антидота.
Ама, скопившаяся в теле, после диагностики должна быть сразу же вы-
ведена из организма путем питья теплой воды, смешанной с порошком аи-
ра болотного, каменной солью и цветами Randia dumetorum. Это вызовет
рвоту; затем - обильное потение, ректальные суппозитории из плодов,
способствующих опусканию вниз каловых масс и газов. Ригидные части
тела надлежит выхаживать путем примочек с дальнейшим энергичным
растиранием (тканью).
В продромальном периоде Висучики, подобном огню в деревне с близ-
ко стоящими домами, больному очень полезен пост и лечение путем очи-
щения организма.
Больной с несварением, жалующийся на боли в эпигастральной облас-
ти, не должен принимать травы с анальгезирующим эффектом. Агни, со-
единившейся с Амой, не способен переварить доша, травы или пищу. Эти
три (доша, лекарства и пища) могут быстро свести больного в могилу.
Только после того, как пища полностью переварилась и боль и тяжесть
покинули желудок, больному можно дать препараты, способствующие пе-
ревариванию остатка доша и стимулирующие Агни.
Болезни, возникающие из-за Амы, устраняются путем Апартарпана
(отсутствия питания). Она бывает трех видов, в зависимости от доша, и
должна использоваться очень аккуратно, после взвешивания всех за и про-
тив.
Если Амы мало, то можно применить только голодание, если среднее
количество - голодание и улучшающие пищеварение травы, но если мно-
го, то необходимо очищение организма. С его помощью нечистоты (доша,
Ама и т.д.) удаляются из самых глубин организма.
EvmNyanip Vya/In( SvindanivpyRyat( -- 22 --
icikTsednuzbN/e tu sit hetuivyRym( -
TyKTva yqyq vwew`o yuHJyah(yai/ivpyRym( -- 23 --
TdqRkair va * pke doze iTvd(/e c pavke -
ihtm>yHjnStehpanbSTyaid yuiKtt: -- 24 --
Каждую болезнь надо лечить таким подбором методов лечения, кото-
рый был бы противоположен ее причинам (хету випарйайа). Если же бо-
лезнь все-таки переходит в хроническую форму, то хету випарйайа надо
оставить, а применять лечение, направленное против данного конкретного
заболевания (вйадхи випарйайа Чикитша) или лечение, не обладающее
противоположными качествами по отношению к болезни или ее причинам,
но дающее хорошие результаты (тадартхакари Чикитша). Когда доша
очистятся от Амы и восстановится пищеварительная функция, реко-
мендуются масляные ванны, питье масла (промасливание) и клизмы.
Из-за увеличившейся Капхи возникает Амаджирна (вид диспепсии), ха-
рактеризующаяся выделением гноя в уголках глаз и губ, отрыжкой, как
после плотной еды, гиперсаливацией, тошнотой и чувством тяжести в те-
ле.
Из-за увеличившейся Ваты возникает Вищтхабдхаджирна - вид дис-
пепсии, характеризующейся болью в эпигастрии, запорами, головокруже-
нием и слабостью.
Из-за увеличившейся Питты возникает Видагхаджирна, имеющая симп-
томами жажду, обмороки, слабость, кислую отрыжку и жжение в теле.
Амаджирна лечится постом, Вищтабха - потением, Видагдха - рвотой
или другими методами лечения, в зависимости от стадии болезни.
Виламбика возникает из-за скопления Амы внутри каналов и наруше-
ния баланса Капхи и Ваты. Она имеет все симптомы накопления Амы и
лечится сходными методами.
Потеря энтузиазма, боли в области сердца и отрыжка - симптомы Ра-
сашэсаджирны. Лечение заключается в дневном сне и полном посте.
Больной любым видом несварения должен спать днем и ничего не есть.
Позднее, когда возникнет очень сильный голод, он должен съесть немного
легкой пищи.
Отсутствие выделения или интенсивное выделение нечистот, истоще-
ние, снижение активности Вата доша, вздутие живота, ощущение тяжести
и слабость - основные симптомы Аджирны.
Переедание - не единственная причина Амадоши . Неприятная пища,
не любимая пища, не вкусная пища, пища, вызывающая газы, недоварен-
ная или переваренная, тяжело перевариваемая, сухая, очень холодная, вы-
зывающая жжение в процессе переваривания, грязная, слишком сильно
измельченная или смешанная с большим количеством жидкости, не пере-
варенная пища; пища, принятая в состоянии волнения, гнева, страха и дру-
гих эмоций, также ведет к этому состоянию.
Прием приятной и неприятной пищи называется Самашана, прием не-
больших порций еды за некоторое время до основного принятия пищи на-
зывается Адхйашана, принятие любых количеств пищи в неположенное
время - Вищамашана. Эти три либо убивают человека, либо ведут к воз-
никновению смертельных болезней.
Пища должна приниматься в положенное время, она должна быть той,
к которой человек привык, чистой, полезной для здоровья, маслянистой,
горячей и легко усваиваемой и содержащей все шесть вкусов с доминан-
той на сладком вкусе. Приступают к еде после того, как поели старшие,
мужчины, предки, боги,