моральных и этических принципов. Сравнительное изучение жизни Кришны и Рамачандры – очень сложная задача, но главный принцип состоит в том, что Рамачандра явился как идеальный царь, а Кришна – как Верховная Личность Бога, хотя между ними нет различия.
Сходная ситуация Рё СЃ Господом Чайтаньей. РћРЅ явился как преданный, Р° РЅРµ как Верховная Личность Бога, хотя Рё был Самим Кришной. Так что нам всегда надо учитывать, какое настроение было Сѓ Господа РІ конкретном воплощении, Рё РјС‹ должны поклоняться Ему РІ этом настроении. РРЅРѕРіРґР° Господь Чайтанья выступал РІ роли наслаждающегося. Есть РіСЂСѓРїРїР° Гауранга-нагари, члены которой считаются отклонившимися РѕС‚ чистого преданного служения, потому что РѕРЅРё создают Господу Чайтанье такие же удобства, как Кришне, Р° Господу Чайтанье такое РЅРµ нравилось. Наш РїРѕРґС…РѕРґ Рє служению должен соответствовать желанию Господа. РњС‹ РЅРµ должны накладывать настроение Кришны РЅР° Господа Чайтанью или Рамачандру Рё наоборот. Поэтому РІ шастрах есть специфические указания. Так, поклонение Господу Чайтанье происходило методом пения «Харе Кришна».
Да, правда, что Рамачандра потом изгнал Ситу. РђР№РѕРґС…СЊСЏ РЅРµ связана РЅРё СЃ какими материальными мирами. Рто РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как Вриндаван РЅРµ связан никакими материальными ограничениями. Точно так же Кришна РЅРµ связан никакими материальными ограничениями. Так что, как РјС‹ можем сейчас видеть, СЃ исторической точки зрения царство РђР№РѕРґС…СЊСЏ – определенная область земли, РЅРѕ РїСЂРё этом царь РђР№РѕРґС…СЊРё был правителем всего РјРёСЂР°.
Да, это очень хорошо – то, о чем ты пишешь: «Я каждое утро отдельно подношу Господу Джаганнатхе цветы и возношу молитвы, поскольку знаю, что Он снисходителен к хромающим и ошибающимся преданным, нашедшим прибежище у Его лотосных стоп». Если мы всегда боимся допустить ошибку, Кришна спасет нас от всех таких неверных действий. Рдаже если мы нечаянно совершим какую-то ошибку, Он простит нас. Но мы должны всегда быть внимательными и стараться не допускать ошибок.
РўС‹ РёР·Рѕ всех СЃРёР» стараешься для вашего центра, Рё Кришна, несомненно, поможет тебе. РЇ очень рад видеть, что ты РЅРµ разочаровался. Рто хороший признак. Надо работать СЃ воодушевлением Рё терпением, Рё Кришна, без сомнения, будет доволен. РќР° данный момент Сѓ вас четверо–пятеро преданных, так что старайся поддерживать РёС…, чтобы РІС‹ могли проводить СЃРІРѕСЋ программу.
Надеюсь, у тебя все хорошо.
Всегда твой благожелатель
А. Ч. Бхактиведанта Свами.
* * *
Приводимое здесь Прабхупадой описание встречи в доме мистера Абдула Рабая очень человечно. Получив это письмо, мы с удовольствием читали, как Прабхупада рассказывает о том, что он избегал всякого непотребства. Конечно, мы знали, что он всегда избегает всего этого, но нас радовало, что он сообщает об этом так трогательно. Несмотря на всю мудрость Прабхупады, ему всегда были свойственны восхитительная невинность и чистота. Читая это письмо, мы почти воочию видели, как он сидит среди этих курящих священников-мясоедов и в одиночку избегает непотребства, возвышаясь над всеми как лотос над водой. Об этом Прабхупада сообщает не высокомерно, а как скромный чистый преданный, сторонящийся греховной деятельности.
Думая о контрасте между Шрилой Прабхупадой и этими священниками, я вспоминаю другой случай, когда Прабхупада на Второй авеню 26 встречался с преподобным Гэри Девисом. Преподобный Девис был чернокожим священником и исполнителем блюзов. Он пришел к Прабхупаде с женой. Мы поставили им стулья, и получилось, что они сидели выше Прабхупады, сидевшего на коврике, опершись на подушку. Преподобный Девис завел речь о молитве. Он сказал, что трудно понять, о чем следует молиться. Он был слеп, и, чтобы сделать ударение на словах «о чем молиться», постучал своей тростью по полу. Хотя для преподобного Дэвиса то, «о чем молиться», было загадкой, это не было загадкой для Прабхупады. Смиренно, без апломба, он выпрямился и, сделав грациозный жест, сказал: «Нам надо обращаться к Богу с такой просьбой: «Скажи, пожалуйста, как обрести любовь к Тебе?»
Подобную скромность Прабхупада проявил и в присутствии мистера Абдула Рабая, хотя познания Прабхупады были более глубокими.
В этом письме есть также практические советы Прабхупады относительно разделения в храме мужчин и женщин. Понятно, что они не жили вместе в одной комнате, но под «раздельным проживанием» Прабхупада имел в виду разные здания. Прабхупада говорит, что это лучше, чем разные комнаты в одном храме. Как бы там ни было, мужчины и женщины должны в любом случае жить отдельно.
Некоторые кастовые индусы порой обвиняли Прабхупаду в том, что он позволяет своим ученикам и ученицам слишком свободно общаться, но Прабхупада не мог просто отказать американкам в праве на духовную жизнь из-за того, что они самостоятельные и хотят иметь такой же статус, как мужчины. В сознание Кришны приглашаются все, и чтобы обеспечить вайшнавскую обстановку, нужно устроить раздельное проживание мужчин и женщин.
Что касается Махараджи Дашаратхи, то я сообщил Прабхупаде, что пишу статью о Рамаяне. Я прочел, что Махараджа Дашаратха чувствовал себя обязанным сдержать свое обещание и ради этого изгнать Раму, своего любимого сына. Мне было непонятно, почему Дашаратха не мог просто забрать назад свое слово и защитить сына. В этом письме Прабхупада не просто объясняет, насколько важно держать свое слово, но и идет дальше, выходя за рамки этих представлений. Так мы узнали, что «Васудева