Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 41 Пранаяма
------ Страница 2 ------

41 Пранаяма - Страница 2

шести, а во время тяжелой работы ? еще более.

Уменьшением длины выдоха продолжительность жизни увеличивается".

"Гхеранда-Самхита" 5.86, 5.87, 5.88.

Теоретические аспекты практики Пранаямы

Существует целый ряд пранаям высшего порядка, являющихся

энергетическими практиками психотехнического характера, не

предназначенных непосредственно для оздоровления физического тела.

Здесь же речь пойдет только о простейших формах йогических дыхательных

упражнений, которые с большой пользой для здоровья могут

практиковаться всеми.

Практикующий Пранаяму должен иметь представление о стихии воздуха ?

Вайю-таттве ? и ее пяти аспектах ? Прана-вайю, Апана-вайю,

Самана-вайю, Удана-вайю и Вьяна-вайю. Об этом уже шла речь выше, и

вряд ли будет лишним время от времени возвращаться к соответствующему

материалу первой главы.

Пранаяма, таким образом, является искусством применять Вайю-грантхи

для накопления Праны ? очищения и наполнения силой структуры,

подготовленной посредством практики асан и мудр.

Ни одна болезнь не может быть вылечена йоговскими методами без

Пранаямы. Воистину, чудодейственны асаны и мудры, и, всячески

превознося их, авторы классических трактатов нимало не грешили против

истины, однако только Пранаяма способна сообщить им их силу.

Асаны и мудры, выполненные без Пранаямы ? все равно, что трон без

короля. Какая польза от него государству, ведь это ? всего лишь

мебель?

"Нади [Каналы тонкого тела.] очищаются посредством практики Пранаямы.

Это несомненно.

Тот же, чьи нади очищены, постигает истину, ибо все искажения,

имеющиеся в теле и в уме его, исчезают.

Вот признаки очищения, скажем о них кратко: тело делается гармоничным,

источает сладковатый приятный аромат. Оно прекрасно и формы его

воистину безупречны.

Не следует практиковать Пранаяму сразу же после трапезы, но также не

следует и при ощущении голода. Потому до занятий должно принять немого

молока и масла.

Когда же устойчивой сделается практика, можно пренебречь

ограничениями, изложенными выше, есть понемногу, но часто, и ежедневно

практиковать управление дыханием в предписанное время.

Когда же, сидя в Падмасане, достигает йогин способности оставить на

время землю, над нею воспарив, тогда говорят, что победой над силою

воздушной стихии обрел он Вайю-сиддхи ? великое свойство, которым

разрушаются все покровы неведения в мире.

Пусть же Пранаяма будет практикуема сообразно с правилами и

предписаниями. Совершенством в Пранаяме достигается освобождение от

необходимости много спать, выделений из тела становится меньше.

Истина раскрывается йогину во всей очевидности, болезни и горести

покидают его, с ними уходит боль и всякая причина ее. Никогда в теле

йогина не возникает ни зловонный пот, ни испорченное дыхание, ни

отравленная слюна, и черви не могут найти в нем себе приют.

Ни Капха, ни Питта, ни Вайю никогда не выйдут из-под контроля в теле

йогина, овладевшего искусством Пранаямы. Потому безболезненно может он

пренебречь постоянством в питании и отдыхе.

И не будет вреда ему, сколь много пищи он бы ни поглотил, либо

недоедал или же вовсе не ел ничего. Силою постоянной тренировки в

Пранаяме обретает йогин Бхучари-сиддхи [Прежде чем достигается

Вайю-сиддхи ? владение искусством левитации.] ? способность

подниматься над землей, передвигаясь огромными прыжками подобно

лягушке, которую спугнули хлопком ладоней.

Воистину, множество трудных и почти неодолимых препятствий ожидает

вставшего на путь Йоги, но йогину надлежит продолжать практику

несмотря ни на какие опасности, даже тогда, когда оказывается он на

волосок от смерти.

Найдя укромное место и овладев своими чувствами, пусть повторяет он

безмолвно долгую мантру ОМ. Этим все препятствия преодолеваются.

Так разрушит мудрый Карму нынешней своей жизни, равно как и всех

прошедших рождений.

Ибо практикой шестнадцати пранаям исчерпываются все благости и

добродетели, а также обратные их отражения, накопившиеся за многие

воплощения. Так поступают великие.

Сгорают грехи и нечистоты ума подобно тому, как исчезает вата в жарком

пламени. Так йогин обретает свободу от пут зла. Продолжением же

практики Пранаямы достигается освобождение от оков добра.

Тогда овладевает могущественный восемью видами великих магических сил,

и, все бури преодолев, что бушуют в океане добра и зла, свободно и

беспрепятственно странствует в трех мирах". "Шива-Самхита" 3-26, 3-27,

3-28, 3-29, 3-37, 3-38, 3-42, 3-43, 3-44, 3-45, 3-46, 3-47, 3-48,

3-49, 3-50, 3-51, 3-52.

"Не может быть спокоен ум при неуравновешенном дыхании. Обретая же

власть над дыханием, достигает йогин устойчивости состояния ума.

До тех пор, пока Прана движется в теле, состояние тела именуется

жизнью. Когда же тело покинуто Праной, смерть наступает немедля.

Потому должно Вайю в теле сохранять.

Прана не идет в Сушумну, ибо чистота нади не достигнута. Разве может

успех явиться?

И только лишь тогда, когда полные нечистот нади будут очищены, станет

поток Праны воле йогина подвластен.

Потому каждый день должно практиковать Пранаяму с умом, исполненным

Саттвы, тем самым Сушумну от нечистот избавляя.

Как постепенно приручают львов, слонов и тигров, так же искусством

властвовать над Праной овладевают медленно, ибо тот, кто поспешность

проявит, будет Праною убит непременно.

Правильной практикой Пранаямы устраняются все недуги, неправильной же

Пранаямой недуги обретаются". "Хатха-Йога-Прадипика" 2-2, 2-3, 2-4,

2-5, 2-6, 2-15, 2-16.

"Не должно дыхание ни останавливать, ни оставлять его на произвол,

практикуя Асану, но овладев им, в нить его превратить, жемчужины асан

на нее нанизав. Ибо дыханием движется Прана, тело же движется ее

потоком. Так практикуется Асана". "Йога-Корунта"

"Обуздание дыхания и его удлинение суть смысл и сущность всякой

истинной практики.

Ибо лишь посредством этого дыхание само собой утверждается в

бездыханности.

Естественной же бездыханностью поток суеты в коловращении вихря

обыденного сознания преобразуется в безмолвие равновесия.

Отвлечение чувств самопроизвольно порождается возникающей от этого

отрешенностью.

Внимание втягивается в середину и там сосредоточивается.

Тогда рождается созерцание ? ни к чему не привязанное, целостное и ни

с каким действием не сопряженное.

Когда же у созерцания нет никакой цели, даже самой что ни на есть

наивысшей, оно самопроизвольно охватывает всю сферу осознания.

Поскольку нет ничего, что ограничивало бы его сосредоточением на

аспектах бытия, пусть даже

Навигация:

Страница 4
Страница 3
-- Страница 2 --
Страница 1
Страница 1