Гите", Ар-джуна, направляемый Кришной, реализует Сознание Единства и говорит: "Иллюзии рассеиваются и память возвращается ко мне, сомнения разрешены ". Просветление, духовная реализация есть просто пробуждение памяти, напоминание о своей собственной природе, единой и безграничной. Это нам снова напоминает человека, ищущего очки, которые находятся у него на носу. Достаточно напомнить ему об этом и поиск прекращается. Откуда происходит выражение "реализовать себя"? Просто нужно вспомнить, что ты здесь и всегда был здесь. Так устраняется прагья апарадха, причина невежества, интеллект устраняет свою ошибку. Личность реализует свою настоящую сущность: "Ахам Брахмасми - я - целостность жизни."
Что значит жить в единстве и целостности? Если мы воспринимаем цветок как сок, то что тогда означает вся его красота? Вообще все бесконечное богатство звуков, гармоний, красок и всех чудес природы? Махариши объясняет, что жить в Сознании Единства - означает быть установленным в качестве жизненного абсолюта, в бесконечной свободе. Когда мы говорим, что целостность - это единственная реальность, то нужно понимать, что она преобладает в сознании реализованного человека, не
ослепляя его. Напротив, именно она открывает ему глаза. Человек продолжает жить в мире, замечая его разнообразие, и его сознание находится в идеальной гармонии с источником жизни. Он живет в единстве сат-чит-ананда, бессмертие-сознание-блаженство - наслаждаясь полнотой бытия. "Каждое мгновение - это волна радости в океане блаженства, " - говорит Махариши.
Объективный подход современной науки, отдающей предпочтение наблюдению за миром внешним в ущерб миру внутреннему, разделил Знание на многочисленные знания. Накопил гигантскую массу информации, которая оставила человека абсолютно растерявшимся перед таким разнообразием и явными противоречиями. Частичные знания - вещь очень опасная, так как оставляет человеку возможность заблуждаться. В этом случае человек безотчетно приходит к нарушению Естественного Закона Природы. "Объективный подход современной науки нарушает природное равновесие, поскольку игнорирует значение субъекта, создает угрозу жизни всего человечества и лишает человека его настоящей жизни, жизни в единении ", - говорит Махариши.
Именно в этом заключается огромная разница между Ведической Наукой и наукой современной. Одна предлагает нам открыть, реализовать и прожить жизнь во всей ее полноте, другая ограничивается описанием явлений и наблюдений, созданием постулатов существования Единого Поля. Мы прекрасно понимаем, что такого подхода к реальности недостаточно, что "наука без сознания - это только обломки души ". Человек и общество требуют знаний, идущих от сердца, необходима наука, которая имеет душу, то есть позволяет обогатить все жизненные области, вдохнув в них гармонию и радость.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
АЮР-ВЕДА МАХАРИШИ
"Аю" - значит "жизнь". Жизнь в безграничном значении и продолжительности существования, жизнь индивидуальная. Будучи по своей природе бесконечной, она представлена в рамках времени и пространства. Аюр-Веда - это Веда жизни, наука жизни. Это одновременно наука жизни и искусство бытия, включающая в себя всю ее полноту, от безграничных непроявленных измерений, до всех проявляющихся качеств.
Веда основывается на структуре чистого знания - Самхита Веде - и представляет все области: интеллект, разум (рииш, субъект), процесс познания, активный элемент (девата) и тело, материю (чандас, объект). Оригинальность Аюр-Веды состоит в том, что она охватывает всю целостность жизни, принимая во внимание каждый аспект индивидуального развития. Ее первый подход находится на уровне сознания и заключается в стимуляции высшего аспекта Естественного Закона с тем, чтобы создать прочную основу для здоровья и человеческой эволюции.
Аюр-Веда Махариши представляет собой возрождение этой системы, ее тысячелетней мудрости в полной и истинной форме. Имя Махариши означает оживление подлинности знания, являющегося его главной силой, особенно теперь, когда преподавание этого знания утратило свое общее значение. Далее мы увидим определяющую роль Махариши Махеш Йоги в восстановлении Ве-
дической Науки и Аюр-Веды, в частности. Все, о чем мы говорили выше, подтверждает наличие богатых возможностей и традиций Аюр-Веды, способность улучшить все стороны жизни. Тот факт, что сегодня у нас имеется доступ к этим знаниям, что мы можем ими воспользоваться
- это результат работы, выполненной Махариши за последние тридцать лет.
На санскрите, языке Ведической Науки, слово "здоровье" звучит как "свастъя". "Сва" обозначает "бытие", "стья" - "то, что установлено". Быть здоровым - значит быть установленным в бытии, в чистом сознании, в абсолютном и неизменном существовании. "Йогастхах Курукармани, - говорит "Бхагавад Гита", - установившись в йоге, в единстве бытия, свершай действие".
Цель Аюр-Веды Махариши на уровне физиологии - поддерживать и восстанавливать, в случае необходимости, равновесие каждой части тела в себе самой и во взаимосвязи со всем организмом. Для достижения этого она располагает точными и эффективными терапевтическими стратегиями и тактиками и столь же тонкими диагностическими методами.
Это позволяет говорить об Аюр-Веде как о системе действительно полной, обладающей целостным подходом к совершенному здоровью. Практическое применение Аюр-Веды мы рассмотрим в третьей части книги. Пока же обратимся к теоретическим аспектам, к знанию, на котором основывается данная система.
ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ...
Предупреждение - центральная тема Аюр-Веды Махариши. "Избежать опасности до ее появления, одержать победу до объявления войны, "- так говорится в древних текстах. Предупредить - означает узнать, как сохранить хорошее здоровье, что можно делать и чего нельзя, что можно употреблять в пищу и чего следует избегать, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы не заболеть. Предупредить - значит