МАДХВЛЧАРЙА:
ПЕРЕВОД. Те, кто поклоняются Господу только как разрушителю страдания и невежества, не принимая Господа как творца благих качеств, отправляются в глубокую тьму41. Те, кто поклоняются Господу только как творцу блаженства и знания, не принимая Господа как разрушителя плохих качеств, отправляются даже в более глубокую тьму42.
41 Такая вера приведет к разрушению греховных качеств в лич ности, но оставит ее в обусловленном состоянии в этом мире.
42 Такая вера приведет к видимому достижению хороших качеств, но они не будут устойчивыми, поскольку греховные качества будут также присутствовать. Так личность будет деградировать лаже больше, чем поклоняющийся Господу как разрушителю плохих качеств.
КОММЕНТАРИЙ. « Курма пурана» объясняет:
эвам ча сршти картртвам нангикурванти йе харех те пи йанти тамо гхорам татха самхара-картртвам
нангикурванти те 'пй эва тасмат сарва гунатмакам сарвакартарам йгиегйам caj>ea самхара каракам
йо веда самхрти-джнйнад деха бандхад вимучйате сукха-джнанади-картртва-джнанат тад вйактим авраджет
сарва-доша-винирмуктам гуна рупам джанарданам джанййан на гунанам ча бхага-ханим пракалпайет
на муктанам anil харех самйам вишнор абхиннатам на ваи прачинтайет тасмат брахмадех самйам эва ва
манушади-виринчантам таратамйам вимуктигам тато вигинох пароткаршам самйаг джнйтва вимучйате
«Те, кто не принимают творящей потенции Господа Хари, достигают глубокого невежества, но те, кто не принимают разрушающей потенции Господа Хари, погружаются в еще более глубокое
невежество. Те, кто знают Господа и как творца, и как разрушителя, исполненного всех благопри ятных качеств, полностью превосходят обусловлен ность тела через знание Господа как разрушителя4-1 и достигают радости и знания через знание Господа как творца радости и знания. Следует знать, что Господь Джанардана исполнен всех благоприятных качеств, но свободен от всех недостатков; не еле дует представлять Господа лишенным какого-либо из этих качеств. Не следует думать, что освобо жденная джйва равна Хари или неотлична от Хари или что джйва может быть равна Брахме или дру гим возвышенным джйвам. Обретя полное пони мание того, что существует градация душ от людей до Брахмы и что Вишну есть наивысший, личность достигает освобождения».
ВЕДАНТА ДЕШИКА:
ПЕРЕВОД. Стремящиеся к освобождению, которые в целях достижения Господа заняты единственно медитацией на уничтожение неблагоприятных элементов, попадают в глубокое невежество. Но те, кто заняты только медитацией для достижения Господа, попадают даже в более глубокое невежество.
43 Можно предположить из предыдущей цитаты из «Курма пураны», описывающей авидйу (см. стих 9), и из описания слова «творец» в этом стихе, что в этом стихе «разруши тель» означает «разрушитель невежества, страдания и других подобных качеств».
КОММЕНТАРИЙ. Учитель уже дал наставления о природе Господа (верховной сущности, достойной поклонения) и средствах (поклонении Параматме вместе со вторичным поклонением [кармой]), ведущих к цели, которая должна быть достигнута, а именно — реализации Господа44. И теперь в трех стихах гуру учит тому, что процесс уничтожения препятствий и восприятие Параматмы должны практиковаться в объединенной форме как части культи вирования знания45. В данном стихе отдельная практика каждого запрещается. Самбхути, достижение Господа, описывается в следующих стихах:
этам итах претйабхисамбхавитасми йасйа сйад
«Уходя из этого мира, тот, кто думает без сомнений, что он достигнет Господа, определенно, достигает высшей цели. Шандилйа провозглашает это» («Чхандогйа-упанишад», 3.14.4).
аддха на вичикитсй 'асти ити ха смаха шандилйах
«Освобождая себя от мертвого тела, делая то, что должно быть сделано, я достигаю мира Бога» («Чхандогйа упанишад», 8.13.1).
Асамбхути есть то, что не содержит в себе достижение Бога. Так, асамбхути означает уничтожение наличных препятствий этого достижения, так как позже будет сказано: самбхути ча винашам ча (где асамбхути приравнивается к уничтожению). Асамбхути не может означать непроявлен ность (праг-абхава) или уничтожение (прадхвамса) реализации Бога, потому что будет нелогичным
44 Они называются таттва, хита, пурушартха. Это то же самое, что и самбандха, абхидхейа и прайоджана.
45 Это есть часть средств, или хита.
сказать, что некоторая временная вещь, имеющая начало или конец (недостижение Бога), может быть при чиной преодоления смерти (мртйум тйртва). Другой смысл мртйум тйртва — «достигающий смерти» уже был отвергнут в комментарии к стиху 11.
БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:
ПЕРЕВОД. Те, кто поклоняются непроявлен-ной пракрти, достигают невежества материального мира; поклоняющиеся проявленному брахману достигают даже более глубокого невежества.
КОММЕНТАРИЙ. Здесь, с намерением пока зать, что оба вида поклонения нужно практиковать вместе, стих осуждает исполняемые по отдельности поклонение проявленному брахману или поклонение непроявленному брахману. Самбхути есть то, что имеет рождение, проявление эффекта. Так, асамбхути относится к тому, что является причиной проявленного эффекта, или самбхути. Это есть невидимая пракрти, которая является причиной проявленного мира и которая является семе нем неведения, вожделения и кармы. Те, кто покло няются непроявленной пракрти, в результате такого поклонения достигают материального цар ства (андхам тамахУ6. Но те, кто поглощены поклонением самбхути или карйа-брахмы, в форме Хиранйагарбхи (Брахма) и других дэват, отправля ются даже в большую тьму материального мира.
46 Эта интерпретация самбхути и асамбхути пришла от Шанкары. Заниматься единственно поклонением непроявленной пракрти есть вероятный путь к падению.
БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:
ПЕРЕВОД. Те, кто поклоняются имперсональ ному качеству Бога (асамбхути), отправляются во тьму, а те, кто поглощены материей (самбхути), попадают в еще большую тьму.
КОММЕНТАРИЙ. Когда объект теряет свои качества, он становится асамбхути. Асамбхути встречается в случаях разрушения или слияния. Культивирующие имперсональный аспект Господа без качеств (нирвишеша) являются поклоняющи мися асамбхути, и они отправляются во тьму. Когда джйва перестает осознавать свое собственное суще ствование, уже ничто невозможно понять. В этом состоянии света нет совсем (поэтому оно называется тьмой). Те, кто вовлечены в самбхути или мате риальное существование, находятся даже дальше от реализации атмы (души и Бога) и отправляются в еще большую тьму.