Войти Добавить текст
Вы здесь:  

Оглавление: Главная страница

Оглавление: Баладева Видьябхушана

Оглавление: Вишну Сахасра Нама Стотра

Текст 10 - 16

Текст 10

Павитранам павитрам йо Мангаланам ча мангалам Дайватам деватанам ча Бхутанам йо вйайах пита

Господь Кришна очищает всех очищающих, и именно Он наделяет места паломничества могуществом предотвращать греховные реакции. Он - самый благоприятный из всех благоприятных; Он наделяет Ганешу и других властью устранять препятствия. Он -наиболее почтенная личность; Он выше Брахмы и остальных полубогов. Он - вечный, изначальный отец всех живых существ.

Текст 11

Йатах сарвани бхутани Бхавантй ади-йугагаме Йасмиш ча пралайам йанти Пунар эва йуга-кшайе

Все живые существа в начале творения исходят из Господа Кришны. Когда творение проявлено, Он поддерживает их, а во время разрушения они снова входят в Него.

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что Верховная Личность Бога - источник целого творения. Он приводит авторитетное утверждение «Веданта-сутры» (1.1.2.) джанмадй асйа йатах («Абсолютная Истина - тот, от кого произошло все»).

Текст 12

Тасйа лока-прадханасйа Джаган-натхасйа бху-пате Вишнор нама-сахасрам ме Шриру папа-бхайапахам

Услышь, пожалуйста, от меня тысячу имен Господа Вишну, верховного владыки, управляющего вселенной. Эти святые имена защищают от страха перед реакциями на прошлые грехи.

Текст 13

Йани намани гаунани Викхйатани махатманах Эшибхих паригхритани Тани вакшйами бхутайе

Сейчас ради достижения высшей цели жизни я воспою святые имена Господа Вишну. Великие мудрецы прославляют эти святые имена, описывающие необыкновенные качества и развлечения Господа.

Примечание: Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что Господь Кришна остается Верховной Личностью Бога, хоть и проявляется во множестве форм, подобно тому, как камень вайдурйа остается одним и тем же, хотя кажется, что он меняет цвет. В «Гопала-тапани-упанишад» объясняется: Эко вай сарвагах кришна итйа Эко пи сан бахудха йо вабхати

«Господь Кришна - всемогущая трансцендентная Личность Бога, которому поклоняются. Хотя Он един, Он проявил Себя во множестве форм».

«Шримад-Бхагаватам» (1.3.28) также объясняет: кришнас ту бхагаван свайам

«Все вышеупомянутые воплощения являются или полными частями, или частями полных частей Бога, но Господь Шри Кришна - изначальная Личность».

Шрила Баладева Видйабхушана говорит: «Появляясь в неисчислимых образах, Бог иногда являет все Свои энергии, а иногда - лишь некоторые из них. В образе Господа Нарайаны Он являет все Свои энергии, а как кала (частичные) расширения - лишь некоторые. Он становится Господом Васудевой, не имеющим никакой связи с материальным миром, а затем - Санкаршаной, Прадйумной и Анируддхой. Он является Каранодакашайи Вишну, Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну, и это - Его всецело духовные формы, известные как пуруша-аватары. От Господа Гарбходакашайи Вишну исходят Курма и другие лила-аватары (игровые воплощения), а также манвантара- (воплощения в течение эпохи Ману) и йуга-аватары (воплощения на каждую йугу). Все эти воплощения прославлены в стихах Пуран».

Сознавая, что Господь Кришна является изначальной формой, от которой исходят все остальные, Бхишма начинает декламировать святые имена, описывающие различные формы и развлечения Господа.

Текст 14

ом вишвам вишнур вашаткаро бхута-бхав йа-бха ват-п рабхух бхута-крид бхута-бхрид бхаво бхутатма бхута-бхаванах

Позвольте мне выразить почтение Верховной Личности Бога, пронизывающему всю вселенную (Вишну). Ему поклоняются ведическими жертвоприношениями (Вашаткара). Он - вечный высший управляющий во всех фазах времени - прошлом, настоящем и будущем (Бхута-бхавйа-бхават-прабху). Он - создатель космического проявления (Бхута-крит), и Он поддерживает его (Бхута-бхрид). Он - владыка всех духовных и материальных энергий (Бхава) и создатель всех живых существ (Бхутатма), а также доброжелатель, увеличивающий их благосостояние (Бхута-бхавана).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана описывает творение, опираясь на Упанишады: со камайата баху сида праджйейам

«Верховная Личность возжелал стать многими и проявить мироздание с помощью Своей энергии».

Текст 15

путатма параматма ча муктанам парама гатих авйайах пурушах сакши кшетрагйо кшара эва ча

Господь Кришна в высшей степени чист (Путатма), и Он - Сверхдуша (Параматма). Он - высшая цель и предназначение освобожденных душ (Муктанам парама гатих) и вечная (Авйайа) Верховная Личность (Пуруша). Он - свидетель всего происходящего (Сакши), знающий все, что случается с каждым живым существом (Кшетрагйа), и Он непогрешим (Акшара).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана подчеркивает, что хотя Господь Кришна - создатель космического проявления, Он остается в стороне от этого. По этой причине Он всегда свободен от материального осквернения и в высшей степени чист.

Текст 16

Його йога-видам нета Прадхана-пурушешварах Нарасимха-вапух шриман Кешавах пурушоттамах

Он - кладезь йогического совершенствования, и успех в практике йоги зависит от Него (Йога). Он - лидер тех, кто преуспел в йоге (Йога-видам нета) и Верховный повелитель материальной вселенной и населяющих ее живых существ (Прадхана-пурушешварах). Даже в образе получеловека-полульва (Нарасимха-вапух) Он необычайно красив (Шриман). Он - отец Брахмы и Шивы (Кешава) и Верховная Личность (Пурушоттама).

Примечание: В своем комментарии Шрила Баладева Видйабхушана приводит

объяснение имени Кешава, данное Господом Шивой:

Ка ити брахмано нама Ишо хам сарва-дехинам Авам таванга-шамбхутау Тасмат кешава-нама-бхук

«Ка - имя Брахмы, а я (Шива) известен как Иша, потому что я - владыка всех живых существ, заключенных в материальные тела. О Господь Кришна, Ты известен как Кешава (отец Брахмы и Шивы), поскольку мы рождены из Твоего тела».

Господь Кришна известен как Пурушоттама, потому что Он - лучший из людей, - и

обусловленных, и освобожденных. Сам Господь объяснил значение этого имени в

«Бхагавад-гите» (15.18):

Йасмат кшарам атито хам

Акшарад апи чоттамах

Ато сми локе веде ча

Пратхитах пурушоттамах

«Поскольку Я трансцендентен и непогрешим, и поскольку Я - самый великий, и Веды, и мир славят Меня как Высшую Личность».