Текст 116
Праманам прананилайах Пранабхрит пранадживанах Таттвам таттвавид экатма Джанма-мритйу-джаратигах
Этими словами, обращенными к гопи, Господь Кришна подтвердил, что чистейшая любовь к Нему - высшая цель жизни (Праманам). Погруженные в нектар чистой любви к Кришне, гопи, казалось, слились с Ним, хотя и сохранили свои индивидуальности, подобно тому, как птица прилетает к гнезду и скрывается в нем, но всегда остается самой собой (Прана-нилайа). Напоив гопи нектаром сладостных личных взаимоотношений с Ним, Кришна поддержал их жизни (Пранабхрит). Гопи считали Кришну дороже жизни (Прана-дживанам). Взаимоотношения Кришны и гопи не были материальными, но протекали на духовном уровне (Таттвам). Он непрерывно наслаждается такими духовными взаимоотношениями (Таттвавит), и Он - единственная Верховная Личность Бога (Экатма), полностью свободная от рождения, смерти, старости, болезней, голода, жажды и других недостатков материального бытия (Джанма-мритйу-джаратига).
Текст 117
Бхур-бхувах-свас-тарус тарах Са пита прапитамахах Йагйо йагйапатир йаджва Йагйанго йагйаваханах
Господь Кришна подобен большому дереву, заслоняющему высшие, средние и низшие планетарные системы; Он обеспечивает всем необходимым живые существа, которые подобны птицам на ветвях этого дерева (Бхур-бхувах-свас-тару). Это аллегорическое дерево Кришны великолепно, красиво, как жемчуг (Тара) и известно повсюду (Са). Господь Кришна - отец (Пита) и поддержатель (Прапитамаха) обитателей трех планетарных систем. Он обеспечивает преданных всем необходимым для поклонения (Йагйа) и защищает процесс преданного служения (Йагйапати). Он запрещает живым существам следовать так называемыми духовными путями, которые указывают мошенники и праздные мыслители, и убеждает их заняться чистым преданным служением, отвергнув все остальное (Йаджва). Он считает Своими преданными тех, кто верят в заповеди бхакти (Йагйа-вахана).
Текст 118
Йагйабхрид йагйакрид йагйи
Йагйабхуг йагйасадханах Йагйантакрид йагйагухйам Аннам аннада эва ча
Господь Кришна очищает преданных от любых пороков, которые могут осквернить служение Ему, и делает их служение успешным (Йагйабхрит). Раскрывая обусловленным душам важность бхакти, Он лично занимается преданным служением (Йагйакрит) и обучает этому других (Йагйи). Он наслаждается плодами преданного служения (Йагйабхук) и может облагодетельствовать Своих преданных слуг, открыв им трансцендентное знание (Йагйа-садхана). Он дарует трансцендентный результат -возможность заниматься преданным служением (Йагйантакрит), и Он - конечная цель всех ведических жертвоприношений (Йагйа-гухйам). В духовном мире Он может Сам становиться огнем и другими принадлежностями, используемыми в поклонении Ему (Анна), и Он же наслаждается всем этим (Аннада).
Текст 119
Атмайоних свайамджато Вайкханах самагайанах Девакинанданах срашта Кшитишах папа-нашанах
Господь Кришна наслаждается в обществе Своих преданных (Атмайони); Ему нет нужды нисходить в этот материальный мир, но все же по Своему собственному желанию Он появляется здесь, исполненный всех трансцендентных богатств и сопровождаемый Своими экспансиями и спутниками (Свайамджата). Он убивает демонов (Викхана), а красота Его воспета в гимнах «Сама-веды». Он явился как сын Деваки и стал также сыном Йашоды (Девакинандана), защитив обоих Своих матерей ото всех опасностей (Срашта). Он убил демонических царей, которые обременяли Землю (Кшитиша). Он очищает от грехов тех, кто начинают слушать и воспевать Его игры и красоту, а также тех удачливых демонов, что пали от Его руки, и дарует им освобождение (Папа-нашана).
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит объяснение имен Свайамджата
и Вайкхана из «Шримад-Бхагаватам» (3.2.15):
Сва-шанта-рупешв итарайх сва-рупаир
Абхйардйаманешв анукампитатма
Параварешо махад-амша-йукто
Вй аджо пи джато бхагаван йатхагних
«Всемилостивый Господь, повелитель духовного и материального миров, является нерожденным, но, когда между Его миролюбивыми преданными и людьми, находящимися под влиянием гун материальной природы, возникают трения, Он рождается здесь, подобно огню, и вместе с Ним в этот мир приходит махат-таттва».
То, что имя Девакинандана может также означать «сын Йашоды», подтверждается
следующей цитатой из «Пуран»:
Дев намни нанда-бхарйайам йашода деваки
«Супруга Нанды Махараджи известна под двумя именами - Йашода и Деваки».
«Шримад-Бхагаватам» рассказывает о Кришне как о сыне Деваки (10.3.8):
нишитхе тамау удбхуте
джайамане джанардане
девакйам дева-рупинйам
вишнух сарва-гуха-шайах
авирашид йатха прачйам дишиндур ива пушкалах
«Тогда Верховная Личность Бога, Вишну, пребывающий в сердце каждого, подобно полной луне, взошедшей на востоке, появился из сердца Деваки во мраке ночи, ибо Деваки пребывала на том же уровне, что и Он Сам».
Йашода не могла понять, что Кришну поменяли на ее дочь, Йогамайу. Об этом сказано
в «Шримад-Бхагаватам» (10.3.53):
Йашода нанда-патни ча
Джатам парам абудхйата
На тал-лингам паришранта
Нидрайапагата-смритих
«Изможденную родовыми муками Йашоду одолел сон, так что она даже не узнала, какого пола был ее ребенок».
Текст 120
Шанкхабхрин нандаки чакри Шарнгадханва гададхарах Ратхангапанир акшобхйах Сарва-прахаранайудхах
Господь Кришна держит раковину Панчаджанйу (Шанкхабхрит), меч Нандаки, который воплощает трансцендентное знание (Нандаки), Сударшана-чакру (Чакри), лук Шринга (Шарнгадханва) и булаву Каумодаки (Гададхара). Чтобы исполнить обещание Бхишмы, Он схватился за колесо от колесницы, чтобы использовать его как оружие (Ратхангапани). Даже будучи безоружным, Он всегда остается невозмутимым (Акшобхйа). Он - Верховная Личность Бога, Сверхдуша в сердцах всех живых существ и именно Он наделяет оружие разящей силой (Сарва-прахаранайудха)».
Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана приводит ведическое объяснение того,
что Кришна пребывает в сердцах всех живых существ:
Сарвантарйами
«Верховная Личность Бога пребывает в сердце каждого».