Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 17 - 21

Текст 17

Сарвах шарвах шивах стханур Бхутадир нидхир авйайах Самбхаво бхавано бхарта Прабхавах прабхур ишварах

Господь Кришна вездесущ, и поэтому Он - все (Сарва). Он в высшей степени благословенный (Шарва) и всеблагой (Шива). Он всегда очень милосерден (Стхану), и Он - создатель всех живых существ (Бхутади). Он всему приносит счастье (Нидхи), и Он нетленен (Авйайа). Всегда погруженный в мысли о том, как защитить преданных (Бхавана), Он нисходит ради этого в материальный мир (Самбхава). Он - опора преданных (Бхарта) и источник всего (Прабхава). Он - Верховный Властитель, способный на любой подвиг, который не под силу Брахме или кому бы то ни было еще (Прабху) и Верховный контролирующий всех живых существ (Ишвара).

Комментарий: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана приводит слова Арджуны, объясняющие, каким образом Кришна является всем («Бхагавад-гита» 11.40):

Сарвам самапноши тато си сарвам «О Кришна, Ты вездесущ, и поэтому Ты - все».

Явление Господа Кришны в этом материальном мире для защиты преданных объясняется Самим Господом в «Бхагавад-гите» (4.8):

Паритранайа садхунам Винашайа ча душкритам Дхарма-самстхапанартхайа Самбхавами йуге йуге

«Чтобы защитить преданных и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы, Я Сам являюсь из века в век».

Примером осуществления Господом этих планов может служить убийство Им Хиранйакашипу и защита Прахлады.

Текст 18

Свайамбхух шамбхур адитйах Пушкаракшо махасванах Анади-нидхано дхата Видхата дхатур уттамах

Господь Кришна самодостаточен (Свайамбху), а Его необыкновенные благоприятные качества приносят преданным большое счастье (Шамбху). Среди полубогов Он появляется в великолепном золотом образе (Адитйа), и Он трансцендентен (Пушкаракша). Он - высший объект поклонения (Махасвана), Он никогда не был рожден и никогда не умрет (Анади-нидхана). Изначальный создатель(Дхата), Он также изначальный ведический законодатель (Видхата) и Высшая Личность (Дхатур уттама).

Примечание: Самодостаточность Кришны описана в Ишопанишад (мантра 8): Кавир маниши парибхух свайамбхух

«Верховная Личность - самодостаточный философ, всезнающий и величайший». Каким образом все исходит из Бога, объясняется в шрути-шастре: «Верховная Личность Бога трансцендентна».

Шрила Баладева Видйабхушана приводит следующие цитаты из шрути, объсняющие созидательную способность Кришны:

Тасйа ва этасйа махато бхутасйа нишваситам этад йад риг-ведо йаджур-ведам «Риг-веда и Йаджур-веда исходят из дыхания Верховной Личности Бога».

Йо брахмана видадхати пурва йо видйаш тасмай джапайати са кришнаш

«Это Кришна в начале наставил Брахму в ведическом знании, и Он же распространял

ведическое знание в былые времена».

В «Бхагавад-гите» (14.3) Сам Кришна объясняет, что Он - изначальный творец всех

живых существ:

Мама йонир махад брахма

Тасин гарбха дадхамй ахам

Самбхаваш сарва-бхутанам

Тато бхавати бхарата

«О сын Бхараты, совокупная материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, и именно ее Я пронизываю, давая всем живым существам возможность появиться на свет».

Текст 19

Апрамейо хришикешах Падма-набхо мара-прабхух Вишва-карма манус твашта Стхавишташ стхавиро дхрувах

Господь Кришна безграничен и непостижим ограниченными чувствами Брахмы и других полубогов (Апрамейа), но Сам является господином чувств (Хришикеша). Господь Брахма родился на лотосе, растущем из Его пупка (Падма-набха). Кришна - властелин полубогов (Амара-прабху), наделяющий их полномочиями созидать и поддерживать материальную вселенную. Пребывая в сердцах Брахмы и других полубогов, Он

наделяет их способностью созидать и поддерживать вселенную (Вишва-карма). Он всеведущ (Ману), а Его образ поражает красотой и великолепием (Твашта). Он творит неисчислимые вселенные Своей собственной непостижимой энергией (Стхавиштха), и Он вечен (Стхавира и Дхрува).

Примечание: Безграничность и неизмеримость Господа Кришны объясняется Господом Брахмой так:

На хй ади-мадхйантам аджасйа йасйа Видмо вайа сарвамайасйа дхатам

«Ни я, ни другие полубоги не можем понять и не поймем в будущем явление, бытие и уход трансцендентной Верховной Личности Бога, создателя всего сущего».

Красота Господа Кришны описывается в следующей цитате из шрути-шастры: Сарвани рупани вичитйа дхиро Намани критвабхивадан йад асте

«Святые преданные размышляют о красоте форм Верховной Личности Бога и поют Его святые имена».

Шрути-шастра подтверждает и тот факт, что Господь Кришна - источник и первопричина вселенной: Нистараш сарва-бхутасйа Вишнор вишвам ида джагат

«Из Господа Вишну изошла целая вселенная и все живые существа».

Непостижимые энергии Господа описаны в «Шваташватара-упанишад» (6.8): Парасйа шактир вивидхайва шруйате Свабхавики гйана-бала-крийа ча

«Верховная Личность Бога располагает столь могущественными энергиями, что все его желания исполняются тут же и самым совершенным образом».

Далее это объсняется следующим образом: Прадхана-кшетрагйа-патир гунешам

«Верховная Личность Бога контролирует материальное проявление и живые существа. Он - властелин гун природы».

Текст 20

Аграхйах шашватах кришно Лохитакшах пратарданах Прабхутас трикакуд дхама Павитрам мангалам парам

Верховная Личность Бога - нематериальная причина материального проявления (Аграхйа), и Он вечен (Шашвата). Его образ вечно всепривлекающ (Кришна), а Его чарующие глаза красноватого цвета (Лохитакша). Он устраняет беды Своих преданных (Пратардана), и Он - верховный монарх (Прабхута). Он обитает в духовном мире, который составляет три четверти творения (Трикакуд-дхама). Он безупречно чист, свободен от материальной скверны и верховный очищающий (Павитра). Он - высшее благо (Мангалам парам).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что наиболее важный образ Всевышнего - образ Кришны. Этот образ полностью духовен и напоен духовным счастьем. Он чрезвычайно красив и сравнивается с изящным цветком атаси.

Этимологическое происхождение имени Кришна приводится в «Махабхарате» (Удйога-парва, 71.4):

Кришир бху-вачакам шабдо Наш ча нирвети-вачакам Тайор айкйа пара брахма Кришна итй абхидхийате

«Слово «криш» указывает на привлекательность Бога, а «на» означает духовное блаженство. Когда к глаголу «криш» прибавляется «на», получается слово «кришна», указывающее на Абсолютную Истину».

Из всех имен Верховной Личности Бога Кришна - самое главное, что подтверждает Сам Господь:

Намнам мукхйатама нама Кришнакхйа ме парантапа

«Мой дорогой Арджуна, «Кришна» - наиболее важное из всех Моих имен».

Чарующие глаза Господа красноваты. Это описано в шрути: Самавришо лохитакшах

«Цвет лица Верховного Господа подобен темному грозовому облаку, а Его глаза красноваты».

Красота глаз Господа описана также в смрити: Мада-вигхурнита-лочана ичан манадах сав-сухридам вана-мали «Верховная Личность Бога носит изящную гирлянду из лесных цветов, а Его глаза движутся так, как будто Он опьянен. Он очень любезен и нежен со Своими друзьями, не упуская возможности похвалить их».

Господь Кришна - высшее благо. Это подтверждается в смрити-шастре:

Ашубхани нирачаште

Таноти шубха-сантатим

Смрити-матрена йат пумсам

Брахма тан мангалам видух

«Просто памятованием Верховной Личности Бога изгоняется все зловещее, а благоприятное становится очевидным. Поэтому Личность Бога известна как высшее благо».

Смрити-шастра опять подтверждает это: Мангалайа парасмай намах

«Я выражаю почтение Личности Бога, который есть высшее благо». Текст 21

Ишанах пранадах прано Джйештхах шрештхах праджапатих Хиранйагарбхо бхугарбхо Мадхаво мадхусуданах

Господь Кришна - создатель всего (Ишана). В Своем образе первого пуруша-аватары, Каранодакашайи Вишну, Он дает жизнь, наделяет сознанием и восприятием живые существа (Пранада). Как второй пуруша-аватара, Он - жизненная сила, поддерживающая живые существа (Прана). Он - старейшая личность (Джйештха), лучший из всех, обладатель необыкновенных качеств (Шрештха). Он - владыка Гаруды и других вечно освобожденных душ (Праджапати), а Его духовное царство сияет золотом (Хиранйагарбха). Он - творец планеты Земля (Бхугарбха) и супруг богини

процветания Лакшми-деви (Мадхава). Памятование о Нем разрывает круговорот рождений и смертей в материальном мире (Мадхусудана).

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана объясняет имя Пранада так:

Буддхиндрийа-манах-пранам

Джананам ашешат прабхух

«Верховная Личность Бога создал интеллект, сознание, чувства и силу жизни многих живых существ».

Господь Кришна - повелитель всех живых существ. Это описано в шрути: Тад акшаре параме праджах

«Нетленная Личность Бога - верховный повелитель и отец всех живых существ».

Духовное царство Господа великолепно, как золото. Это подтверждается в шрути-шастре:

Хиранмайе пуре коше Вираджа брахма нишкалам

«Безупречно чистая Личность Бога обитает в духовном мире, озаренном золотым сиянием».

Шрила Баладева Видйабхушана так объясняет значение имени Мадхава: «ма» указывает на Лакшми-деви, богиню процветания. «Дхава» значит муж. Поэтому «Мадхава» означает «супруг богини процветания». В связи с этим в «Пуруша-сукте» сказано: Шриш ча те лакшмиш ча патнйау

«Шри и Лакшми - супруги Верховной Личности Бога».

Шрила Бхактивинода Тхакур подчеркивает, что Шримати Радхарани - главная богиня процветания, и поэтому имя «Мадхава» также означает «супруг Шримати Радхарани» или супруг гопи во Враджабхуми.

Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имени «Мадхусудана», данное Господом Шивой: Мадхух самсара-намети тато мадху-нисуданах

«Мадху» означает материальное существование, рождение и смерть, а «нисудана» значит убийца. Поэтому имя «Мадхусудана» означает «Тот, кто кладет конец круговороту рождений и смертей».