стремя сезонами, начиная с шиширы.
Вата становится чайа летом благодаря употреблению растений, обла-
дающих такими качествами, как легкость, сухость и др., особенно у людей
с телом, обладающим сходными качествами. Однако в этот сезон Вата не
становится пракопа из-за жары этого сезона.
Питта становится чайа в сезон дождей из-за преобладания кислого Ви-
пака воды и пищи, но она не становится пракопа из-за холода. Капха ста-
новится чайа благодаря использованию воды и растений, обладающих ка-
чествами холода и влажности в холодное время года, особенно у людей со
сходной конституцией, однако это увеличение не переходит в пракопа из-
за ее застывания и сгущения.
Это нормальное влияние сезонов. Доша могут увеличиваться непосред-
ственно из-за пищи и т.д., а могут и не увеличиваться, в зависимости от се-
зона.
Увеличившиеся мала могут внезапно распространяться по всему орга-
низму, от головы до пят, но выводятся они медленно, словно наводнение.
Увеличившиеся мала (доша) порождают бесчисленное множество забо-
леваний, терзающих тело. Невозможно описать все их причины и методы
лечения каждого заболевания в отдельности, однако общие принципы те-
рапии будут изложены (ниже).
Только доша являются основными причинами всех болезней. Точно так
же, как птицы летают целый день в поднебесье, не наступая на собствен-
ную тень, точно так же, как ничто в этом мире не может существовать без
влияния трех гун материальной природы, так и болезни не могут возни-
кать без доша. Именно поэтому, болезни, возникающие от увеличения
дхату, не могут возникать без дисбаланса доша. Причинами увеличения
доша являются: Артха (неправильная корреляция органов чувств и объек-
тов чувств), Кала (сезон) и Карма (действие), неправильно выполненная.
Каждого из этих трех есть три вида - Хина (недостаточность), Ати (избы-
ток) и Митхйа (несоответствие).
Хинайога в соединении с Артхой дает слабый контакт или вообще не
дает контакта органов чувств с объектами чувственного восприятия (зву-
ком, вкусом, запахом и т.д.). Атийога - это наоборот, их слишком интен-
сивный контакт. Разглядывание очень маленьких, блестящих, пугающих,
слишком близких или очень далеких, отталкивающих, не нормальных объ-
ектов называется Митхйайога зрения. Аналогично и с остальными органа-
ми чувств.
Существует три вида сезонов - холодный, жаркий и дождливый. Хи-
найога Кала - слабые сезонные проявления холода, жара или дождя;
Атийога - резкие и сильные их проявления, а Митхйайога - проявление
качеств, противоположных качествам данного сезона (снег летом, отте-
пель зимой и т.д.).
Действия бывают трех видов - производимые телом, языком и умом.
Слабая, недостаточная активность каждого из этих трех называется Хи-
найога, гиперинтенсивная активность - Атийога, осознанная задержка
удовлетворения физиологических потребностей организма, вынужденная
задержка удовлетворения физиологических потребностей организма, при-
нятие физиологически не оправданных поз, скверные привычки в действи-
ях (поведении, отношениях, мировосприятии и др.), резкие падения,
прыжки и т.д., излишняя болтливость, особенно после и во время еды,
подверженность аффектам (гневу, страху, депрессии и др.), действия, ста-
вящие под угрозу здоровье и саму жизнь, десять греховных деяний (см.
главу 2), карма из этой или прошлой жизни - все это Митхйайога.
Это причины (увеличения) доша. В этом состоянии они ведут к возник-
новению бесконечного числа заболеваний, проявляющихся в тканях, внут-
ренних органах, костях и суставах.
Кровь и другие (ткани), а также кожа являются внешними путями про-
никновения болезни (бахйа рогайана). Через них проникают такие заболе-
вания, как родимые пятна, гипопигментация, язвочки на лице, злокачест-
венные опухоли, кровотечения, опухоли в кишечнике, опухоли и другие
болезни.
Желудок с тонким кишечником (Амашайа) и толстый кишечник (Пак-
вашайа), известные также как внутренние полые органы (Кощтха) или
<Великий канал> (Маха шротас) являются их внутренним путем (Антар-
марга). Через него возникает рвота, понос, кашель, одышка, вздутие же-
лудка, жар, водянка, кровотечения, опухоли в кишечнике, герпес (Висар-
па), абсцесс и др.
Голова, сердце, мочевой пузырь и остальные внутренние органы, суста-
вы, вены, апоневрозы (Снайу), нервы и связки являются срединным путем
проникновения болезней (Мадхйама рогамарга). Из него возникают ча-
хотка, гемиплегия, паралич лицевых нервов, болезни головы и других ор-
ганов, боли, скованность (нарушение подвижности) суставов, костей, по-
звонков и др.
Птоз, увеличение размеров органов, колющая боль, режущая боль, про-
должительная боль, расходящаяся боль, давящая боль, потеря чувстви-
тельности, слабость, загрязнение организма, сжатие, скручивание, жажда,
дрожание, сухость кожи, образование полостей, сухость, пульсация, ис-
кривление, окостенение, вяжущий вкус во рту, посинение или побледнение
кожи - симптомы дисбаланса Вата доша. Жжение, покраснение кожи, жар,
усиленная пищеварительная активность, возникновение язв, гноя и т.д.,
испарина, влажность, экссудация, нагноение, слабость, обмороки, токси-
коз, горький и кислый вкус во рту - симптомы дисбаланса Питта доша.
Тяжесть, маслянистость, чесотка (раздражение), похолодание (участков
кожи или конечностей), уплотнение, загрязнение и зарастание каналов, на-
рушение подвижности, потение, снижение пищеварительной активности,
увеличение продолжительности сна, бледность кожных покровов, соленый
или сладкий вкус во рту и задержка, промедление с деятельностью - сим-
птомы дисбаланса Капха доша.
Существует бесчисленное