зону и горло. К его функциям относятся
речь, память, попытки к действию, энтузиазм, сила и румянец на щеках.
Вйана Вайу расположен в сердце и движется по всему телу с очень боль-
шой скоростью, способствуя движениям тела (хождение, бег, сгибание и
разгибание, поднятие и опускание), морганию и всей остальной телесной
активности. Самана Вайу обитает около Агни, Огня пищеварения, дви-
жется по кишечнику, когда туда попадает пища, способствует ее перевари-
ванию, разделяя на питательную часть и нечистоты (неперивариваемые ос-
татки), помогая при этом их эвакуации. Апана Вайу локализуется в Апа-
на (толстой, сигмовидной и прямой кишке), движется оттуда в мочевой
пузырь, почки и половые органы, осуществляя в них свои функции помо-
щи при акте мочеиспускания, дефекации, семяизвержения, родовой дея-
тельности и приходу месячных. Питта доша состоит из пяти субдоша.
Субдоша, находящаяся между толстым кишечником и желудком, и, обла-
дая качествами всех пяти первоэлементов, в большей степени состоит из
Огня, поэтому не меняет своих качеств на более слизистые и холодные и
т.д., называется Анала (Огонь), ведь основная ее функция - пищеварение.
Переваривание пищи, разделение ее на питательную часть и побочные
продукты, помощь всем остальным субдошам Питта доша, а также Агни,
расположенному в каждой ткани, придание им силы и энергии - функции
этой субдоши - Пачака Агни.
Питта доша, находящийся в печени и в селезенке известен как Ранджа-
ка Агни, потому что он придает цвет крови и способствует формированию
ее из хилуса, а из нее - мышечной ткани.
Находящаяся в сердце субдоша Питта доша называется Садхака Агни,
потому что эта субдоша отвечает за все ментальные функции, такие как
накопление знания, интеллигентность, самоосознание и др., а также спо-
собствует поддержанию души в теле и продлению жизни.
Питта доша, находящийся в зрачке, называется Алочака Агни, потому
что он помогает видеть форму окружающих предметов.
Тот Агни, который находится в коже и способствует проявлению ее
цвета называется Бхраджака Агни. Капха доша включает в себя пять
субдоша, находящихся в груди, спине и боках. Она порождает силу и
энергию, благодаря которой хилус, скапливаясь в сердце, соединяется с
первоэлементом Вода и приобретает ее качества (влажность, жидкую
форму, подвижность, холодность и др.), поддерживая тем самым (наравне
с Капха доша) функции всего организма. Из нее происходят все остальные
субдоша Капха доша, поэтому ее название - Аваламбака Капха. Капха
доша, находящаяся в желудке (Амашайа) называется Кледака. Эта Кледака
Капха смачивает пищу в желудке, помогая ей перевариваться и защищая
желудок от Агни.
Капха доша, локализующаяся в языке называется Бодхака, так как по-
могает вкусовой чувствительности.
Находящаяся же в сердце Капха доша называется Тарпака Капха. Эта
Капха доша контролирует все органы чувств.
Находящаяся в суставной полости и называемая Слешака Капха
отвечает за смачивание и подвижность суставов. Не смотря на то, что
доша находятся во всем теле, эти места стоит рассматривать как мета их
основной локализации. То же самое можно сказать и перечисленных
функциях, исполняемых ими в состоянии баланса.
Сухость и другие качества этого ряда (легкость, подвижность, ясность,
резкость и др.), в соединении с жаром, ведут к Чайа (среднему увеличе-
нию) Вата доша, в соединением с холодом - к Копа (глубокому увеличе-
нию). Маслянистость и другие качества этого ряда (тяжесть, жар, слизи-
стость, неподвижность и др.), в соединении с жаром, возвращают Вата
доша в нормальное состояние (Сама).
Активность и остальные качества этого ряда (сухость, легкость, под-
вижность, жидкая форма и др.), в соединении с холодом, вызывают сред-
нее увеличение Питта доша, а в соединении с жаром - глубокое увеличе-
ние. Медленность и остальные качества этого ряда (холодность, тяжесть,
маслянистость, слизистость, неподвижность и др.), в соединении с холо-
дом, возвращают ее в нормальное состояние.
Маслянистость и остальные качества этого ряда, в соединении с холо-
дом, вызывают среднее увеличение Капха доша, а в соединении с жаром -
ее глубокое увеличение. Вялость и другие качества (резкость, сухость,
легкость, ясность, подвижность и др.), в соединении с холодом, возвра-
щают ее в нормальное состояние.
Среднее увеличение доша (Чайа) - увеличение в пределах мест локали-
зации. Оно вызывает отвращение к субстанциям, вызывающим их увели-
чение и тягу к субстанциям, обладающим противоположными качествами.
Глубокое увеличение (Копа) заключается в движение увеличившихся доша
по всему телу, проявлению в организме их качеств, болезненном состоя-
нии, возникновению продромальных симптомов и непосредственно болез-
ни.
Сама - состояние равновесия доша в местах их локализации и отсутст-
вие проявления их патологических качеств.
Чайа, Пракопа и Прасама Вата доша связаны с тремя сезонами, начиная
с грищма соответственно; Питты - с тремя сезонами, начиная с варща;
Капхи -