Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 15 ------

Махариши Аюр - Веда - Пропуск в бессмертие - Страница 15

множественность проявлений и есть принцип самоотнесенности. Разум природы, возникший в ней самой, создает неразрывную связь между сознанием и материей, между разумом и телом. Каждая частичка вмещает в себя всю вселенную так же, как любое зерно содержит в себе все дерево, так и каждая клетка нашего организма содержит в себе всю информацию ДНК. Все - от бесконечно малого до бесконечно большого - есть единый поток бытия, порыв единства.

Переход от сознания к материи, от непроявленного к проявленному означает переход от Веды к Упа-Веде. От главного ствола расходятся четыре ветви Упа-Веды (дословно "подчиненные Веды"), где главной является Аюр-Веда. Аюр-Веда трактует материю как нечистоту, как если бы сознание, становясь материей, постепенно потеряло свою первоначальную чистоту. Нечистота значит нарушение равновесия между бытием, умом и телом; между риши, девата и чандас. Задача Аюр-Веды заключается в том, чтобы восстанавливать и поддерживать равновесие на физическом и ментальном уровне, оживлять связь между сознанием и телом так, чтобы обеспечить единый поток энергии и информации между каждой частью и общим источником - чистым сознанием.

ОШИБКА ИНТЕЛЛЕКТА

Прежде чем начать рассмотрение методик, применяемых Аюр-Ведой Махариши, поговорим еще немного о триединой структуре: самхита ршии, девата и чандас, поскольку именно на этом уровне и находится главная причина нарушения равновесия и возникновения болезней.

Мы уже видели, что когда Чистое Сознание пробуждается в себе самом, оно дает жизнь уровням более совершенным и конкретным. Но наступает такой момент, когда богатство выражений становится столь разнообразным и обильным, что в деталях этого разнообразия теряется внимание и забывается целостность, являющаяся его источником. Это то, что древние аюрведические тексты называют прагъя апарадхо - ошибка интеллекта. Причем проблема заключается не в самом разнообразии, а в том, что интеллект упустил из виду целостность.

"Есть три фактора - причины всех физических и психических нарушений: неправильное, чрезмерное использование и неиспользование времени, сознания и чувств. Все они берут свое начало в прагъя апарадхе - ошибке интеллекта ", - говорится в " Чарака Самхите ", основном тексте Аюр-Веды. Прагья апарадха описывается здесь как единственная причина всех существующих нарушений. В этом кроется источник невежества, когда кажется, что разнообразие преобладает над целостностью. Майя обретает свое право на существование (майя - то, чего нет), это иллюзия, ставшая реальностью. На относительном уровне прагья апарадха представляет все ошибки выбора и поведения, которые ведут человека к нарушению законов природы.

ВЕРЕВКА И ЗМЕЯ

Однажды вечером, возвращаясь домой, человек заметил в траве на обочине дороги змею и закричал: "Опасность, змея!" Все засуетились, мужчины стали вооружаться палками и вилами, женщины забрали детей домой. Все были встревожены, кроме одного маленького мальчика, который шел по дороге и улыбался, держа в руках веревку. "Вот она, змея!" - сказал он. Теперь каждый мог расслабиться, поскольку все поняли, что это был лишь обрывок веревки. Никакой змеи в действительности не существовало, это была лишь ошибка восприятия.

Однако в описанной ситуации присутствовала одна вполне реальная вещь - это беспокойство жителей деревни. Причина же была несуществующей и заключалась в незнании действительности. Иными словами, это была ошибка интеллекта - прагья апарадха. Когда же знание вывело на свет истинную природу сущего, иллюзорные формы, порожденные незнанием, рассеялись в один миг.

Оказывается, разнообразие Вселенной может быть воспринято как-простая видимость, скрывающая глубокую реальность, как вуаль над целостностью жизни изначальной и трансцендентальной. Когда индивидуальное сознание реализует Чистое Сознание и Сознание Единства, отождествляясь с ним, тогда жизнь проживается в целостности и свободе. Все воспринимается как нечто целостное. Все есть одно, и одно есть все. Разнообразие форм и проявлений появляется как простое восприятие интеллекта, как определенная точка зрения. Здесь можно привести аналогию с цветком и растительным соком. Весь цветок и его различные части: твердый и прямой стебель, гладкие и нежные зеленые листья, лепестки нежного цвета - все это выражение растительного сока, бесцветного и бесформенного, жидкого и прозрачного. Цветок и есть сок. Только целостность является единственной реальностью, все остальное - лишь видимость. В конечном итоге и физики говорят о том же: все есть Единое Поле, ничего не существует вне его протяженности, даже мы сами - это тоже Единое Поле. Всякое наблюдение - лишь частичное отражение реальности, такое, как если бы жидкая и всепроникающая энергия Единого Поля застыла в цельной специфической конфигурации, которую мы назвали бы материей, миром или Вселенной. Всякое восприятие есть вопрос точки зрения. Квантовая физика говорит нам, что когда наблюдаешь за явлением, то именно наблюдатель и выбранный им метод определяют природу данного явления. Это принцип Гайзенберга. Если хотят измерить поле в пределах частиц, то обнаруживают, что оно и ведет себя как совокупность частиц, если же намерены измерить поле в пределах волн, то обнаруживают, что это поле волн чистой энергии. То есть реальность Вселенной, мира, вещей зависит от того, кто за ними наблюдает. "Мир таков, каковы мы сами ", - говорит Ведическая Наука.

Ведическая Наука предлагает общий подход, который соединяет каждую дисциплину совокупностью всех знаний и напоминает обучающемуся о его высшем и главном статусе: "Ты есть ЭТО", Единое Поле, безграничная целостность бытия. В главном тексте ведической литературы, "Бхагавад

Навигация:

Страница 17
Страница 16
-- Страница 15 --
Страница 14
Страница 13