женщины, одетой в сари. Мы подходили к ним со сложенными ладонями и говорили «Харе Кришна», думая, что они, подобно нам, преданные. Нас часто разочаровывала их холодность и невайшнавское умонастроение. Увидеть ученого профессора, который с улыбкой сообщает, что читал книги Дживы Госвами, было замечательно, но когда я попробовал углубиться в тему, то увидел (точно так же, как в разговоре с индийцами на улице), что профессор – вовсе не преданный.
РЇ рассказал профессору Рнгалсу Рѕ том, как Джива Госвами изучил санскрит. РћРЅ был племянником Санатаны Госвами Рё Р СѓРїС‹ Госвами. Еще РІ детстве РѕРЅ услышал РѕС‚ РЅРёС… Рѕ Господе Чайтанье Рё сразу же решил присоединиться Рє движению Господа Чайтаньи. РќРѕ тогда Дживе Госвами было всего шесть лет, Рё РѕРЅ подумал: «Какой РѕС‚ меня толк?В» Поэтому РѕРЅ решил десять лет изучать санскрит, чтобы стать более квалифицированным, Рё лишь потом присоединился Рє РґРІСѓРј Госвами Вриндавана.
РљРѕРіРґР° СЏ рассказывал эту историю, профессор слушал ее, РІСЂРѕРґРµ Р±С‹, благосклонно, Рё его лицо просветлело. РќРѕ потом СЏ сказал, что хочу получить РѕС‚ него РїРёСЃСЊРјРѕ Рѕ том, что гарвардский университет приглашает Прабхупаду РІ качестве приходящего лектора. Профессор ответил, что вайшнавизмом РІ большей степени интересуется РѕРґРёРЅ РёР· его аспирантов, мистер Рћ`Коннелл (который РІ то время жил РІ центре мировых религий), Рё посоветовал обратиться Рє нему. РЇ, опять-таки, РїРѕ своей наивности пришел РІ восторг РѕС‚ мысли Рѕ том, что РІ гарвардском университете есть вайшнав. Оставив профессора Рнгалса, СЏ поспешно пересек территорию кампуса Рё направился Рє центру мировых религий. Там СЏ постучал РІ дверь мистера Рћ`Коннелла. Открыла его жена. РЇ сразу же СЃРїСЂРѕСЃРёР»: «Вы вайшнавы?В» Женщина СЏРІРЅРѕ встревожилась. Рђ СЏ разочаровался Рё расстроился.
Однако она пригласила меня войти, и я вскоре понял, что ее муж изучает вайшнавизм. Есть огромная разница между тем, кто изучает вайшнавизм, и тем, кто действительно служит вайшнаву. До того, как я попал в ту квартиру, мне это не было известно.
На стенах квартиры висели разные картины и артефакты; полки были заставлены безделушками. Например, был там человечек с барабаном. Многие артефакты имели индийское происхождение, но они были невайшнавскими. Моя разочарованность стала трансформироваться в решительное и праведное чувство верности Шриле Прабхупаде. Я понял, что преданное служение – редкий дар, который можно получить от такого чистого преданного, как Прабхупада.
Миссис О`Коннел привыкла занимать беседой гостей своего мужа. Мы с ней немного поговорили, но я уже понял, что нахожусь на невайшнавской территории. Потом домой пришел мистер О`Коннел. Он тоже был любезен и дружелюбен в общении со мной. О`Коннел – профессионал в академическом знании о вайшнавизме, и беседа стала предметной. По милости Прабхупады я, хотя и был инициирован всего лишь год, смог в беседе с мистером О`Коннелом не ударить в грязь лицом.
Ранее мне никогда не приходилось бывать в Бостоне; мне и не снилось, что я буду иметь какие-то дела с гарвардским университетом. Я вырос в Нью-Йорке и поступил в бруклинский колледж. Как я смог общаться с гарвардскими интеллектуалами? Когда меня послали в Бостон, я даже побаивался, что мне придется дискутировать с кем-то из Гарварда. Мне казалось, что я не смогу беседовать с высокообразованными людьми. Вдруг образованный человек скажет что-то, недоступное моему пониманию, и я окажусь в нелепой ситуации? Но, находясь в квартире гарвардского специалиста по вайшнавизму, я обнаружил, что могу легко противопоставить его аргументам философию сознания Кришны.
Конечно, О`Коннел не обратился в сознание Кришны, но это не уменьшило моей решимости настаивать на сиддханте сознания Кришны. Академические невайшнавские взгляды ученого не испугали меня. Также я понял, что ученый может помогать нам в Бостоне в качестве друга Движения сознания Кришны, поэтому я старался вести себя деликатно. В общем, мы познакомились, и мистер О`Коннел сказал, что ему было бы интересно посетить наш храм. Рон впоследствии действительно пришел, и встречался с Прабхупадой. Мистер О`Коннел на протяжении ряда лет поддерживал дружеские контакты с преданными.
Моя первая встреча с мистером О`Коннелом научила меня многому. Я понял, что специалист по вайшнавизму – не обязательно вайшнав. Даже наоборот: он, почти наверняка, не вайшнав. Такими были некоторые из моих приключений в Гарварде, когда я безуспешно пытался добиться зачисления Прабхупады в состав преподавателей.
Потом я стал предпринимать усилия уровнем ниже. Как-то я увидел объявление о танцах в Гарварде. Я пришел, но в зале было так темно, и рок-музыка была такой жуткой, что я ушел, поговорив всего лишь с несколькими людьми и раздав немного пригласительных.
Р’ РґСЂСѓРіРѕР№ раз СЏ пошел РІ общежитие первокурсников Рё постучал РІ дверь. Меня пригласили войти. РЇ сказал: «Не хотите ли поговорить Рѕ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни? Р’С‹ слышали Рѕ “Харе Кришна”? Если Сѓ вас есть немного времени, СЏ хотел Р±С‹ побеседовать СЃ вами РѕР± этом. РЇ РёР· РќСЊСЋ-Йорка, Рё РјС‹ поем “Харе Кришна”». РРј хотелось быть РІ РєСѓСЂСЃРµ РЅСЊСЋ-Р№РѕСЂРєСЃРєРёС… событий. (Хотя СЏ Рё РЅРµ учился РІ Гарварде, РЅРѕ Сѓ меня было некоторое преимущество перед гарвардскими студентами – СЏ РјРѕРі рассказывать РѕР± авангардных явлениях Нижнего РСЃС‚-Сайда: Рѕ Свами Бхактиведанте Рё Рѕ Движении «Харе Кришна».)
Студентов слегка интересовала мантра, и