на любовь Своих преданных (Сарвага). Он знает, что есть благо и что есть зло, а также все, что происходит в духовном и материальном мирах (Сарва-вит). Он подобен сияющему солнцу, что озаряет мир (Бхану). Он подобен генералу, разместившему своих помощников в каждом уголке вселенной для ее защиты (Вишваксена). Он сокрушает демонов, пытающихся нарушить мир, и защищает святых преданных, избавляя их от всех страданий (Джанардана). Он проявляется в ведических гимнах (Веда) и знает Веды (Веда-вит). Шесть Веданг, описывающих грамматику, астрономию и подобные предметы, не говорят о Нем непосредственно (Авйанга), но содержат Его наставления (Веданга). Он - самый знающий богослов, философ и поэт (Кави).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени Веда из
смрити-шастры:
Ведо нарайанах сакшат
«Веды - непосредственное проявление Господа Нарайаны».
Имя Веда-вит описано Самим Господом Кришной в «Бхагавад-гите» (15.15):
Веданта-крид веда-вид эва чахам
«Я - составитель Веданты и знаток Вед».
Локадхйакшах сурадхйакшо Дхармадхйакшах критакритах Чатур-атма чатур-вйухаш Чатур-дамштраш чатур-бхуджах
Господь Кришна - повелитель вайшнавов, преданно служащих Ему, и вайдика-брахманов, которые поклоняются Ему, совершая агнихотра-йагйи (Локадхйакша). Он -повелитель всех полубогов (Сурадхйакша), установивший религиозные принципы, и судья всех живых существ (Дхармадхйакша). Он полностью свободен от контакта с материей (Критакрита), и Он распространяет Себя как Господь Васудева, Санкаршана, Прадйумна и Анируддха (Чатур-атма и Чатур-вйуха). Он обладает всеми 14 качествами возвышенной личности (Чатур-дамштра) и проявляется как Господь Вишну, держащий четыре оружия - раковину, диск, булаву и лотос (Чатур-бхуджа).
Текст 29
Бхраджишнур бходжанам бхокта Сахишнур джагад-адиджах Анагхо виджайо джета Вишва-йоних пунар-васух
Господь Кришна излучает свет (Бхраджишну) и обеспечивает всем необходимым для жизни каждого (Бходжана). Он наслаждается пищей и другими вещами, предложенными Ему с преданностью, и защищает любящих преданных (Бхокта). Он не остается равнодушным к козням демонов (Асахишну), но прощает нарушения, случайно допущенные преданными (Сахишну). Он - отец Господа Брахмы, первого существа во вселенной (Джагад-адиджа). Даже нисходя в полный скверны материальный мир, Он остается чистым и исполненным трансцендентного счастья (Анагха). Он всегда побеждает (Виджайа) и считается Высшей Личностью, поскольку способен нанести поражение любому полубогу или обычному живому существу (Джета). Он -изначальный создатель всех вселенных (Вишва-йони), вновь и вновь появляющийся в пределах этого материального мира, чтобы защищать преданных (Пунар-васу).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени Джагад-
адиджа, данное Господом Брахмой в смрити-шастре:
Йасйа прасадад ахам ачуйтасйа
Бхутам праджа-сришти-каро пта-кару
Кродхаш ча рудраш стхити-хету-бхуто
Йасмаш ча мадхйе пурушах парастат
«Рожденный из милосердия непогрешимого Господа Кришны, я кажусь творцом живых существ в этом мире. Шива рожден из гнева Господа Кришны, чтобы уничтожать вселенные, а Сам Господь становится Вишну, изначальной личностью, чтобы поддерживать вселенную».
Текст 30
Упендро ваманах прамшур Амогхах шучир урджитах Атиндрах санграхах сарго Дхритатма нийамо йамах
Господь Кришна - самый младший брат Индры (Упендра), который в образе юного брахмачари помог ему и обманул Бали Махараджу (Вамана). В этом воплощении
Господь стал таким высоким, что одним шагом покрыл всю вселенную (Прамшу). Его деяния всегда венчаются успехом (Амогха), и Он безупречно чист (Шучи). Он так могущественен (Урджита), что легко победил армию Бали; силой Он превосходит Индру (Атиндра). Он принимает тех, кто предаются Ему (Санграха). Он сотворил полубогов и всех остальных (Сарга). Он очаровывает и восхищает сердца и умы Индры и других преданных (Дхритатма). Он руководит преданными (Нийама), пребывая в их сердцах и умах (Йама).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана отмечает, что все имена, перечисленные
в этом стихе, описывают воплощение Бога как Ваманадева. Смрити-шастра так
описывает Господа Ваману:
Двадашайвадитех путрах
Шакра-мукхйа нарадхипа
Тешам авараджо вишнур
Йатра локах пратиштхитах
«О царь, Адити родила двенадцать сыновей. Старшим был Индра, а самым младшим -Вамана, кто фактически был Самим Господом Вишну, местом успокоения всех планетарных систем».
Имя Прамшу упоминается в смрити-шастре:
Тойе ту патите хасте
Вамано бхед аваманал
Сарва-девамайа рупа
Даршайам эша вай бхуви
«Хотя Господь Вамана казался маленьким мальчиком, Он быстро увеличился в размере и принял форму, включающую всех полубогов».