гости, дети, благожелатели и животные, а также
после размышлений о самом себе. Есть надо внимательно, не очень быст-
ро, не очень медленно, молча, в одиночестве. Перед принятием пищи над-
лежит совершить омовение и вымыть стопы, лицо и руки, нагулять аппе-
тит. Нельзя ругать и оскорблять пищу. Стоит принимать больше жидкой
пищи, наиболее любимой, в обществе приятных людей, чистых (душой и
телом) и расположенных друг к другу.
Пища, в которую попала трава, волосы и т.д., разогретая, состоящая в
основном из овощей и нежелательных семян (семян сорняков), очень горя-
чая и очень соленая - должна быть отвергнута.
Сгущенное молоко, курд, сыворотка, щелочные субстанции, ферменти-
рованные напитки, не сваренный редис, мясо испуганных или возбужден-
ных животных, сухое мясо, мясо вепря, коровы и буйвола, баранина и ры-
ба, маш, бобы, мелкий ячмень, корень, стебель и семена лотоса, сушеные
овощи и уваренная черная патока не должны входить в привычку.
Рис, пшеница, ячмень, рис, вызревающий за шестьдесят дней, мясо ди-
ких животных, фасоль, сахар, соль, топленое масло, речная вода, молоко,
мед, гранат, корень сиды сердцелистной, терминалия хебула, эмблика ле-
карственная, виноград культурный, Marselia minuta, Laptadenia reticulata и
трихозантес двудомный могут приниматься регулярно (и войти в привыч-
ку).
Трипхала должна приниматься ежедневно перед сном вместе с медом и
топленым маслом для улучшения зрения. Все остальные средства, ведущие
к укреплению здоровья и профилактике болезней, также могут принимать-
ся регулярно.
Пища, тяжело усваиваемая, жирная, сладкая, вязкая и тяжелая, напри-
мер сахарный тростник, корневище лотоса, кокос, манго, сладкие мясные
шарики, банан браминов, сладости и др., должна приниматься в начале
еды. Пища, обладающая противоположными качествами - в конце. Пища,
обладающая кислым и соленым вкусом - в середине.
Две части желудка - для твердой пищи, часть для воды и часть для
движения Воздуха (и остальных доша).
Для запивания пищи, приготовленная с ячменем и пшеницей, идеально
подходит холодная вода. Она хороша после йогурта, вина, меда и после
принятия отравленной пищи. Теплая вода рекомендуется после пищи, ко-
торая богата крахмалом, после сыворотки, обезжиренного молока и фер-
ментированных напитков. После пищи, приготовленной из овощей и маша
пиво подходит для тех, кто хочет поправиться, а медовая вода для тех, кто
хочет похудеть; мясной отвар - для истощенных, вино - после мяса и для
тех, у кого слабый Агни, молоко как нектар для тех, кто ослаблен болез-
нью, лечением, прогулками на длинные дистанции, болтовней, сексуаль-
ными отношениями, постом, солнцем и др., для истощенных, стариков и
детей.
Для запивания идеален тот напиток, который обладает качествами, про-
тивоположными съеденной пище, но не обладает с ней несовместимостью.
Такой напиток всегда полезен.
Анупана бодрит, порождает удовлетворенность, помогает правильно-
му движению пищи по пищеварительному тракту, дает силу, разбавляет и
разбивает плотные комки пищи, облегчает смачивание пищевого комка и
его переваривание.
Анупана не рекомендуется при болезнях, расположенных выше клю-
чиц, одышке, кашле, повреждениях грудной клетки, рините, хрипах, для
певцов и декламаторов (людей, которым приходится долго и много гово-
рить).
Питье жидкости не рекомендуется при водянке, полиурии, диабете, бо-
лезнях глаз, горла и ранах.
Люди, вне зависимости от конституции, после питья жидкости не
должны петь или громко говорить, много ходить, спать; перегреваться под
солнцем или у огня, путешествовать на повозке (ПРИПИШИ в коммента-
риях_ ИЗБЕГАТЬ ТРЯСКИ!), плавать и ездить на верховых животных по-
сле еды.
Идеальное время для принятия пищи - после мочеиспускания и дефе-
кации, когда ум спокоен, когда доша движутся по свойственным им кана-
лам, когда отрыжка чиста (без запаха и вкуса), когда голод достиг макси-
мума, когда нечистоты легко опускаются вниз, когда пик Агни, когда ор-
ганы чувств спокойны, когда в теле чувствуется легкость. Пища должна
приниматься со всеми правилами и процедурами. Это идеальное время.
sit e[Ivwe`pitishgu?s(nuXrImd(vaG.$ivri`tayamia?odysihtaya -
sU]Sqane ma]aixtIyo nam AZ$mo_?yay: -- 8 --
Так заканчивается глава Матрашитайа (режим принятия пищи), восьмая
в Сутрастхане Аштанга Хридайам Самхиты, составленной Шримад Вагб-
хатой, сыном Шри Вайдйапати Симхагупты.
Глава девятая
ДРАВЙАДИ ВИДЖНАНИЙА