что он доволен моими попытками приобщиться к мистерии «Бхагаватам». Тогда я только-только познакомился с Прабхупадой, но такие мгновения – когда он был доволен мной – остаются в памяти навсегда.
Однако в тот же вечер, после серьезного вопроса об унынии Вьясадевы, я также спросил, почему у индийских женщин на лбу красная точка. Прабхупада ответил, что это свидетельствует об их замужестве, но при этом бросил на меня недоуменный взгляд, словно спрашивая: «Зачем спрашивать о приземленных вещах, связанных с индийской культурой?»
Р’Рѕ время тех первых встреч СЃ Прабхупадой РјРЅРµ хотелось продемонстрировать СЃРІРѕСЋ симпатию Рє духовности РРЅРґРёРё, поэтому СЏ СѓРїРѕРјСЏРЅСѓР», что прочел автобиографию Ганди.
– Великолепная вещь, – сказал я.
– Ну и что там великолепного? – спросил Прабхупада.
В комнате были и другие посетители. Хотя я был гостем, Прабхупада не стеснялся указать на глупость моих слов. Я стал копаться в своей памяти, пытаясь найти ответ на его возражение: «Что же там великолепного?» Я начал рассказывать о том, как Ганди, воспитанный вегетарианцем, будучи подростком, попробовал мясо по настоянию приятелей. Рночью он чувствовал, будто ягненок плачет в его животе.
Прабхупада отверг мой пример:
– Большинство индийцев – вегетарианцы. В этом нет ничего великолепного. – Я не придумал, что еще можно было бы сказать о Ганди, и тогда Прабхупада заключил:
– Его автобиография называется “Мои эксперименты СЃ Рстиной”, РЅРѕ РїСЂРёСЂРѕРґР° Рстины РЅРµ такова. Рстину РЅРµ находят СЃ помощью чьих-то экспериментов. РћРЅР° всегда Рстина.
Хотя опровержение РјРѕРёС… слов Прабхупадой наносило удар РїРѕ моему СЌРіРѕ, РЅРѕ это всегда становилось для меня приобретением. Поэтому СЏ старался вынести РЅР° его СЃСѓРґ множество РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ, чтобы услышать его суждение. РЇ показал Прабхупаде дешевое издание «Бхагавад-гиты», которую читал. Прабхупада РІР·СЏР» РєРЅРёРіСѓ Рё стал читать РЅР° обороте обложки. Там упоминалась «вечная религия РёРЅРґСѓСЃРѕРІВ». Прабхупада препарировал эту фразу. Само слово «индус» является ошибкой. Его придумали мусульмане, называя так жителей РРЅРґРёРё. Р РѕРЅРѕ отражает неправильное произношение реки РЎРёРЅРґС…Сѓ (РРЅРґ). Р’ санскритской литературе это слово РЅРёРіРґРµ РЅРµ встречается. Также Прабхупада сказал, что РёРЅРґСѓРёР·Рј как вероисповедание нельзя считать вечным.
В другой раз я сказал Прабхупаде, что он всегда дает ответ только на основе заключений ведических писаний. На мой взгляд, это было узким подходом к истине. Не помню, что конкретно ответил Прабхупада, но его четкий, логичный и философский ответ удовлетворил меня. Когда я сказал Прабхупаде, что его ответы догматичны, он стал отвечать мне, основываясь на логике. Он сказал, что ведические писания являют абсолютную истину, однако он готов аргументировать свои утверждения динамично, основываясь не только на цитатах из священных писаний.
РљРѕРіРґР° СЏ пришел Рє Прабхупаде, СЏ полагал, что истина всегда относительна Рё что никто Рё ничто РЅРµ может претендовать РЅР° обладание абсолютной истиной. Рта РјРѕСЏ убежденность сформировалось РѕС‚ общения СЃ разными людьми Рё писателями. РЇ считал, что расхождения РІРѕ мнениях проистекают, главным образом, РёР· личной манеры мышления людей Рё РёС… способности подчинять РґСЂСѓРіРёС… силой СЃРІРѕРёС… аргументов. РЇ РЅРµ верил, что кто-то действительно знает истину. Просто некоторые люди более убеждены РІ своей правоте, чем РґСЂСѓРіРёРµ. РЇ думал, что РІ таком понимании кроется секрет совместной жизни людей РІ РјРёСЂРµ. Однако довольно СЃРєРѕСЂРѕ Прабхупада научил меня ценить парампару, Рё эта система показалась РјРЅРµ действенной.
Однажды у меня вызывали раздражение слова Прабхупады о том, что у Кришны было шестнадцать тысяч жен.
– Я искренне стараюсь понять Кришну и Его учение, изложенное в «Гите, – сказал я, – но как мне понимать слова о том, что у Кришны было шестнадцать тысяч жен?
Шрила Прабхупада парировал:
– Ты не понимаешь? Даже величайшие ученые не могут понять.
Рпотом Прабхупада подробно объяснял, что женитьба Кришны на шестнадцати тысячах царевен не является ни мифом, ни примером материального вожделения.
В другой раз я зашел к Прабхупаде после того, как он закончил обедать. Там я сел рядом с несколькими преданными. Я постарался сесть, скрестив ноги, как сидят медитирующие йоги. В отличие от других, я никогда не практиковал ни медитаций, ни йогических асан. Но каким-то образом, словно специально для того, чтобы продемонстрировать Прабхупаде свою глупость, я сел в эту позу. Прабхупада взглянул на меня так, как будто от меня шел дурной запах, и я сразу почувствовал себя разоблаченным в своем нелепом позерстве. Я понял, что ничего не знаю о йоге. Он умел разоблачать подобные глупости одним лишь взлядом.
Философские беседы Прабхупады утоляли РјРѕР№ интеллектуальный голод. Рљ тому времени СЏ, РїРѕРґРѕР±РЅРѕ РјРЅРѕРіРёРј интеллектуалам, стал эклектичен. РЈ меня была склонность Рє чтению Рѕ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРј. РЇ читал переводы «Бхагавад-гиты» Рё Упанишад, РґСЂСѓРіРёРµ РґСѓС…РѕРІРЅРѕ ориентированные произведения, такие как В«РРіСЂР° РІ бисер» Германа Гессе, которое представляет СЃРѕР±РѕР№ вымышленное повествование Рѕ жизни СЃ РіСѓСЂСѓ РІ ашраме. РЇ считал В«РРіСЂСѓ РІ бисер» величайшей РєРЅРёРіРѕР№. РќРѕ РІСЃРµ равно оставался эклектиком.
РЇ предположил, что Прабхупада был эклектическим учителем. Р’ первый вечер, прослушав его лекцию РїРѕ «Бхагавад-гите», СЏ подумал: В«Рнтересно, Рѕ чем РѕРЅ будет говорить РЅР° следующей неделе? Возможно, Рѕ “Тибетской РєРЅРёРіРµ мертвых”». РЇ был удивлен, РєРѕРіРґР° Прабхупада СЃ силой заявил то, чего РЅРµ утверждал никто РґСЂСѓРіРѕР№: В«Рто есть Абсолютная Рстина, которую вам незачем искать РІ