Бостоне не очень благоприятна для проповеди нашего сознания Кришны, но если есть возможность продавать наш журнал «Обратно к Богу», то это очень хорошо. Вы можете воспользоваться обстоятельствами.
Что касается моего приезда в Бостон, то пока студенты не согласятся терпеливо слушать какое-то время «Бхагавад-гиту» и «Учение Господа Чайтаньи», случайные лекции не приносут так уж много пользы. Студенты не очень заинтересованы, иначе бы они приходили на наши занятия. Но я уже говорил тебе, что готов приехать при условии, если они оплатят издержки. Однако я думаю, что это невозможно. Так зачем же тебе рисковать? Думаю, что это не очень хорошо, если я приеду, а тебе придется с большими трудностями покрывать мои расходы. Посмотрим, что будет дальше; пока что повременим.
Двадцатичетырехчасовые молитвы студентов, слушающих политическую болтовню Рё желающих остановить РІРѕР№РЅСѓ, бесполезны. Бог РЅРµ может быть исполнителем РёС… заказов. Сначала РѕРЅРё РІСЃРµ совершают греховные поступки, Р° РєРѕРіРґР° появляются последствия РІ РІРёРґРµ РІРѕР№РЅ, эпидемий, голода Рё РјРЅРѕРіРёС… РґСЂСѓРіРёС… естественных беспокойств, то РѕРЅРё РїСЂРѕСЃСЏС‚ Бога прекратить РІСЃС‘ это. Рто невозможно. Рто точно так же, как преступник, сначала занимающийся воровством, РІСЃСЏРєРёРјРё видами распущенности, Р° после того, как его поймала полиция, умоляющий правительство остановить исполнение наказания. Рто невозможно. Таким образом, РѕРЅРё вовлечены РІРѕ РІСЃРµ РІРёРґС‹ греховной деятельности, Рё РїРѕ закону РїСЂРёСЂРѕРґС‹ должны быть последствия. Если СЏ поощряю убийство животных, Р° РєРѕРіРґР° РїРѕ закону РїСЂРёСЂРѕРґС‹ РјРЅРµ приходится самому быть убитым, СЏ молюсь Богу Рё прошу Его РЅРµ допустить этого, – то как это может быть остановлено?
Так что РёС… процесс РЅРµ очень искренен. РћРЅРё хотят сделать Бога исполнителем РёС… заказов. Бог РЅРµ есть исполнитель заказов. РћРЅ – РўРѕС‚, кто повелевает. РћРЅ повелел всем предаться Ему, Р° непредавшиеся Ему глупцы Рё негодники РІ форме так называемой молитвы хотят потребовать РѕС‚ Бога, чтобы РћРЅ РїРѕРїСЂРѕСЃРёР» материальную РїСЂРёСЂРѕРґСѓ прекратить ее законное действие. Рто невозможно.
Так что ситуация не очень благоприятна, но если кто-то согласен какое-то время продолжать слушать «Бхагавад-гиту» и «Учение Господа Чайтаньи», я все же готов приехать и читать лекции, даже если они ничего мне не заплатят, – но не для того, чтобы участвовать в какой-то политической агитации. Так что я ждал твоего письма, чтобы понять, надо ли ехать в Бостон. Думаю, теперь я готов к своей очередной программе: поездке в Лос-Анджелес. Рмоя поездка в Европу еще не окончательно определилась.
Относительно Джадурани: я очень рад, что ты принял все меры предосторожности и всячески заботишься о бедной девочке, чье здоровье очень расстроено. Прежде всего, ты должен убедиться, что она достаточно окрепла, что ее здоровье улучшилось. Тогда может идти речь о ребенке в сознании Кришны. В противном случае забудь об этом. Вам с Джадурани лучше самим стать детьми сознания Кришны, чем в настоящий момент рожать ребенка.
Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.
Всегда твой благожелатель
А. Ч. Бхактиведанта Свами
P.S. Скорее всего, в следующем месяце у нас будет офис в Центре религий ООН. Мне понадобятся хорошие картины для этого важного офиса.
* * *
На основе этого письма Шрилы Прабхупады я впоследствии написал статью для журнала «Обратно к Богу».
Помните 1968, когда церкви предоставляли убежище противникам военного призыва? Я был тогда в Бостоне, и тогда это было важной новостью и частью протеста против войны во Вьетнаме. Через каждые несколько дней в заголовках газет можно было прочесть, что еще один молодой человек, придя в церковь, говорит правительству: «Я не хочу идти на войну!» Церковные власти отказывались позволять федеральным властям войти и арестовать отказников, и несколько дней напряжение нарастало. Люди собирались у церквей на массовые митинги, озвучивали свои антивоенные сантименты, и, в конце концов, вмешалась федеральная полиция, которая после драки увезла людей.
Будучи членом бостонского центра Движения «Харе Кришна», я посетил один такой митинг в церкви кампуса бостонского университета. Несмотря на правительственные угрозы, протестующие укрывали отказавшихся от призыва и устроили двадцатичетырехчасовой митинг с коллективной молитвой. Церковь была набила битком, и в ней стоял гул. Некоторые люди держали большие транспаранты с политическими лозунгами или цитатами из Библии. Я надеялся сказать что-то о сознании Кришны, но не мог пробиться через толпу политиков, священников и учащихся, окруживших кафедру. Сменяющие друг друга ораторы угрожали федеральным агентам, готовящимся вторгнуться в церковь. Священник цитировал Библию и объяснял, в чем заключается долг христианина. Несколько сбитый с толку гремучей смесью политической риторики с библейскими цитатами, не зная, как правильно поступать в такой ситуации, я вернулся в наш центр и написал письмо с вопросами к нашему духовному учителю, Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде. Его ответ (от 9 октября 1968) пришел через несколько дней. Я всегда считал предоставленный Шрилой Прабхупадой анализ «церковной» ситуации совершенным ответом личности, всецело пребывающей в сознании Бога. Прабхупада показал мне, как реагировать не только на политическую борьбу, но и на многое другое.
Теперь, десять лет спустя, «церковный» протест всеми позабыт. На повестке дня другая политическая борьба, новые враги и союзники. Но я думаю, что анализ Шрилы Прабхупады по-прежнему остается истиной огромной важности. К сожалению, мировые лидеры не