Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 22 - 25

Текст 22

Ишваро викрами дханви Медхави викрамах крамах Ануттамо дурадхаршах Критагйах критир атмаван

Господь Кришна - Верховный Повелитель (Ишвара), чье могущество безгранично (Викрами). В Его распоряжении - волшебный лук шринга (Дханви), и Он в высшей степени разумен и опытен (Медхави). Он способен переноситься в любое место немедленно даже без помощи Гаруды (Викрама и Крама), и нет никого, кто превосходил бы Его или был бы Ему равен (Ануттама). Непреданные не могут приблизиться к Нему (Дурадхарша), и Он очень благодарен тем, кто предлагают Ему даже маленький лист туласи или лесной цветок с искренней преданностью (Критагйа). Его иллюзорная энергия, майа, вовлекает обусловленные души в кармическую деятельность (Крити), но с

освобожденными душами Его связывает вечная любовь (Атмаван).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя «Ануттама», цитируя

ведическую литературу:

На тат самаш чабхйадхикаш ча дешйате

«Никто не превосходит Верховную Личность Бога и не равен Ему». («Шветашватара-упанишад, 6.8)

маттах паратарам нанйат

«О Арджуна, нет истины выше Меня» («Бхагавад-гита», 7.7)

Имя «Критагйа» объяснил Сам Господь: Патрам пушпам пхалам тойам Йо ме бхактах прайаччхати Тад ахам бхактй-упахетам Ашнами прайататманах

«Если кто-либо предложит мне с любовью и преданностью лист, цветок, плод или воду, Я приму это». («Бхагавад-гита», 9.26)

Текст 23

Сурешах шаранам шарма Вишва-ретах праджа-бхавах Ахах самватсаро вйалах Пратйайах сарва-даршанах

Господь Кришна - властелин полубогов и благодетель достойных преданных (Суреша). Он защищает и устраняет бедствия тех, кто предаются Ему (Шаранам), и Он исполнен неземного блаженства (Шарма). Он владеет всеми духовными искусствами (Вишварета), и Он - отец всех живых существ (Праджабхава). Подобно солнечному свету, Он пробуждает обусловленные души от сна долгой ночью материального невежества (Ахар) и спасает преданных из внушающего страх океана рождений и смертей (Самватсара). Все входит в Него во время опустошения, и в то же время Он -дорогой друг Шримати Радхарани, Тараки и Пали (Вйала). Он - единственный, кому можно полностью довериться (Пратйайа). Он являет Свой образ, качества и все Свое окружение искренним преданным, тщательно следующим наставлениям духовного учителя и Вед (Сарвадаршана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит описание имени «Шарана» из ведической литературы: Сарвасйа шаранам сухрит

«Верховная Личность Бога - друг и защитник всех живых существ».

Имя «Шарма» объясняется в шрути-мантре: Анандам брахма

«Верховная Личность Бога исполнена трансцендентного блаженства».

Имя «Самватсара» объясняет Сам Господь: Тешам ахам самуддхарта Мритйу-самсара-сагарат Бхавами ме чират партха Майй авешита-четасам

«О сын Притхи, тех преданных, чей ум сосредоточен на Мне, Я быстро вызволяю из океана рождений и смертей». («Бхагавад-гита, 12.7)

Далее Господь провозглашает: Дадами буддхи-йогам там Йена мам упайанти те

«Тем, кто полностью предаются Мне и поклоняются Мне с любовью, Я даю понимание,

с помощью которого они могут приблизиться ко Мне».

(«Бхагавад-гита»,10.10)

Господь Капиладева описывает имя «Сарва-даршана» так:

Пашйанти те ме ручиранй амба сантах

Прасанна-вактраруна-лочанани

Рупани дивйани вара-прадани

Сукха вача сприханийа ваданти

«О матушка, Мои преданные всегда видят перед собой Мое улыбающееся лицо с глазами цвета восходящего солнца. Они любят созерцать Меня в различных всеблагих трансцендентных образах и обращаются ко Мне со сладкими словами». («Шримад-Бхагаватам», 3.25.35)

Текст 24

Аджах сарвешварах сиддхах Сиддхих сарвадир ачйутах Вришакапир амейатма Сарва-йога-винихшритах

Хотя Господь Кришна не рождается в материальном теле, связанный законами судьбы, подобно обычному живому существу, Он все же появляется в этом мире в деревне Вриндавана, и лишь ради того, чтобы принести трансцендентное счастье Своим преданным (Аджа). Господь Кришна - повелитель Брахмы, всех полубогов и всех живых существ (Сарвешвара), знающий все, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и произойдет в будущем (Сиддха). Он исполнен безграничного могущества (Сиддхи), и Он - источник всего сущего (Сарвади). Он защищает Своих преданных от падений (Ачйута). Он исполняет их желания и вселяет страх в демонов (Вришакапи). Его образ и познания безграничны и неизмеримы, и он в высшей степени дорог преданным (Амейатма). Он всегда свободен от связи с материей (Сарва-йога-винихшрита).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующее описание имени

Сарвади из «Шримад-Бхагаватам» (10.81.19):

Сваргапаваргайох пумсам

Расайам бхуви сампадам

Сарвасам апи сиддханам

Мулам тач-чаранарчанам

«Каждый, кто поклоняется лотосным стопам Господа Кришны, достигает и освобождения, и небесного счастья в пределах этого мира. Такое поклонение -причина достижения всех мистических сил и любых богатств - земных и райских».

Значение имени Ачйута объясняет Сам Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (6.30): Тасйахам на пранашйами Са ча ме на пранашйати

«Тот, кто видит Меня повсюду и все во Мне, для того Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня».

Васур васуманах сатйах Саматма саммитах самах Амогхах пундарикакшо Вришакарма вришакритих

Господь Кришна вечно пребывает в сердцах преданных, которые наслаждаются слушанием и воспеванием Его красоты (Васу). Он размышляет о том, как увеличить трансцендентные богатства преданных, которые считают Его своим единственным богатством (Васу-манах). Сам Он никогда не лжет и очень дорог столь же правдивым преданным (Сатйа). Он принимает роль равного в своих отношениях с преданными, которые желают общаться с Ним в сакхйа-расе, или дружить (Саматма); Он поступает так по Своему великодушию (Саммита), а также для того, чтобы прославить преданных, связанных с Ним дружбой и другими расами (Сама). Он дарит бесценную возможность личного служения Себе - тем, кто предаются Ему (Амогха), и Он всегда проявлен в лотосоподобных сердцах чистых преданных (Пундарикакша). Он исполняет их желания (Вишвакарма), и Его трансцендентная красота не имеет себе равных (Вришакрити).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Васу, приводя цитату из

смрити-шастры:

Мад-бхакта йатра гайанти

Татра тиштхами нарада

«О Нарада, Я там, где преданные прославляют Мои деяния».

Царица Кунтидеви объясняет значение имени Васу-манах следующими словами: Намо кинчана-виттайа

«О Господь Кришна, мое почтение Тебе, богатству материально нищих».

Имя Амогха объясняет Господь Кришна в смрити-шастре: Амогха бхагавад-бхактир Нетарети матир мама

«Я не склонен занимать чистым преданным служением Себе всех и каждого, но дарую его лишь нескольким редким душам».

Имя Вришакрити объясняется в смрити-шастре: Бибхрад вапух сакала-сундара саннивеша Кармачаран бхуви сумангалам апта-камах

«Необыкновенный образ Господа Кришны прекрасен и благоприятен. Все Его желания исполняются сами собой. Он появился на планете Земля и насладился Своими необычайными развлечениями».